Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Системы зависимого наблюдения: автоматическое зависимое




Наблюдение

 

В начале 80-х годов ICAO признала растущую ограниченность возможностей су-

ществующих аэронавигационных систем и необходимость внедрения усовершенствова-

ний для дальнейшего развития гражданской авиации. В 1983 г. Совет ICAO учредил специальный Комитет по будущим аэронавигационным системам (FANS -этап I). Данному комитету было поручено изучить, определить и проанализировать новые технологии и сформулировать рекомендации по дальнейшему развитию аэронавигации для гражданской авиации на период порядка в 25 лет.

Комитет FANS, критически рассмотрев существующие системы с точки зрения их возможностей и возможного усовершенствования для обеспечения удовлетворения будущих потребностей, сделал вывод о том, что недостатки этих систем обусловлены в основном следующими причинами:

- ограничения существующих систем прямой видимости, связанные с распространением радиосигналов;

- трудности с внедрением и обеспечением устойчивой эксплуатации систем связи, навигации и наблюдения в обширных районах мира;

- ограничения, присущие системам речевой связи.

Комитет FANS также заявил о том, что указанные ограничения вытекают из самой сути существующих систем и поэтому решить проблему в глобальном масштабе можно только на базе использования новых концепций и новых систем связи, навигации и наблюдения, которые в свою очередь будут обеспечивать функционирование будущих систем АТМ. И, по мнению Комитета FANS, единственным жизнеспособным вариантом решения проблемы является использование спутниковых технологий. Однако, он также признал, что некоторые системы прямой видимости, например, средства радиосвязи, работающие в диапазоне VHF, SSR режим “S” по прежнему будут использоваться там где это целесообразно. Таким образом, Концепция FANS это – сплав спутниковых технологий с лучшими системами прямой видимости.

Исходя из этого, принципиально новым подходом в обслуживании воздушного движения является автоматическое зависимое наблюдение (ADS – Automatic Dependent Surveillance), при котором летательный аппарат сам определяет свое местоположение и передает эту информацию органам обслуживания воздушного движения и другим воздушным судам.

Примечание: Automatic (Автоматическое) – каждая станция, способная обеспечивать функцию ADS, передает данные о своем местоположении без вмешательства человека-оператора; Dependent (Зависимое) – пользователи полагаются друг от друга при определении относительных местоположений; Surveillance (Наблюдение) – обеспечивает визуализацию обстановки, подобно радиолокационному наблюдению.

Внедрение линии передачи данных “воздух - земля”, а также использование достаточно точных и надежных навигационных бортовых систем (в первую очередь базирующихся на использовании спутниковых технологий) позволяет обеспечить наблюдение в районах, где существующая инфраструктура не представляет такое обслуживание, в частности в океанических и других районах, где трудно, экономически нецелесообразно или даже практически невозможно развернуть существующие системы наблюдения. ADS представляет собой, предназначенную для целей обслуживания воздушного движения функцию, заключающуюся в том, что воздушное судно автоматически передает по линии передачи данных информацию, выдаваемую бортовыми навигационными системами. Как минимум эта информация включает данные о местоположении в пространстве и по времени, но может также представляться соответствующая дополнительная информация. Данные ADS будут использоваться автоматизированной системой обслуживания воздушного движения для предоставления информации авиадиспетчеру и прогнозирования конфликтных ситуаций. Помимо представления информации о движении воздушных судов в районах отсутствия радиолокационного контроля, ADS найдет эффективное применение также в других районах, включая районы с высокой плотностью воздушного движения, где оно может использоваться в качестве дополнительного и/или резервного средства по отношению к SSR. Как и в случае существующих систем наблюдения, полные преимущества ADS реализуются при использовании дополнительной двухсторонней линии передачи данных и/или речевой связи между пилотом и авиадиспетчером (речевая связь предусматривается по крайней мере в аварийных и нестандартных ситуациях)

Со стороны системы организации воздушного движения к автоматическому зависимому наблюдению предъявляются следующие требования:

- идентификация бортового оборудования передачи данных и возможностей ADS на основе поданного плана полета воздушного судна;

- установление линии передачи данных между бортовым оборудованием ADS и наземной системой обработки полетных данных (FDPS – Flight Data Processing System);

- сравнение 4-х мерного профиля полета воздушного судна, хранящегося в бортовой системе с полетными данными, хранящимися в FDPS;

- автоматическая передача обслуживания и связи при переходе из ADS – воздушного пространства в воздушное пространства без ADS, используя обмен цифровыми данными;

- представление связи пилот-диспетчер через CPDLC;

- автоматическое сообщение об отклонении от плана полета;

- предоставление режима срочности ADS для поддержания процедур обслуживания воздушного движения, связанных с оповещением, поиском и спасением.

Компонентами ADS являются:

- интерфейс пилота;

- бортовое оборудование;

- линия передачи данных;

- интерфейс системы связи;

- автоматизированная система обслуживания воздушного движения;

- интерфейс диспетчера.

Донесения ADS о местоположении автоматически передаются органу обслуживания воздушного движения, обслуживающему воздушное пространство, в котором воздушное судно выполняет полет. Требования к передаче и содержанию донесений автоматического зависимого наблюдения устанавливаются органом обслуживания воздушного движения на основе действующих условий эксплуатации, сообщаются на борт воздушного судна и подтверждаются посредством соглашения ADS.

Донесения ADS составляются из блоков данных, выбранных из следующих элементов:

1. Опознавательный индекс воздушного судна;

2. Основное донесение ADS:

- широта;

- долгота;

- высота;

- время;

- показатель качества (данная функция показывает степень точности выдаваемой информации о широте, долготе, высоте и времени);

3. Вектор путевой скорости:

- линя пути;

- путевая скорость;

- скорость набора высоты или снижения;

4. Вектор воздушной скорости:

- курс;

- число Маха или приборная скорость (IAS – Instrument Aircraft Speed);

- скорость набора высоты или снижения;

5. Прогнозируемый профиль полета:

- следующая точка маршрута;

- расчетная высота в следующей точке маршрута;

- расчетное время пролета следующей точки маршрута;

- (следующая + 1) точка маршрута;

- расчетная высота в (следующей + 1) точке маршрута;

- расчетное время пролета (следующей + 1) точки маршрута;

6. Метеорологическая информация:

- скорость ветра;

- направление ветра;

- признак качества данных о ветре (данная функция показывает степень точности выдаваемой информации);

- температура;

- турбулентность (если имеются данные);

- влажность (если имеются данные);

7. Ближайшее намерение:

- широта в запланированной точке маршрута;

- долгота в запланированной точке маршрута;

- высота в запланированной точке маршрута;

- время прогнозирования.

Если при полете воздушного судна от точки текущего местоположения до запланированного пункта маршрута предполагается изменение высоты, линии пути или скорости, в промежуточном блоке данных будет содержаться следующая информация:

- расстояние от текущей точки до точки изменения параметра полета;

- линия пути от текущей точки до точки изменения параметра полета;

- высота в точке изменения параметра полета;

- прогнозируемое время до точки изменения параметра полета;

8. Прогнозируемый профиль полета на более продолжительный период (в ответ на запрос наземной автоматизированной системы обслуживания воздушного движения):

- следующая точка маршрута;

- расчетная высота в следующей точке маршрута;

- расчетное время пролета следующей точки маршрута;

- (следующая + 1) точка маршрута;

- расчетная высота в (следующей + 1) точке маршрута;

- расчетное время пролета (следующей + 1) точки маршрута;

- (следующая + 2) точка маршрута;

- расчетная высота в (следующей + 2) точке маршрута;

- расчетное время пролета (следующей + 2) точки маршрута;

(следует повтор до (следующей + 128) точки маршрута).

Все воздушные суда, оборудованные средствами ADS, передают блоки данных основного донесения ADS. При необходимости передаются остальные блоки данных. В аварийных и/или срочных донесения ADS в дополнение к соответствующей информации донесений ADS указывается статус аварийности и/или срочности.

Для реализации функции ADS необходимы:

- данные о местоположении, предоставляемые бортовым навигационным оборудованием;

- интервалы передачи сообщения ADS с отклонением не более одной секунды от UTS;

- линия передачи данных;

- наземная инфраструктура передачи информации органу обслуживания воздушного движения; и

- соответствующие процедуры обслуживания воздушного движения.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...