Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Партисипативная структура управления




Партисипативное управление может быть реализовано по следующим направлениям: предоставление работникам права самостоятельно принимать решения относительно осуществления своей деятельности (например, определение режима работы или выбор средств выполнения полученного задания); при необходимости привлечение работников к процессу принятия решения относительно сроков, специфики выполняемой работы; предоставление работникам права контроля за качеством и количеством осуществляемого ими труда и, соответственно, установление их ответственности за конечный результат; широкое участие работников в рационализаторской деятельности, во внесении предложений по совершенствованию их собственной работы и работы организации в целом; предоставление работникам права формировать рабочие группы из тех членов организации, с которыми они хотели бы работать вместе.

Организационная структура (англ. Organizational structure) — совокупность способов, посредством которых процесс труда сначала разделяется на отдельные рабочие задачи, а затем достигается координация действий по решению задач. Организационная структура определяет распределение ответственности и полномочий внутри организации. Как правило, она отображается в виде органиграммы (англ. organigram) — графической схемы, элементами которой являются иерархически упорядоченные организационные единицы (подразделения, должностные позиции).

Воп- 38. Вертикальное и горизонтальное разделение труда. В любой организации всегда возникает вопрос о том, как разделить деятельность сотрудников между собой. Главная цель такого разделения – специализация работников на выполнение отдельных видов работ, операций и процедур, разграничение их полномочий, прав и сфер ответственности. Работа распределяется между участниками трудового процесса по профессиональному признаку. В любой организации существует функциональное, структурное, вертикальное и горизонтальное разделение труда.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организовывание, контроль и т.д. Соответственно этому одни работники аппарата управления специализируются на работах по планированию, другие направляют свои усилия на организацию работ по выполнению планов, третьи являются специалистами по контролю хода, измерению результата и оценке работы и т.д.

Структурное разделение труда строится исходя из таких характеристик управляемого объекта, как организационная структура, масштабы, сферы деятельности, отраслевая или территориальная специфика. В силу большого разнообразия факторов, воздействующих на структурное разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время можно выделить некоторые общие черты специализации, касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров.

Горизонтальная дифференциация отражает степень разделения труда между отдельными единицами, т.е. расчленение общего производственного процесса на частное, непрерывное обособление различных видов трудовой деятельности со специализацией производства и исполнителей. При горизонтальном разделении труда руководитель высшего уровня имеет прямой контроль над несколькими руководителями среднего звена: например, своими заместителями по производству, бухгалтерскому учету и маркетингу. Те, в свою очередь, осуществляют прямой контроль над соответствующими руководителями низшего уровня, которые контролируют определенное число непосредственных исполнителей. Горизонтальное разделение труда происходит на одном уровне иерархии по функциям управления, стадиям и этапам осуществляемых процессов.

Функциональная структура работ на каждом уровне процессов неодинакова. При движении от низового уровня к высшему увеличиваются число и сложность задач по составлению планов и организации всей работы предприятия, повышается значение контрольной функции. На низовом и среднем уровнях менеджеры заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта функция, наряду с мотивированием, становится наиболее важной.

Вертикальная дифференциация связана с иерархией организации вглубь и настроена на выделение трех уровней управления – низового, среднего и высшего.

К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда.

Средний уровень – самый многочисленный, составляющий по некоторым данным 50-60 % общей численности управленческого персонала организации, – включает менеджеров, ответственных за ход производственного процесса в подразделениях, которые состоят из нескольких первичных образований (структурных единиц); сюда входят также менеджеры штабных и функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов и отделений, а также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ и проектов.

Высший уровень – это администрация предприятия, осуществляющая общее стратегическое руководство организацией в целом, ее функциональными и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято всего 3-7 % общего управленческого персонала.

Вертикальная дифференциация определяется количеством уровней власти в организации. Это степень разделенности управленческих специальностей. Чем больше организация, тем больше в ней иерархических уровней. Чем больше людей входит в организацию, тем больше усилий требуется для координации их поведения. При этом те организации, в которых иерархических уровней больше, называются длинными организациями, а те, в которых иерархический уровень меньше, – плоскими организациями.

Степень вертикальной дифференциации организации оказывает заметное влияние на удовлетворенность работой членов организации. Например, высшие управляющие в длинных организациях более удовлетворены работой, чем в плоских. И наоборот, те, кто занимают низшие должности в плоских организациях более удовлетворены работой, чем их коллеги в длинных организациях. Чем больше ступеней существует между высшим уровнем и оперативными работниками, тем более сложной является данная организация.

39. Основное содержание деятельности руководителей различных уровней управления

Выделяют три уровня управления – низовой, средний и высший.

К низовому уровню относятся менеджеры, имеющие в своем подчинении работников преимущественно исполнительского труда. Они осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...