Основные принципы перехода на новые системы CNS/ATM
⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 9
При переходе на новые системы CNS/ATM государства и регионы должны быть уверены в том, что они отберут, «приобретут» и внедрят именно те компоненты системы CNS/ATM, которые им действительно необходимы, а также в том, что им не будет навязано то, что возможно не отвечает фактическим потребностям. Во многих странах и регионах поставщики обслуживания воздушного движения буквально завалены предложениями со стороны фирм-производителей соответствующего оборудования, которые ориентируются, прежде всего, на то, чтобы продать свою продукцию, а не на то, чтобы предоставить пользователям воздушного пространства и поставщикам услуг по обслуживанию все необходимое для удовлетворения их потребностей наиболее экономичным способом. Существующие системы связи, навигации и наблюдения, функционирующие в пределах прямой видимости, и соответствующие средства организации воздушного движения обеспечивают предоставление обслуживания необходимого для выполнения задач, возложенных на воздушный транспорт. В принципе, показатель эффективности функционирования этих систем можно определить по их влиянию на пропускную способность воздушного пространства с точки зрения обслуживания заданного объема воздушного движения, на затраты с ними связанные, на безопасность полетов, на надежность и скорость, с которой выполняется задача, возложенная на воздушные перевозки. Для проведения детального комплексного анализа ключевых и критических аспектов, связанных с внедрением систем CNS/ATM, в процессе планирования и реализации мероприятий по внедрению как один из подходов может использоваться следующая методика. Она включает: 1. Определение эксплуатационных потребностей;
2. Техническую оценку (включая анализ аспектов безопасности полетов); 3. Анализ затрат и выгод; 4. Классификационный анализ и рекомендации. Усилия, в ходе выполнения этой работы, должны фокусироваться на эксплуатаци- онных потребностях пользователей воздушным пространством и организационно-право- вой базе, необходимой для обеспечения эксплуатационных этих потребностей. Этап 1. Определение эксплуатационных потребностей гражданской авиации Осуществление проекта, связанного с разработкой и оценкой архитектуры CNS/ATM, должно начинаться с выработки четко определенных базовых технических и эксплуатационных требований, отвечающим потребностям всех пользователей и вместе с тем вписывающихся в региональную и международную структуру авиационных правил и положений. Прежде чем разрабатывать эксплуатационные и технические требования к структуре воздушного пространства, необходимо четко представлять себе существующие и будущие условия деятельности системы CNS/ATM. Поэтому необходимо произвести оценку всех имеющихся средств CNS/ATM используемых как поставщиками обслуживания так и пользователями. Одновременно с этим необходимо выработать ясное представление о базовых требованиях к системе и затратах на реализацию этих требований. В ходе этих действий вырабатывается текущее комплексное представление о текущих условиях функционирования системы CNS/ATM с учетом технических, эксплуатационных, экономических и организационно-правовых аспектов. Эти представления позднее будут использоваться для оценки общей пригодности существующей системы CNS/ATM и организационно-правовой базы с точки зрения использования новых вариантов систем CNS/ATM. Имея представление о существующих условиях, можно приступить к определению будущих темпов роста объема перевозок и других соответствующих изменений в эксплуатационных условиях (например, изменения в составе парка воздушных судов, размещения объектов обслуживания воздушного движения и т.д.). Кроме того, можно рассмотреть любые возможные ограничения в будущем (например, потребности министерства обороны в использовании воздушного пространства, юридические аспекты и нормативные требования). Имея представление о будущих условиях, можно приступить к определению общих эксплуатационных потребностей и требований использования воздушного пространства.
Этап 2. Техническая оценка После того, как будут определены ограничения действующей системы CNS/ATM, эксплуатационные, технические и организационно-правовые требования к ней, можно приступить в выработке реалистичных сценариев организации будущей системы CNS/ATM. При подготовке сценариев необходимо уделять внимание организационно-правовым, эксплуатационным и техническим требованиям, а также вопросам общей доступности архитектуры системы для организаций, предоставляющих обслуживание и всех пользователей. Например, архитектура системы CNS/ATM, в которую заложены большие затраты на соответствующее оборудование воздушных судов, может оказаться подходящим объектом для международных эксплуатантов (если будет доказана выгода для них), однако объем первоначальных затрат может стать непреодолимым барьером для внутренних авиаперевозчиков. После определения архитектуры системы CNS/ATM осуществляется техническая оценка, в основе которой лежит детальное понимание архитектуры системы, требований, которым она должна отвечать, и ее влияния на заинтересованные стороны. В ходе анализа должен рассматриваться риск с точки зрения простоты перехода и безопасности. Этап 3. Анализ затрат и выгод Анализ затрат и выгод проводится по завершении технической оценки. Сначала необходимо категоризировать затраты и выгоды по всем установленным заинтересованным сторонам, и затем рассмотреть определенные категории с участием самих заинтересованных сторон. После этого путем консультаций, анализа, моделирования проводится фактическая количественная оценка затрат и выгод. Эта часть общего анализа требует наибольших трудозатрат и более других элементов анализа может подвергаться критике и изучению. После того, как затраты и выгоды установлены, начинается процесс экономического моделирования, за которым следует апробация моделей, анализ их экономический эффективности и итерация результатов. Итогом работы на данном этапе является количественная оценка различных сценариев построения системы CNS/ATM с точки зрения отношения доходов к издержкам и других финансовых показателей.
Этап 4. Классификационный анализ По завершении анализа затрат и выгод его итоги следует увязать с результатами технической оценки (включая анализ риска и уровня безопасности). В ходе этой процедуры можно осуществить классификацию сценариев с учетом экономических, технических и организационно-правовых факторов, связанных с каждым сценарием. При проведении классификационного анализа следует учитывать относительную значимость различных оценочных факторов, таких как затраты, выгоды, сценарии перехода, риски, соответствие требованиям, совместимость, сложность в эксплуатации и влияние на организационно-правовые аспекты. По завершении такой оценки уже несложно подготовить рекомендации по развитию, внедрению и переходу на новую систему CNS/ATM. Весь процесс в целом представлен на рис. 56. Использование эффективных методов анализа и таких описанных выше средств, как определение требований, техническая оценка, анализ затрат и выгод классификационный анализ, послужат эффективной помощью в реализации любых национальных или региональных программ внедрения систем CNS/ATM. Вопросы развития и перехода на будущую систему CNS/ATM являются наиболее важными при рассмотрении концепции глобальной системы CNS/ATM. Одновременное внедрение функциональных элементов системы как-то связь, навигация, наблюдение по всему государству может оказаться невозможным. Для того, чтобы можно было использовать действующие системы обслуживания воздушного движения, процесс перехода должен носить эволюционный характер. При этом необходимо учитывать следующие факторы: - состояние существующих систем, срок их службы и степень эксплуатационной эффективности;
- темпы изменений будут зависеть от темпов разработки на национальном, региональном и международном уровнях требуемых технических и эксплуатационных характеристик; - при введении в системы усовершенствований они должны начинать окупать себя как можно скорее; - эксплуатационные концепции в отношении элементов системы CNS/ATM могут вызвать потребность в механизме решения правовых вопросов, а также вопросов связанных с суверенитетом воздушного пространства и заключением (перезаключением) международных соглашений; - основополагающее значение при принятии решений относительно элементов CNS/ATM будут иметь нужды пользователей воздушного пространства и потребности других заинтересованных сторон; - принимая во внимание вышеперечисленные факторы, длительность периода реализации будет различной в зависимости от потребностей государства. В свою очередь, имеющиеся проблемные области, могущие потребовать решения, можно объединить в несколько категорий: человеческий фактор, оборудование, эксплуатация, организация и экономика. 1. Вопросы человеческого фактора: 1.1. Процедуры и подготовка персонала для использования параллельных систем CNS/ATM. 1.2. Вопросы взаимодействия “человек - машина” для параллельных систем. 1.3. Доверие оператора/пользователя к новой системе. 1.4. Критерии отбора операторов/пользователей новой системы. 1.5. Технологические процедуры в случае отказа новой или старой системы. 1.6. Вопросы автоматизации. 1.7. Знание оператором особенностей функционирования двух систем. 2. Оборудование/средства/инфраструктура: 2.1. Готовность оборудования, средств и инфраструктуры для новой и старой систем. 2.2. Разные возможности воздушных судов в одном и том же воздушном пространстве, удобство обслуживания нового и старого оборудования, средств и инфраструктуры. 2.3. Государственные или другие границы с разными инфраструктурами. 2.4. Нарушение производства полетов при изменении системы. 2.5. Обеспечение целостности и резервирования новой и старой систем. 2.6. Различные типы оборудования для обеспечения одной и той же функции. 2.7. Проектирование новых систем с учетом возможности их дальнейшего совершенствования. 2.8. Использование какой либо системы в качестве дополнительного или единственного средства. 2.9. Снятие воздушных судов и средств с эксплуатации для переоснащения. 2.10. Аспекты пропускной способности и зона действия. 2.11. Сертификация оборудования новой системы. 3. Эксплуатация: 3.1. Использование различных систем на различных этапах полета.
3.2. Различные возможности воздушных судов или классы пользователей в одном и том же воздушном пространстве. 3.3. Перерыв в работе при смене системы. 3.4. Первоначальные преимущества новой системы в период перехода. 4. Организация управления: 4.1. Стандарты и правила. 4.2. Поэтапный переход: промежуточные этапы. 4.3. Перестройка организационной структуры в период перехода. 4.4. Предэксплуатационные испытания. 4.5. Научно-исследовательские опытно-конструкторские работы и разработка видов их применения. 4.6. Необходимость и мотивация сокращения продолжительности переходного периода. 4.7. Обмен информацией между государствами по вопросам планов реализации. Экономика 5.1. Стоимость новой системы и капиталовложения в старую систему; амортизация. 5.2. Расходы на содержание параллельных систем.
Рис. 56. Этапы выработки предпочтительного варианта построения системы CNS/ATM.
Читайте также: A) политической системы Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|