Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Русская музыка XVIII века.. Русская музыка начала XIX века




Русская музыка XVIII века.

Новое в музыке: ведущее значение светских жанров, контакты с Западом, формирование национальной композиторской школы. Петровские времена: военная музыка (для духовых оркестров), виватные (хвалебные) канты, танцы (менуэт, гавот). 30-60 годы: опера («Цефал и Прокрис» Арайи на русский текст Сумарокова), кантаты, оратории. 70-90 годы - Березовский (на портрете) - создатель нового типа хорового концерта. Самый известный - " Не отвержи мене во время старости" - драматичен, отличается мастерством развития и много­образием фактуры. Бортнянский (35 хоровых концертов и другие произведения для церкви, 5 опер, Концерт­ная симфония, квинтет, фортепианные сонаты, песни), Фомин ( высшие достижение - комическая опера " Ямщики на подставе" и мелодрама " Орфей" (1792). Увертюра к " Орфею" - прекрасный образец русского классицизма), Хандошкин (выдающийся композитор и скри­пач-виртуоз. Играл также на балалайке, гитаре, альте. Был дирижером, педагогом, фолькло­ристом).

Русская музыка начала XIX века

 

Общественно - политические события, повлиявшие на развитие искусства: Отечественная война 1812 года, возникновение тайных обществ, восстание декабристов. Распространение романтизма. Новое вмузыкальной жизни: Филармоническое общество, музыкально-литературные кружки. Зарождение музыкальной критики (Одоевский). Основные жанры: опера (Кавос, Верстовский), песня и романс (Алябьев, Варламов. Гурилев, Верстовский).

 

А. Алябьев (1787 - 1851) очень разносторонний художник. В своем творчестве охватил широкий круг тем и настроений: с его произведениями в русскую музыку... «вошли темы высокого гражданского звучания, идея свободолюбия, любви к родине, ... сочувствия обездоленным и угнетенным» (Левашева). Среди лучших его романсов - «Грузинская песня», «Соловей»:

 

А. Варламов (1801-1848) - один из наиболее одаренных композиторов бытового русского романса. Его произведения искренние, эмоциональные и мелодичные. Романс «Белеет парус одинокий» написан на стихи М. Ю. Лермонтова:

 

Многие из них даже принимались современниками композитора за народные песни («Красный сарафан», «На заре ты ее не буди»).

 

Современник и друг Варламова - А. Гурилев (1803-1858) - сын крепостного руководителя оркестра графа Орлова. Лучшие романсы композитора - «Вьется ласточка сизокрылая», «Матушка-голубушка», «Вам не понять моей печали», «Сердце-игрушка», «Однозвучно гремит колокольчик»:

 

                                 

 МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА

20. 05 (1. 06) 1804 - 3. 02 (15. 02). 1857

                     Новоспасское - Берлин

 

Великий русский композитор, основоположник национальной композиторской школы, заложивший классические основы всех жанров русской музыки. Его называют «Пушкиным русской музыки», т. к. сходно их значение: объединение русских (народных и профессиональных) и западноевропейских традиций, классических и романтических; с их творчеством русское искусство заняло одно из ведущих мест в мировой культуре.

Родился в культурной дворянской семье в Смоленской губ. Музыкальные впечатления в детстве: крепостной оркестр дяди, церковное пение, колокольный звон, народные песни. «Музыка - душа моя» - высказывание 10-летнего Глинки. Домашнее образование: литература, история, география, языки (знал 8), музыка (фортепиано, скрипка, флейта), рисование. 1817-1822 гг. - Благородный пансион при Главном педагогическом институте в Петербурге; встречи с Пушкиным, посещение оперных спектаклей, занятия по фортепиано, скрипке, теории; создание вариационных циклов для фортепиано. 1823 г. - поездка на Кавказ, запись народных восточных мелодий, первые оркестровые сочинения. 1824-1829 гг. - служба чиновником, сочинение и издание романсов (в т. ч. «Не искушай меня без нужды» на слова Баратынского), занятия вокалом, частые встречи с Варламовым, Одоевским, Дельвигом, Грибоедовым, Жуковским. 1830-1834 гг. - поездка в Италию, Германию; знакомство с Мендельсоном, Берлиозом, Беллини, Доницетти; создание романсов, фортепианных пьес, камерных ансамблей; занятия с теоретиком 3. Денном (в Берлине); мысли о создании оперы.

1834г. – возвращение в Россию, начало работы над оперой «Жизнь за царя» («Иван Сусанин»). 1835г. - знакомство с Даргомыжским. 27 ноября 1836г. - успешная премьера оперы «Жизнь за царя» (присутствовали Пушкин, Гоголь, Одоевский, Жуковский). 1837-1840 гг. - служба в Петербургской Придворной певческой капелле, работа над оперой «Руслан и Людмила», создание романсов «Я помню чудное мгновенье», «Сомнение», вокального цикла «Прощание с Петербургом» (на слова Кукольника, самые известные песни этого цикла - «Попутная песня» и «Жаворонок»).

1842г. - знакомство с Листом (в Петербурге), 27 ноября - премьера оперы «Руслан и Людмила». 1844 год - авторский концерт в Париже. 1845-47 гг. - поездка в Испанию, создание двух Испанских увертюр («Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде»). Последние годы жизни: поездки в Варшаву, Париж, Берлин; создание «Камаринской», оркестровой редакции «Вальса-фантазии», романсов; замыслы симфонии «Тарас Бульба», оперы «Двумужница». 1857 г. Берлин: занятия с Денном, болезнь, смерть 3 февраля. Похоронен в Петербурге.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...