Выберите одну из предложенных тем для написания эссе (300 слов).
1. «Его [Гюго] гуманистический романтизм одерживал бескровные победы над жалкой действительностью» (Л.Н. Толстой). 2. «Поэт – бог, поэт – творец» (В. Гюго). 3. «Не есть ли жизнь причудливая драма, в которой смешиваются доброе и злое, прекрасное и безобразное, высокое и низкое – закон, действующий во всем творении?» (В. Гюго).
Литература
1. Гюго, В. Собор Парижской Богоматери / В. Гюго; пер. с фр. Н. Коган. – М.: Правда, 1984. – 560 с. 2. Банникова, Н.П. Виктор Гюго / Н.П. Банникова // Зарубежная литература для детей и юношества: учебник для ин-тов культуры: в 2 ч. / Н.П. Банникова [и др.]; под ред. Н.К. Мещеряковой, И.С. Чернявской. – М.: Просвещение, 1989. – Ч. 1. 3. Гражданская, З.Т. От Шекспира до Шоу: Английские писатели XVI–XX вв.: кн. для учащихся / З.Т. Гражданская. – М.: Просвещение, 1982. 4. История зарубежной литературы XIX века: учебник / под ред. Е.М. Апенко. – М.: ПБОЮЛ, 2001. 5. История зарубежной литературы XIX века / под ред. Н.А. Соловьевой. – М.: Высш. шк., 1991. 6. Карельский, А.В. Основные тенденции развития романтизма и его национальная специфика / А.В. Карельский [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/ivl/vl6/vl6-1433.htm – Дата доступа: 30.07.2011. 7. Луков, В.А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / В.А. Луков. – 3-е изд. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. – 512 с. 8. Мешкова, И.В. Творчество Виктора Гюго / И.В. Мешкова / М-во просвещения РСФСР; Сарат. гос. пед. ин-т. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1971. 9. Моруа, А. Олимпио, или Жизнь Виктора Гюго / А. Моруа. – Минск: Беларусь, 1980. – 479 с.
Становление реализма В европейской литературе. Чарлз Диккенс. «ПРИКЛЮЧЕНИЯ ОливерА ТвистА»
Литература первой половины – середины XIX в. 1830–40-е гг. в истории западноевропейских стран – это период напряженной социальной и идеологической борьбы, создающей предпосылки к возникновению нового направления мышления. Промышленные перевороты и развитие капитализма способствуют экономическому росту, однако такой прогресс отнюдь не зиждется на принципах равенства и общего благоденствия. В его основе лежат острые классовые противоречия между буржуазией и пролетариатом, эксплуатирующим и эксплуатируемым классами, выливающиеся в чартистское движение в Англии, революционные события 1830–1848-х гг. во Франции. Под влиянием упомянутых тенденций идеологическая направленность эпохи приобретает остросоциальный характер. В свою очередь в литературе данные процессы находят свое отражение в формировании такого литературного направления, как критический реализм. Изначально развивавшийся параллельно с романтизмом в 1830–40-е гг. реализм окончательно обретает свое лицо и заявляет о себе как о независимом литературном направлении. В наиболее характерной форме тенденции критического реализма проявились во Франции и Англии. Здесь в творчестве Стендаля, О. де Бальзака, Ч. Диккенса и У.М. Теккерея был создан критический реализм в его классической форме, и началось его теоретическое и литературно-критическое осмысление. Говоря о специфике национальных литератур, следует отметить, что для ранних этапов творчества Бальзака и Стендаля характерны черты романтизма, постепенно уступающие место позиции критического реализма. Бальзак заявляет об антиромантической направленности своего творчества, указывая во введении к роману «Отец Горио» на то, что «Давно единственным побуждением автора при публикации его книг является стремление повиноваться той судьбе, что порой совсем не похожа на уготованную нам богом, а создана для нас общественными условиями». В многочисленных статьях и рецензиях 30–40-х гг. Бальзак углубляет понимание принципов реалистического искусства, приходя к выводу о том, что «Автор – всего лишь историк, воспроизводящий черты грандиозного облика своего века, характерных его представителей». Грандиозный замысел писателя – «Человеческая комедия» (своего рода параллель и одновременно оппозиция «Божественной комедии» Данте) включает в себя, по словам самого автора, «…весь мир». Цикл состоит из 95 из первоначально задуманных автором 143 произведений и является портретом всего общества.
Среди произведений Стендаля – три законченных («Арманс», «Красное и черное», «Пармская обитель») и три незаконченных романа. Наиболее значительны достижения писателя в развитии принципа психологизма, строящегося на соотнесении страстей и разума, соединяющем в герое два человека: одного действующего, а другого наблюдающего. Еще более социально острый характер носит английский критический реализм, представленный в мировой литературе именами Ч. Диккенса, У.М. Теккерея, Ш. Бронте, Э. Гаскелл, Дж. Элиот. Сатирическую направленность реализм получает в творчестве Теккерея и достигает кульминации в самом его значительном произведении – романе «Ярмарка тщеславия» с подзаголовком «Роман без героя». Второе по величине произведение – «Книга снобов», утверждающая в мировой культуре понятие «сноб» – тщеславный человек, смотрящий сверху вниз на низших по положению и фальшиво кланяющийся перед вышестоящими. Лучшие произведения Э. Гаскелл и прежде всего ее роман «Мэри Бартон» посвящены жизни и борьбе английского пролетариата. Роман Ш. Бронте «Джен Эйр» – еще одно значимое произведение английского критического реализма, новаторский характер которого в том, что его героиней выступает простая женщина, смело отстаивающая свое человеческое достоинство, право на труд и любовь. Более поздние произведения этого периода выделяются своим психологизмом и интересом к этической проблематике. Реализм – это художественный метод, следуя которому художник изображает жизнь в типичных образах, действующих в типичных обстоятельствах. Это искусство показывать взаимодействие человека со средой, воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|