Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Понятийный аппарат методологии научных исследований




Раздел 3. Понятийный аппарат методологии научных исследований

Предмет и структура методологии науки. Метод и методология. Классификация научных методов исследования. Методы эмпирического и теоретического познания. Гипотеза как форма развития научного знания. Эксперимент, его виды и функции в научном познании.

Индукция как метод научного познания. Индукция и вероятность. Дедукция как метод науки и его функции. Моделирование как метод научного познания. Метод математической гипотезы. Интерпретация как метод научного познания, ее функции и виды. Методы проверки, подтверждения и опровержения научных гипотез и теорий. Методы и модели научного объяснения, понимания и предсказания. Методы социально-экономического и социально-гуманитарного исследования. Характерные особенности системного метода исследования. Самоорганизация и эволюция систем. Системный метод и современное научное мировоззрение.

Понятие о научном исследовании. Виды исследований. Классификация научных исследований: по составу исследуемых свойств объекта, по признаку места их проведения, по стадиям выполнения исследования. Программа научного исследования, общие требования, выбор темы и проблемы. Этапы научного исследования: подготовительный, этап проведения теоретических и эмпирических исследований, работа над рукописью и её оформление, внедрение результатов научного исследования.

 

Раздел 4.  Методика подготовки научных текстов и магистерских диссертаций

Методологический замысел исследования и его основные этапы. Характерные особенности осуществления этапов исследования. Основные компоненты методики исследования. Литературное оформление материалов исследования. Общая схема научного исследования. Основные методы поиска информации для исследования.

Особенности работы с научной литературой. Виды научной информации. Источники библиографической и научной информации как объекты информационно-поисковой деятельности ученого. Аналитический обзор как средство фиксации результатов изучающего чтения. Академический стиль и особенности языка статьи и диссертации.

Методология диссертационного исследования. Структура и логика научного диссертационного исследования. Исследовательская программа диссертации. Выбор темы, план работы, библиографический поиск, отбор литературы и фактического материала. Распределение и структура материала. Проблема диссертационного исследования. Раскрытие задач, интерпретация данных, синтез основных результатов. Правила и научная этика цитирования: научные школы, направления, персоналии. Научный аппарат диссертации. Обоснование во введении выбора методологии - методологическая основа исследовательской программы диссертационной работы. Композиционная структура научного произведения. Фразеология научной прозы. Язык и стиль научной работы. Оформление библиографического аппарата.

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Внедрение компетентностного подхода в систему образования требует определенных изменений образовательных технологий. Новые требования к результатам освоения образовательных программ и отдельных дисциплин обусловили совершенствование содержания, разработку новых методик и технологий образовательной деятельности и форм контроля ее осуществления. Важную роль при этом играет переход от традиционных форм передачи знаний к инновационным образовательным технологиям.

При реализации программы дисциплины «Методология исследовательской деятельности и академическая культура» в рамках компетентностного подхода используются различные методы изложения лекционного материала. В зависимости от излагаемой темы используются проблемные лекции, лекции-беседы, лекции-дискуссии, лекции с разбором конкретных ситуаций и др. В целях активизации работы студентов при освоении теоретического материала, изложенного на лекциях, при проведении семинарских занятий проводятся семинары-диспуты, дискуссии, тестирование.

На основе новых образовательных технологий определяется сочетание методов, форм организации самообучения. Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление полученных навыков, на приобретение новых теоретических и фактических знаний.

№ п/п Наименование раздела Виды учебной работы Формируемые компетенции Информационные и образовательные технологии
1. Наука как отрасль человеческой деятельности, познания и преобразования окружающего мира. Лекция 1.     Семин. зан. 1.     Самостоятельная работа ОК-1     ОК-1     ОПК-12 - Вводная лекция, визуализация научных проектов. - Дискуссия по докладам. - Консультирование по докладам
2. Исторические этапы эволюции научных исследований Лекция 2   Семин. зан. 2   Самостоятельная работа ОК-1   ОК-1   ОПК-12 - Проблемная лекция. - Опрос. - Дискуссия по докладам. - Консультирование по рефератам.
3. Понятийный аппарат методологии научных исследований Лекция 3   Семин. зан. 3     Самостоятельная работа ОК-1   ОК-1, ОПК-12     ОК-1, ОПК-12 - Лекция-визуализация - Использование кейсов по проектным методам исследования - Проверка домашнего задания
4. Методика подготовки научных текстов и магистерских диссертаций Лекция 4.     Семин. зан. 4   Самостоятельная работа ОК-1, ОПК-12     ОПК-12   ОПК-12 - Лекция-беседа с обратной связью. - Беседа с обсуждением научных докладов. - Поготовка к защите рефератов.
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...