Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы автоматического зависимого наблюдения




 

Имеется два типа автоматического зависимого наблюдения: ADS-С и ADS-B.

При типе наблюдения ADS-C (Contract - контрактное) оборудование ADS-C позволяет автоматически посылать с борта воздушного судна данные о местоположении органу обслуживания воздушного движения через определенные интервалы времени или в определенных случаях по запросу со стороны органа обслуживания воздушного движения, имеющего возможность через свои технические средства, взаимодействующие с бортовой аппаратурой ADS и устанавливать периодичность обновления необходимой информации с борта воздушного судна. ADS-С не предназначено заменить имеющиеся радиолокаторы, и его применение ограничивается областями воздушного пространства, где используются процедурные методы обслуживания воздушного движения.

Данный тип наблюдения базируется на связи “один-на-один” между воздушным судно, передающим сообщение ADS и наземной станцией, принимающей это сообщение.

Виды контракта (назначаемые авиадиспетчером) могут быть следующие:

- периодический контракт: сообщения ADS передаются через определенные интервалы времени (например, через каждые 4 мин);

- контракт по событию: сообщения ADS передаются в момент наступления какого-либо события (пролет определенной точки на маршруте, достижение заданного эшелона полета и т.д.);

- контракт по требованию: сообщения ADS передаются как ответ на запрос авиадиспетчера;

- срочный контракт: сообщения ADS передаются в случае опасности.

Тип наблюдения ADS-B предусматривает собой усовершенствованный метод ADS, предусматривающий радиовещательную передачу данных о местоположении. Каждое воздушное судно или наземное транспортное средство имеющее оборудование ADS-B периодически передает в радиовещательном режиме данные о своем местоположении и другие соответствующие данные, выдаваемые его оборудованием. Любой сегмент пользователя, находящийся в воздухе или на земле в пределах дальности радиовещательной передачи, может обрабатывать эту информацию в своих целях. Например, воздушное судно имеющее оборудование ADS-B и получающее данные от других воздушных судов, оснащенных оборудованием ADS-B сможет осуществлять контроль за воздушной обстановкой также как и орган обслуживания воздушного движения, что позволит значительно повысить безопасность выполнения полетов.

ADS-B может использоваться в дополнение к SSR для обеспечения более эффективного наблюдения (заполнения разрывов в зоне действия наблюдения) и даже в качестве замены SSR в условиях низкой и средней плотности воздушного движения.

Иллюстрация различий между ADS-В и ADS-С приведена на рис. 49.

 
 

 

Наиболее значительными преимуществами автоматического зависимого наблюдения (на примере ADS-B) перед всеми остальными системами наблюдения являются:

- Точность: Современные воздушные суда (особенно те, которые имеют навигационное оборудование, базирующееся на использовании спутниковых технологий) могут определять и соответственно докладывать свое местоположение с большей точностью, чем это возможно на основе применения радиолокационного наблюдения.

- Расширенный блок передаваемой информации: наряду с докладом о текущем местоположении с борта воздушного судна могут поступать данные о курсе воздушного судна, вертикальной скорости, долговременных намерениях (например, о планируемом эшелоне полета, следующей точке пролета, времени ее пролета и т.д.), что может быть использовано автоматизированной системой обслуживания воздушного движения для расчета возможных конфликтных ситуаций.

- Обеспечение полета воздушного судна от стоянки до стоянки (gate-to-gate): ADS-B способно обеспечить наблюдение за воздушным судном на всех этапах полета, выступая в качестве единственного средства, выполняющего данную функцию. В настоящее время для этих целей применяется большое количество различных технических средств наблюдения в зависимости от того находится ли воздушное судно на земле, на этапе захода на посадку, на маршруте полета в континентальном или в океаническом воздушном пространстве.

- Гибкость: темп обновления информации, при использовании ADS-B, не фиксирован. Воздушное судно может докладывать данные наблюдения с любой частотой, в зависимости от того в на каком этапе полета и в каких условиях оно находится, например в узловом диспетчерском районе или на площади маневрирования аэродрома в условиях ограниченной видимости.

 
 

ADS-B может использоваться в дополнение к вторичному обзорному радиолокатору для обеспечения более эффективного наблюдения (заполнения разрывов наблюдения в обслуживаемом воздушном пространстве) и даже в качестве замены вторичного обзорного радиолокатора в условиях невысокой интенсивности воздушного движения. При наличии на борту воздушного судна соответствующего оборудования информация ADS-B может использоваться в качестве основы кабинного индикатора информации о воздушном движении (CDTI- Cockpit Display of Traffic Information). На рис. 50, в качестве примера, показан CDTI установленный в кабине воздушного судна.

 

В принципе, концепцию автоматического наблюдения не обязательно связывать со спутниковой технологией. Передача высоты полета воздушного судна по каналу вторичной радиолокации также является элементом зависимого наблюдения по одной координате а местоположение воздушного судна не обязательно должно быть определено с помощью спутниковых навигационных систем. Однако в этом случае, экипажу в процессе полета приходиться пользоваться разнообразными датчиками навигационной информации, имеющими различную точность, надежность, целостность, привязку к системам отсчета координат. Поэтому концепция автоматического зависимого наблюдения в наиболее четкой и законченной форме просматривается для спутниковых технологий.

Также необходимо отметить, что по сравнению с существующими радиолокационными системами оборудование автоматического зависимого наблюдения - ADS-B является высокоэффективным по стоимости решением (10 - 15% от стоимости стандартного вторичного обзорного радиолокатора). Таким образом, предвидится переход от систем, работа которых основана на действующих сегодня радиолокационных станциях, на системы, в основе которых лежит ADS-B.

Эволюцию систем зависимого наблюдения в глобальном масштабе можно представить в виде рис. 51.

 
 

 


Идеальной сферой применения ADS-B стало бы ее использование для как можно большего количества различных приложений наблюдения, и тем самым избежать установки множества систем наблюдения для обеспечения решения различных задач наблюдения, в зависимости от этапа полета воздушного судна.

Концепция эксплуатации системы и соответствующие технологии были апробированы при реализации различных проектов в этой области, начиная с 1993 года, и в настоящее время система ADS-B считается вполне зрелой и имеющей право на существование и, наряду с ранее упоминавшимися преимуществами автоматического зависимого наблюдения, с точки зрения международной ассоциации воздушного транспорта (IATA – International Air Transport Association), предлагает:

- Обеспечение лучшего доступа к полетной и метеорологической информации

Пользователи системой получат возможность “подписаться” на определенные виды продукции (в том числе графическую и текстовую) или запрашивать нужную информацию. Данные будут автоматически поступать на борт воздушного судна и, в зависимости от характера сообщения, становиться доступными немедленно или по требованию.

- Расширение диалога между авиадиспетчером и пилотом

Система связи, в рамках которой совмещены речевая радиосвязь и канал передачи данных между авиадиспетчером и пилотом (CPDLC) способна обеспечить поступление более своевременной и эффективной информации при ведении стандартного радиообмена земля-воздух.

- Более эффективные маршруты полета и траектории захода на посадку

В долгосрочной перспективе система GNSS позволит отказаться от традиционной навигационной инфраструктуре наземного базирования и разработать более оптимальные маршруты вылета и прибытия, а также траектории захода на посадку. Это позволит приблизить пропускную способность воздушного движения в приборных метеорологических условиях (IMC – Instrument Meteorological Conditions) к уровню эффективности выполнения полетов в визуальных метеорологических условиях (VMC – Visual Meteorological Conditions)

 

 

3.7. Требуемые характеристики наблюдения (RSP)

 

Появление, для обеспечения функций организации воздушного движения, нескольких типов систем или процедур наблюдения в дополнение к существующим средствам наблюдения приводит к усложнению аэронавигационной системы. Естественно, было бы идеальным использовать одну систему наблюдения, способную обеспечить выполнение требований к наблюдению на всех этапах полета в районах воздушного пространства всех типов. Однако с точки зрения экономической эффективности обеспечение наблюдения в условиях воздушного движения, которые значительно различаются в районах с низкой и высокой плотностью движения, требуются системы наблюдения с различными характеристиками и возможностями. До того момента, пока одна система наблюдения не сможет обеспечить выполнение всех требований, авиационное сообщество будет рассматривать все варианты, и поэтому некоторые системы прямой видимости, например средства ОВЧ- связи и SSR режима “ S” в районах аэродрома будут по прежнему эксплуатироваться, где это уместно.

Хотя наличие альтернативных возможностей наблюдения обеспечивает гибкость процесса планирования, это осложняет согласование функций наблюдения. Одно из решений, направленное на упрощение планирования, будет заключаться в преобразовании всех соответствующих эксплуатационных требований в серии параметров характеристик наблюдения. Получаемые в результате требуемые характеристики наблюдения (RSP- Required Surveillance Performance) будут представлять собой перечень обоснованных количественных требований к таким характеристикам наблюдения, как пропускная способность, готовность, точность, частота обновления и т.д. После установления перечня RSP для условий эксплуатационного сценария в рассматриваемом районе воздушного пространства, любая одна система или сочетание систем наблюдения, отвечающих этому перечню параметров, могут считаться приемлемыми для целей эксплуатации.

 

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...