Социально-экономическая сущность финансирования организаций культуры. Каналы и источники финансирования
Финансирование – выделение денежных средств из определенных источников на конкретные цели: развитие отраслей, строительство и реконструкцию объектов, содержание бюджетных учреждений, проведение социально-культурных мероприятий и другие нужды. Финансирование является ключевым вопросом экономики культуры. Государственное финансирование является основой государственных гарантий сохранения и развития культуры и реализации прав граждан в области культуры, зафиксированных в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Финансирование культуры – показатель отношения государства к культуре, экономического обеспечения его культурной политики. Государство осуществляет финансирование сферы культуры, преследуя цели – сохранения существующего комплекса государственных и муниципальных учреждений культуры, обеспечения их доступности для населения, – сохранения и воспроизводства творческих профессиональных сообществ, прежде всего в области исполнительского искусства и кинематографии, – обеспечения сохранности и дальнейшего формирования архивного, библиотечного, музейного фондов России, – сохранения различных форм народного творчества, поддержки некоммерческих изданий учебной, детской литературы, книг по искусству, периодических изданий, государственных и муниципальных телерадиокомпаний. Причем объем государственной поддержки организаций культуры больше там, где выше социальная полезность. Услуги библиотек, например, обеспечиваются финансированием из бюджета в пределах 95%, филармоний и музеев – в пределах 70%, а парков культуры и отдыха, где превалирует развлекательная деятельность – в пределах 40%.
Обязанность государства путем прямого финансирования и проведения соответствующей налоговой политики поддерживать развитие библиотечного дела, хранение и использование музейных коллекций, обеспечивать сохранение и охрану культурного наследия закрепляется в федеральных законах: «О библиотечном деле», «О музейном фонде РФ и музеях в РФ», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ». Финансовым источником выполнения этих обязательств являются федеральный, региональный (субъектов РФ) и местные (муниципальных образований) бюджеты. С другой стороны, финансовую поддержку сферы культуры со стороны государства обуславливают особенности экономических отношений (вопрос № 1). Экономические причины государственной поддержки сферы культуры: 1. Культурные блага обладают свойствами общественных благ: неисключаемость и несоперничество. 2. Культурная деятельность сопровождается значительными положительными внешними эффектами. 3. Особенности соотношения спроса и предложения в культуре: предложение превышает спрос, спрос высокоэластичен по цене. 4. В культурной деятельности имеет место «болезнь издержек» («болезнь Баумоля-Боуэна»). Внеэкономические причины внимания государства к производству определенных культурных благ: 1. Политические интересы властных элит: государство поддерживает те виды культурной деятельности, которые оцениваются как наиболее результативные средства достижения политических целей и консолидации элит; 2. Ценностные представления о значимости определенных видов культурной деятельности; 3. Коллективные действия профессиональных сообществ, стремящихся сохранить поддержку государства при ослаблении политических или идеологических установок, породивших в свое время такую поддержку. Источники финансовых ресурсов культуры:
1) Семейные бюджеты (бюджеты домохозяйств) связаны с доходами от реализации культурных благ населению. 2) Корпоративные бюджеты (бюджет предприятий и организаций) отражают деятельность спонсоров и благотворительных организаций. 3) Региональный бюджет. 4) Центральный (федеральный) бюджет. Указанные источники определяют многоканальную систему финансирования культурной деятельности, в рамках которой в данную сферу поступают как непосредственно «заработанные» ею доходы, так и ресурсы, полученные в результате перераспределения общественных средств. Каналы финансирования культурной деятельности: – прямое бюджетное финансирование; – косвенное бюджетное финансирование; – внебюджетные средства. А) Прямое бюджетное финансирование: – капитальные вложения (инвестиции) — средства на новое строительство, реконструкцию зданий, техническое перевооружение; – бюджетные (текущие) ассигнования — бюджетные средства, выделяемые по смете на содержание бюджетных учреждений и ведение ими уставной деятельности в соответствии с утвержденной бюджетной росписью. В условиях отсутствия нормативов финансовых затрат устанавливаются принципы определения величины бюджетных ассигнований и доводятся соответствующие лимиты бюджетных обязательств. Бюджетные средства используются исключительно через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся соответствующими органами казначейства; – целевое финансирование — бюджетные средства, предоставленные на конкурсной основе на реализацию культурных проектов по договорам, заключенным с органами государственной власти и органами Б) Косвенное бюджетное финансирование. Налоговые льготы. Льготы, предоставляемые учреждениям культуры по уплате налогов на федеральном уровне. Права органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления по предоставлению учреждениям культуры дополнительных налоговых льгот: – освобождение от уплаты федеральных налогов в части, которая поступает в региональные и местные бюджеты; – освобождение от уплаты региональных и местных налогов. В) Внебюджетные средства: – доходы, получаемые от ведения деятельности: оказания платных услуг, использования имущества и т.п.; – кредиты; – благотворительные пожертвования, спонсорские вклады, гранты благотворительных фондов и т.п.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|