ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ». Вступление А В А Кода
ОПЕРА «КНЯЗЬ ИГОРЬ»
Опера не закончена, завершили работу над ней Римский-Корсаков и Глазунов. Историко-эпическое произведение: древняя Русь, исторические образы, медленное развитие событий, принцип сопоставления: Русь — Восток, князь Игорь — князь Галицкий, серьезное - комическое и т. д. Характерные черты оперы: завершенность эпизодов, старинные жанры (былина, скомороший наигрыш, плач). Пролог - грандиозная хоровая сцена в традициях Глинки - характеристика русского народа: оркестровое вступление - напоминает раскачивание колокола; хор «Солнцу красному слава» - народно-песенные интонации, параллельное движение голосов, возгласы «Слава! » - величие, колорит древности: Сцена затмения - красочная оркестровка и необычные гармонии (увеличенные трезвучия, диссонансы без разрешения). Сцена Скулы (бас) и Ерошки (тенор) - комическая, изображает «дезертирство» персонажей: осторожные шаги (пиццикато струнных), вокальная партия - речитатив передает резкую смену настроения, оркестровая тема - изображение «работы мысли» Скулы. Завершение пролога - повторение 1 -го хора. Сцена у князя Владимира Галицкого (брата Ярославны, жены князя Игоря, его партию исполняет высокий бас) начинается хором «Слава» (коротким, на беспорядочной скороговорке) и величальной песней Скулы и Ерошки - контраст величественному хору пролога: каков князь, такова и «слава». Песня Галицкого - 3-х частная форма; портрет «князя-босяка» (Стасов): стремительное вступление, простая по интонации тема с энергичным ритмом:
Ариозо Ярославны показывает лирические черты героини, ее основная тема близка по интонациям некоторым темам Игоря:
Хор девушек тихой светлой мелодией и нежными переливами переменного лада напоминает русские песни:
Хор бояр «Мужайся, княгиня» - суровая размеренная мелодия (напоминает древние песнопения), начинается в низком регистре у басов, затем поднимается вверх - к тенорам; создается ощущение неотвратимости трагических событий:
Каватина Кончаковны (контральто), дочери половецкого хана — восточная лирика, в сопровождении - аккорды арфы, вокальная партия — извилистая мелодия со сложным ритмом, варьирование (импровизационность), гармонический и мелодический мажор. Каватина Владимира Игоревича (тенор), сын князя Игоря - вступление изобразительное - пейзаж, южная ночь; основная тема -- лирическая, восторженная, пылкая. Каватина носит черты серенады. Ария князя Игоря (баритон) - не только характеристика главного героя, но к смысловой центр оперы, т. к. князь Игорь - образ-символ, идеал русского воина - храброго защитника и преданного супруга. Форма арии сложная Зх-частная с чертами концентричности (характерно для эпоса):
Вступление А В А Кода
Вступление - мрачное раздумье, речитатив, в оркестре - тяжелые «шаги» (размеренное нисходящее движение в низком регистре). Основной раздел: А - «И бранной славы пир веселый» ( «О дайте, дайте мне свободу»)- патетика, энергия, воля; тема прозвучит еще дважды, с каждым разом все более уверенно:
В - «Ты одна голубка-лада» - лирическая тема, ласковая, нежная, но сдержанная (так бывают выражены чувства в народных песнях): Реприза (А) - героическая кульминация, на тон выше, чем в экспозиции, начинается восходящей ч. 4. Кода - на материале вступления, но общее впечатление не мрачное, т. к. темы основного раздела более значительны. Ария хана Кончака (бас) - «портрет» восточного властелина: непостоянство характера - храбрость, жестокость, коварство, хитрость, но может быть и великодушным. Контраст арии князя Игоря. 3 раздела на самостоятельных темах: восточный колорит. Основная тема арии:
Половецкая пляска с хором (финал 2 д. ) - кульминация восточных сцен. 1 раздел - лирический хор - пляска девушек-невольниц: плавная и гибкая мелодия на фоне неизменных повторяющихся басов (органный пункт), синкопированный ритм:
2й раздел - стремительная, темпераментная пляска мужчин, 2 темы, близкие народным восточным мелодиям; 3 тема - общая пляска с хором, тема напоминает 2 раздел арии Кончака, но более быстрый темп. Варьированный повтор всех разделов.
Плач Ярославны (жена князя Игоря, сопрано) открывает IV д. Самый трагический эпизод оперы. Глубокое горе, но выражено сдержанно:
Впервые древний жанр - характеристика главной героини. Рондообразность. Рефрен - плач, эпизоды - обращение к силам природы (народная традиция); первый и последний - на лирической теме из арии князя Игоря (см. пример № 43) Красочная оркестровка, в последнем эпизоде изображение восхода солнца (тремоло скрипок в высоком регистре). Хор поселян - лирическая протяжная песня:
Мастерское воссоздание народного стиля. Подголосочная полифония. Заключительный хор – «3нать, Господь мольбы услышал» - радостный характер, менее величественный, чем хор пролога, который Бородин (по свидетельству современников) хотел повторить в конце оперы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|