Жизнь и творчество Данте Алигьери (1265–1321)
1. Охарактеризуйте социально-политические и экономические явления, имевшие место во Флоренции на рубеже XIII–XIV вв. Опишите роль Флоренции как одного из европейских культурных центров данной эпохи. Прокомментируйте слова А.Л. Доброхотова: «Данте родился во Флоренции, и трудно найти кого-либо из великих поэтов, в чьей жизни место рождения играло бы такую драматическую роль и постоянно напоминало о себе [10]. 2. Какое образование получил Данте? Какую роль в его жизни сыграли Брунетто Латини и Джотто ди Бондоне? 3. Охарактеризуйте роль школы «дольче стиль нуово» («нового сладостного стиля») в становлении поэтического мастерства Данте. 4. Какую роль в жизни и творчестве поэта сыграла встреча с Беатриче в 1274 г.? Как это событие описано в «Новой жизни» (1292)? Какова структура и жанровые особенности этого сочинения Данте? Как вы понимаете слова Н.Г. Елиной о том, что «Новая жизнь» – это «поэзия личного переживания любви и смерти, приобретающего всечеловеческое значение» [11]? 5. Познакомьтесь с политической карьерой Данте как одного из лидеров флорентийских «белых» гвельфов. Почему Данте был изгнан из Флоренции в 1302 г.? Как сложилась судьба великого поэта в изгнании? Почему Данте не воспользовался амнистией и не вернулся во Флоренцию? Проанализируйте, как тема изгнания Данте художественно воплощена в творчестве А. Ахматовой («Данте»), Н. Гумилева («Флоренция»), В. Брюсова («Данте в Венеции»), А. Блока («Равенна»), И. Бродского («Декабрь во Флоренции»), О. Мандельштама («...слышу, слышу ранний лед»). 6. Чему посвящены трактаты Данте «Пир» (ок. 1303–1307), «О народном красноречии» (ок. 1304–1306) и «Монархия» (ок. 1313)? Какую роль сыграл Данте в развитии литературного итальянского языка?
7. Где Данте провел последние годы своей жизни? Где похоронен великий итальянский поэт?
3. «Божественная комедия» (1307 – 1321) Данте 3.1. Напишите краткое содержание «Божественной комедии» (150 слов). 3.2. Ответьте на следующие вопросы. 1. Какие части (кантики) включает в себя «Божественная комедия»? 2. Чем открывается I песня «Ада»? Кто является главным героем поэмы? 3. Кто становится проводником поэта по Аду и Чистилищу? 4. Куда, согласно Данте, попадают души людей, ничем не проявивших себя в земной жизни и оставшихся равнодушными к борьбе добра и зла? Почему Вергилий говорит герою по их поводу: «Взгляни – и мимо»? 5. Кого Данте поселил в Лимбе? Каких великих поэтов герой встретил в Лимбе? Как чувствует себя Данте в этом созвездии гениев? 6. Какова топография Ада в поэме Данте? Какие грехи казнятся в каждом из кругов Ада? Что Вергилий рассказывает герою об устройстве царства тьмы в XI песне «Ада»? 7. Какие наказания определены в каждом из инфернальных кругов? Соотносится ли наказание с природой и сущностью совершенного греха? 8. С кем из обитателей Ада встречается Данте? Кто из них – исторические фигуры, а кто – мифологические? 9. Кто осужден на муки в нижних кругах Ада? Какие грехи, согласно Данте, являются самыми тяжкими? 10. Кто обитает на дне инфернального пространства? Какое преступление совершили грешники, казнимые в пасти Люцифера? 11. Как Вергилий и Данте попадают из Ада в Чистилище? 12. Какова функция Чистилища? Какие души попадают в это пространство? Кто является стражем Чистилища? 13. Какова структура Чистилища? Какой грех искупается в каждом из его кругов? 14. Кто встречает героя у врат Чистилища? Какой ритуал предшествует входу в Чистилище? 15. Как происходит встреча героя с Беатриче? 16. Как структурирован Рай в поэме Данте? 17. Какие души герой встречает в раю? О чем Данте беседует с великими мыслителями средневековья, встреченными им в одной из райских сфер?
18. Где расположен Эмпирей? Кто сопровождает Данте по Эмпирею? 19. Чем завершаются странствия героя в Раю?
3. 3. Проанализируйте отдельные эпизоды «Божественной комедии» и ответьте на следующие вопросы. 1. Объясните роль I песни «Ада» в общем пространстве «Божественной комедии». Какие раздумья поэта отражены в этой песне? Какие ключевые для всего произведения темы она содержит? 2. В «сумрачном лесу» поэт встречает рысь, льва и волчицу. Что символизируют эти животные? Которое из них представляет наибольшую опасность для героя? 3. Объясните, почему Вергилий избран в качестве спутника и проводника героя по Аду и Чистилищу и почему он не может сопровождать Данте в райских сферах. Почему Данте считал Вергилия одним из самых великих поэтических и идейных предшественников? 4. Как поэт относится к обитателям Лимба? Почему их души оказались в этом пространстве? Каково отношение Данте к античной культуре? 5. Вспомните историю Франчески и Паоло, рассказанную в V песне «Ада». За что их души попали в Ад и какое наказание им определено? Какие чувства вызывает у героя история Франчески и Паоло? Почему Данте создает образы, вызывающие сострадание и сожаление, хотя и изображает грешников, обреченных на вечные муки? 6. Опишите политические и исторические события, нашедшие отражение в X песне «Ада»? Какую роль в истории Флоренции сыграл Фарината дельи Уберти? О чем говорят политические противники – Данте и Фарината? Каково отношение Данте к вождю гиббелинов и как оно художественно выражено? 7. Какую роль в поэме играет встреча Данте с Брунетто Латини? Какое предсказание получает Данте от Латини? 8. Вспомните, в каком из кругов Ада герой встречает Улисса. Можно ли проследить параллели в истории Улисса с жизненным путем самого Данте? Почему комментаторы поэмы называют Улисса одновременно «двойником» и «антиподом» Данте? Что подразумевает Ю.М. Лотман, говоря, что «Данте – паломник, а Улисс – путешественник»? 9. Воплощением какого греха служат Каин, Антенор, Толемей и Джудекка? Как герой поэмы относится к душам, помещенным в нижних кругах Ада? Испытывает ли он сострадание и жалость, подобные тем, которые пробуждали в нем обитатели первых кругов?
10. Какие поэтические средства и образы задействованы автором в процессе создания картин верхнего и нижнего Ада? Какими предстают взору читателя нижние круги Ада? Какие образы в заключительных песнях «Ада» имеют символический смысл? 11. Каким в «Божественной комедии» предстает Люцифер? Похож ли дантовский Люцифер на образ сатаны, созданный Мильтоном, романтиками, Гёте? Что символизируют кроваво-красный, бледно-желтый и черный цвета трех лиц Люцифера? Почему Данте называет Люцифера «червем, которым мир пронзен»? 12. Объясните состояние героя, завершившего странствие по инфернальному пространству: «Я не был мертв, и жив я не был тоже». Почему, прежде чем совершить восхождение в Чистилище и Рай, герой должен пройти через круги Ада? 13. Что символизируют семь кругов Чистилища? Почему, по мере того как герой покидает очередной круг Чистилища, ангел смахивает с его лба один из начертанных ранее знаков Р? 14. Какую роль в кантике «Чистилище» играют сны героя? Какие символические образы появляются в его снах? 15. Проанализируйте речь Вергилия о любви в XVIII песне «Чистилища». Помогают ли рассуждения Вергилия понять авторскую философию любви и ее роль в «Божественной комедии»? 16. Какие символико-аллегорические образы представлены в процессии, сопровождающей появление Беатриче в Земном Раю? Опишите душевное состояние героя во время их встречи с Беатриче. 17. Какая роль в «Божественной комедии» отведена Беатриче? Какой смысл в общем контексте поэмы имеет встреча героя с возлюбленной и их дальнейшие странствия по Раю? 18. О чем рассказывает герою Каччаквида, встреченный им на небе Марса? Что читатель узнает из этого рассказа о «старой» и «новой» Флоренции и о предках Данте? Какие предсказания слышит Данте от Каччаквиды? 19. Проанализируйте символику света в кантике «Рай». Что символизирует Солнце в поэме? 20. Какое знание вынес герой из своего путешествия по Раю?
3.4.Прокомментируйте следующие цитаты из «Божественной комедии».
1. Первые строки поэмы
Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины (Ад, I, 1–3).
2. Надпись у врат Ада
Я увожу к отверженным селеньям, Я увожу сквозь вековечный стон, Я увожу к погибшим поколеньям. Был правдою мой зодчий вдохновлен: Я Высшей силой, Полнотой всезнанья И Первою любовью сотворен. Древней меня лишь вечные созданья, И с вечностью пребуду наравне. Входящие, оставьте упованья (Ад, III, 1–9).
3. Слова Вергилия, обращенные к Данте
Встань! Победи томленье, нет побед, Запретных духу, если он не вянет, Как эта плоть, которой он одет! (Ад, XXIV, 52–54).
4. Отрывок из рассказа Улисса
О братья, – так сказал я, – на закат Пришедшие дорогой многотрудной! Тот малый срок, пока еще не спят Земные чувства, их остаток скудный Отдайте постиженью новизны, Чтоб солнцу вслед увидеть мир безлюдный! Подумайте о том, чьи вы сыны: Вы созданы не для животной доли, Но к доблести и к знанью рождены (Ад, XXVI, 112–120).
5. Строки о Флоренции и Италии
а) «Ты предалась беспутству и гордыне, Пришельцев и наживу обласкав, Флоренция, тоскующая ныне!» Так я вскричал, лицо мое подняв; Они переглянулись, вняв ответу, Подобно тем, кто слышит, что был прав (Ад, XVI, 73–78).
б) Гордись, Флоренца, долей величавой! Ты над землей и морем бьешь крылом, И самый Ад твоей наполнен славой! Я пять таких в собранье воровском Нашел сограждан, что могу стыдиться, Да и тебе немного чести в том (Ад, XXVI, 1–6).
в) Италия, раба, скорбей очаг, В великой буре судно без кормила, Не госпожа народов, а кабак!.. А у тебя не могут без войны Твои живые, и они грызутся, Одной стеной и рвом окружены. Тебе, несчастной, стоит оглянуться На берега твои и города: Где мирные обители найдутся? (Чистилище, VI, 76–87).
6. Встреча Беатриче и Данте
В венке олив, под белым покрывалом, Предстала женщина, облачена В зеленый плащ и в платье огне-алом. И дух мой,– хоть умчались времена, Когда его ввергала в содроганье Одним своим присутствием она, А здесь неполным было созерцанье, – Пред тайной силой, шедшей от нее, Былой любви изведал обаянье. Едва в лицо ударила мое Та сила, чье, став отроком, я вскоре Разящее почуял острие, Я глянул влево,– с той мольбой во взоре, С какой ребенок ищет мать свою И к ней бежит в испуге или в горе, – Сказать Вергилию: «Всю кровь мою Пронизывает трепет несказанный: Следы огня былого узнаю!» (Чистилище, XXX, 31–48).
7. Слова Беатриче, обращенные к Данте
Когда мой облик пред тобою блещет И свет любви не по-земному льет,
Так, что твой взор, не выдержав, трепещет, Не удивляйся; это лишь растет Могущественность зренья и, вскрывая, Во вскрытом благе движется вперед. Уже я ясно вижу, как, сияя, В уме твоем зажегся вечный свет, Который любят, на него взирая (Рай, V, 1–9).
8. Данте о Беатриче
Но Беатриче так была прекрасна И радостна, что это воссоздать Мое воспоминание не властно. В ней силу я нашел глаза поднять, И увидал, что вместе с ней мгновенно Я в высшую вознесся благодать. Что я поднялся, было несомненно, Затем что глубь звезды, раскалена, Смеялась рдяней, чем обыкновенно (Рай, XIV, 79–87).
9. Данте о своем будущем
Коль в некий день поэмою священной, Отмеченной и небом и землей, Так что я долго чах, в трудах согбенный, Смирится гнев, пресекший доступ мой К родной овчарне, где я спал ягненком, Немил волкам, смутившим в ней покой, – В ином руне, в ином величье звонком Вернусь, поэт, и осенюсь венцом Там, где крещенье принимал ребенком (Рай, XXV, 1–9).
10. Заключительные строки поэмы Таков я был при новом диве том: Хотел постичь, как сочетаны были Лицо и круг в сиянии своем; Но собственных мне было мало крылий; И тут в мой разум грянул блеск с высот, Неся свершенье всех его усилий. Здесь изнемог высокий духа взлет; Но страсть и волю мне уже стремила, Как если колесу дан ровный ход, Любовь, что движет солнце и светила (Рай, XXXIII, 136–145).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|