Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«ЖИЗНЬ ЗА ЦАРЯ» («Иван Сусанин»)




 

Исторический сюжет: война с Польшей 1612-1613 гг. Либретто барона Розена (в постановке 1936г. - С. Городецкого). Авторское определение жанра: «отечественная героико-трагическая опера». Впервые в опере показан героический подвиг русского народа.

Национальные традиции: песни (3 цитаты и темы Глинки с народными интонациями), романсы, канты, партесное пение, знаменный распев, колокольный звон. Западноевропейские традиции: Генделя (хоровые сцены), Баха (полифония), Бетховена (оптимистический финал, несмотря на гибель главного героя - как в «Эгмонте»), итальянской оперы (виртуозность вокальных партий).

Черты классицизма: сходство с классической драмой, логичность развития (подготовка заключительного хора» «Славься» с 1 хора «Интродукции»); романтизма: лирика, темы, характеризующие поляков, жанры песни и романса; реализма: психологическая правда (сцена Сусанина с поляками в 4 д. ).

Характеристика русских. Темы вокального склада (песенные, романсные и речитатив - впервые в русской опере), герои - яркие индивидуальности: по авторскому определению, «Сусанин - характер важный, Антонида (его дочь) - характер нежно-грациозный, Собинин (жених Антониды) - характер удалый, Ваня (приемный сын Сусанина) - характер простосердечный».

Характеристика поляков - инструментальная танцевальная музыка (соответствие национальной традиции), показаны в целом - нет конкретных действующих лиц.

 

Увертюра - сонатная форма, основной конфликт оперы и вывод - торжество русских. Вступление - интонации 1го хора интродукции (героические) и трио эпилога (трагическое); т. ГП - соль минор - хор из 3 д., т. ПП (Си-бемоль мажор) - песня Вани. Разработка - конфликт: т. ГП и польские ритмы. Реприза - тональное сближение тем. Кода - противопоставление польской темы из 4д. и торжественное звучание русской.

 

1 действие. Интродукция - хоровая, раскрывает 2 грани одного образа - русского народа: 1й хор (мужской) «Родина моя» - величие, суровость:

 

 

 2й хор (женский) - жизнерадостный характер:

 

 

Завершение - фуга, ее тема объединяет интонации обоих хоров, которые прозвучат во многих эпизодах (патриотического характера) и подготавливают хор «Славься» (бетховенский прием).

 

Каватина и рондо Антониды (сопрано) - «портрет» героини: каватина лирическая, распевная:

 

 

рондо быстрое, жизнерадостное, виртуозное - как в итальянской опере, но интонации русские:

 

Первая характеристика Сусанина (бас) - не в традиционной арии, а в Сцене с хором (как в народной песне: запевала и хор) на народной теме (песня лужского извозчика).

Трио «Не томи, родимый» - Антонида, Собинин (тенор), Сусанин - романсная тема, полифоническое развитие (канон)

 

2 действие - «польское», 4 танца: полонез, краковяк, вальс, мазурка. Впервые танец - средство характеристики (горделивость, изящество, блеск).

 

Полонез:

 

 

Мазурка:

3 действие. Песня Вани (контральто) - спокойный характер, мелодия в духе колыбельной:

Сцена прихода поляков - раскрытие героического характера Сусанина.

Эта тема почти совпадает с хором «Славься», «Страха не страшусь» 4д. близок 1-му хору интродукции).

 

 

Ответ близок 1-му хору из интродукции.

Ариозо Сусанина «Ты не кручинься, дитятко мое» - прощание с дочерью, трогательное, скорбное, но сдержанное.

Свадебный хор - светлый, спокойная лирика:

 

 

Размер 5/4. ладовая переменность. Контраст предыдущей сцены и следующей.

Романс Антониды - печальный характер, создан раньше (романс на стихи Дельвига «Не осенний частый дождичек»)

 

4 действие. Ария Сусанина - 3-х частное строение. Вступление: речитатив и оркестровая тема (нисходящие фразы). Основная тема песенного склада; передает глубокое раздумье. Характер сдержанной скорби. Кульминация в коде.

Финал 4 д. (сцена гибели Сусанина) - трагическая кульминация оперы и первая развязка. Оркестровый эпизод фугато, изображающий бурю, затем присоединение темы рондо Антониды и мазурки (контрастная полифония). Речитатив «Чуют правду» - великолепный пример распевного речитатива:

 

Ария «Ты взойдешь, моя заря» полна глубокой скорби. В ней Глинка по словам Одоевского сумел «создать новый, неслыханный дотоле характер, возвысить народный напев до трагедии»:

 

 

Ариозо «Хитрить мне нужды нет» (повторяется дважды) на теме лужского извозчика (1 д. ), в оркестре тоже народная песня - «Вниз по матушке - по Волге» - их введение подчеркивает национальный характер героя.

Эпилог. Хор «Славься» - объединяет черты национальных жанров (знаменный распев, кант, партесный концерт, народная песня, колокольный звон):

 

 

 

торжественное, величественное звучание, итог развития, начатого в интродукции.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...