Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«картинки с выставки». Камерно-вокальное творчество. Николай андреевич римскийй-корсаков




«КАРТИНКИ С ВЫСТАВКИ»

 

Написана под впечатлением посмертной выставки художника Гартмана - друга Мусоргского. Программная фортепианная сюита, с чертами рондообразности (рефрен - «Прогулка», изображающая автора) и вариационности (рефрен меняется в зависимости от увиденного автором). Новаторство: в содержании - эпические образы («Богатырские ворота»), социальные проблемы («Два еврея, богатый и бедный»), сценки («Ссора детей после игры»); в музыкальном языке - колокольность, речитативные интонации, изобразительность (новые виды фортепианной фактуры). 10 частей. Кульминация в №10 («Богатырские ворота») - преображенная тема «Прогулки», эпическая мощь, торжественный характер.

КАМЕРНО-ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО

 

Развитие традиций Даргомыжского: театрализация, речитативы, социальные проблемы, сатира, но более смелое новаторство, конкретность - как в литературе или живописи. Герои, ситуации - увиденные в жизни «Сиротка», «Озорник», «Светик Савишна» на собственные тексты:

 

 

Новые образы в камерно-вокальной музыке: показ народных персонажей («Калистрат» на ст. Некрасова), детей (вокальный цикл «Детская». Первая песня «С няней» передает тончайшие оттенки детской речи:

 

 

Отражена в творчестве композитора и  антивоенная тема  - баллада «Забытый» на сл. Голенищева-Кутузова:

 

 

 Контрастные образы: трагические («Песни и пляски смерти») и комические («Семинарист»), сатирические («Блоха»). Музыкальный язык: речитатив, мелодии в духе народной песни; в фортепианной партии - необычные красочные гармонии, изобразительность.

Обобщение. Новизна и сложность творчества Мусоргского - причина недооценки его современниками (неодобрительное отношение к поздним произведениям даже единомышленников: Римского-Корсакова, Кюи, Стасова, Балакирева). В XX веке мнение изменилось: «Композитор, без которого для нас немыслима русская культура» (Сабинина). Влияние на музыку Дебюсси, Равеля, Прокофьева, Шостаковича, Свиридова и др.

«Озорник»), на собственные тексты. Новые образы в камерно-вокальной музыке: показ народных персонажей («Калистрат» на ст. Некрасова), детей (вокальный цикл «Детская»), антивоенная тема («Забытый» на сл. Голенищева-Кутузова). Контрастные образы: трагические («Песни и пляски смерти») и комические («Семинарист»), сатирические («Блоха»). Музыкальный язык: речитатив, мелодии в духе народной песни; в фортепианной партии - необычные красочные гармонии, изобразительность.

НИКОЛАЙ АНДРЕЕВИЧ РИМСКИЙЙ-КОРСАКОВ

              1844 (Тихвин Новгородской губ. )

- 1908 (Любенкск, близ Луги)

 

«Художник живет на свете для созидательной работы, и таковая есть его нравственная обязанность» (Римский-Корсаков).

Происходил из старинного дворянского рода. Отец - чиновник в отставке. Большое влияние брата (моряк, на 22 года старше композитора). Раннее проявление музыкальности. Занятия музыкой с 6 лет, в 11 лет - 1-е произведение (дуэт «Бабочка» на сл. из детской книжки).

1856-62 гг. - учеба в Петербургском Морском корпусе (традиционная в семье профессия). Занятия у Канилле (фортепиано; композиция).

1861 - знакомство с Балакиревым. Мусоргским, Кюи, Стасовым. Начало работы над 1 симфонией.

1862 - смерть отца; окончание Морского корпуса; уход в плавание на клипере «Алмаз» (был в Западной Европе, Северной и Южной Америке).

1865 - возвращение в Петербург. Окончание и успешное исполнение 1-й симфонии (дир. Балакирев). Участие в деятельности Балакиревского кружка, посещение музыкальных вечеров Даргомыжского. Конец 60 гг. - симфонические произведения, в т. ч. «Садко»), работа над 1-й оперой «Псковитянка».

70-е гг. - активная деятельность: профессор Петербургской консерватории, инспектор хоров морского ведомства, директор БМШ (после ухода Балакирева). Начало выступлений в качестве дирижера. Создание оперы «Майская ночь». Женитьба на пианистке Н. Н. Пургольд.

80-е гг. - служба в Придворной певческой капелле. Работа над завершением произведений Мусоргского (ум. в 1881г. ) и Бородина (ум. в 1887г. ). Участие в деятельности Беляевского кружка. Создание симфонических произведений «Испанское каприччио», «Шехеразада», «Светлый праздник», оперы-балета «Млада».

Начало 90 гг. - тяжелые события в семье (смерть матери, сына и дочери), разрыв отношений с Балакиревым (расхождение во взглядах на развитие искусства и музыкальное образования), недовольство своим творчеством.

1894-1907 гг. — «оперный» период: «Ночь перед Рождеством», «Садко», «Моцарт и Сальери», «Боярыня Вера Шелога», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Сервилия», «Кащей бессмертный», «Пан воевода», «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии», «Золотой петушок».

1905г. - увольнение Римского-Корсакова из консерватории. Всеобщее возмущение этим. Возвращение в консерваторию после избрания Глазунова на пост директора.

1907г. - последнее зарубежное выступление (Париж). Весна 1908г. - постановка «Снегурочки» в Париже - начало мирового признания композитора.

Ухудшение состояния здоровья весной 1908г. Скончался 8 (21) июня в имении Любенск. Похоронен в Петербурге.

«СНЕГУРОЧКА» 1881г.

 

Либретто создал Римский-Корсаков по «Весенней сказке» Островского. Отражение интереса композитора к мифологии, язычеству, воспевание вечной красоты природы, искусства (обряды, песни; символ искусства - Лель), любви (Лель - бог любви в славянской мифологии; образы Снегурочки и Купавы символизируют идеальную и земную любовь). 3 группы действующих лиц:

мифические –

Весна                                                     меццо-сопрано

Дед Мороз                                            бас

Леший                                                   тенор

Масленица (соломенное чучело)        бас

 

реальные –

Купава                                                   сопрано

Мизгирь                                                баритон

Бермята, ближний боярин                   бас

Бобыль                                                  тенор

Бобылиха                                              меццо-сопрано

 

полумифические – полуреальные –

Снегурочка – дочь Мороза и Весны  сопрано

Царь Берендей                                      тенор

Певец – пастух Лель                            контральто

 

Две драматургические линии: обрядовая (народные сцены) и сказочная лирико-эпическая. Большая роль оркестра: лейттембры (Снегурочка - флейта и скрипка, Купава - струнные стаккато, Лель - кларнет, Мизгирь - бас-кларнет), красочные инструментальные эпизоды. Сложный гармонический язык. Лейттональности (Римский-Корсаков обладал «цветным «слухом»).

 

Вступление. Рисует пробуждение природы весной. В оркестре в низком регистре тихо звучит лейтмотив Деда Мороза:

Весь оркестр наполнен возбужденным щебетом птиц:

 

Леший провозглашает приход весны:

(в оркестре звучит его лейтмотив – угловатая тритоновая интонация).

Тема Весны контрастирует предыдущим темам:

Песня и пляска птиц (пролог) - Ля мажор (тональность Весны):

 в оркестре - чириканье птиц, мелодия песенного склада, «Орел-воевода» - цитата:

Песня Деда Мороза (пролог) - близка его лейтмотиву, оркестр изображает вьюгу, холодный колорит.

Ария Снегурочки (пролог) - сказочность. 1-я группа лейтмотивов (определение Римского-Корсакова): легкость, подвижность, высокий регистр, соло флейты. Тема изящна, подвижна, с россыпью колоратур:

 

Ариетта Снегурочки (пролог) - выражает стремление к людям (другая грань образа). 2-я группа лейтмотивов: медленный темп, лирические интонации м. 2, ум. 3, 4.

Хор «Проводы Масленицы» (пролог) - начало обрядовой линии. Короткие попевки древнего происхождения (в т. ч. 3 цитаты), каждая следующая вариант предшествующей. Форма: 3-частная с чертами вариационности и рондообразоности.

Ариетта Снегурочки (1 д. ) лейтмотивы 1-й группы, но медленный темп. Печальный характер. Снегурочка обижена Лелем:

Хор «Прощай, Масленица» - энергичная тема основана на мелодических оборотах старинных обрядовых песен:

Первая и вторая песни Леля (1 д. ) – одна медленная, в стиле протяжной, а вторая – задорная, в духе хороводных народных песен:

 

 

Свадебный обряд (1 д. ) - двойные вариации на народные темы. Характеры Купавы и Мизгиря намеренно не выявлены, т. к. это обряд.

Шествие царя Берендея (2 д. ) - причудливость, добродушный юмор, контраст регистров и тембров:

 

Каватина Берендея звучит как восторженный гимн природе, создающей жизнь и красоту. Мелодия задумчиво-мечтательного характера:

Хоровод и песня «Про бобра» (3 д. ) - начало обрядовой сцены в заповедном лесу. В основе народная песня «Ай, во поле липенька». 2 тема - также цитата:

 

Продолжение обрядовой сцены - Пляска скоморохов (инструментальный эпизод в сонатной форме без разработки) и 3-я песня Леля (1 и 2 песни в 1 д. ) - предваряется лейтмотивом - наигрышем кларнета в народном духе. Куплетно-вариационная форма (меняется оркестровка).

Третья песня Леля начинается пастушьим наигрышем:

 

Песня написана в куплетно-вариационной форме, каждый куплет которой начинается речитативным запевом:

 

Ариозо Мизгиря («На теплом синем море») – в жанре баркаролы (р-р 6/8). Мелодия, насыщенная синкопами, имеет восточную окраску.

Вступление к 4 д. - «Голоса природы» (изображение светлячков - флейта-пикколо, арфа, колокольчики), соединение лейтмотивов Снегурочки и Мизгиря.

Дуэт Снегурочки с Мизгирем (4 д. ) - Ре-бемоль мажор (тональность любви), восторженно-лирический характер, преображение лейтмотивов Снегурочки.

«Сцена таяния» (4 д. ) - лирическая «тихая» кульминация оперы, соло скрипки, неустойчивость гармонии, лейтмотивы 2й группы.

Заключительный хор. Песнь Яриле-Солнцу - на основе лейтмотива Солнца (звучал в оркестре начиная с пролога), размер 11/4, ритмическая ровность, мажор, величие, радость, кульминация обрядовой линии:

 

 

«Кто не любит моей «Снегурочки», тот не понимает моих сочинений вообще и не понимает меня» (Римский-Корсаков).

 

«ЦАРСКАЯ НЕВЕСТА» 1898г.

 

По драме Мея. Либретто Тюменева. 4 действия: «Пирушка», «Приворотное зелье», «Дружко», «Невеста». Действующие лица и голоса:

 

Марфа Собакина, невеста Ивана Грозного   сопрано

Любаша                                                              меццо-сопрано         

Григорий Грязной, опричник                          баритон

Иван Лыков, жених Марфы                             тенор

Собакин, отец Марфы                                       бас

Дуняша, подруга Марфы                                  контральто

Иван Грозный                                                    персонаж без речей

 

Необычно для Римского-Корсакова: отсутствие фантастики; всего одна обрядовая сцена (3 д. ); вид произведения (жанр) - лирико-психологическая опера с чертами драмы (быстрое развитие событий, трагический финал, повышение роли ансамблевых сцен со сквозным развитием); песенно-ариозная мелодика.

Характерно для Римсксго-Корсакова: противопоставление добра (символ - Марфа) и зла (символ - Иван Грозный); темы любви, искусства (хор «Яр хмель» и песня Любаши из 1 д. ), природы (ария Марфы); эпические черты - статичность некоторых сцен, часто рассказ о них, образы-символы, контраст 2 женских образов (как в «Снегурочке»), большая роль хора.

Увертюра (сонатная форма) раскрывает основную идею оперы: противопоставление добра и зла. Тема ГП - ре минор (важнейшая тональность оперы, лейттональность Грязного), тревожная, сумрачная, интонации народной песни «Слава» (лейтмотив Ивана Грозного). Тема ПП - песенная, светлая и мечтательная, характер близок темам Марфы, в дальнейшем (как и ГП) не встречается. Разработка - развитие т. ГП. Реприза - драматизирована, переходит в коду на теме Марфы (лейтмотив «златых венцов» - мечта Марфы).

Ария Грязного (1 д. ) - страстный и мрачный характер героя, 3-частная форма, во вступлении лейтмотив, си минор (2-я лейттональность).

Лейтмотив Бомелня - нисходящая хроматическая мелодия зловещего характера. Песня Любаши (1 д. ) - печальная в духе народных, без сопровождения.

Ария Марфы (2 д. ) - «портрет» героини: нежность, мечтательность, чистота души. Лейттональности: Ре бемоль мажор (любовь), Ля мажор (весна). Песенные темы. 3х-частная форма. Перед репризой - лейтмотив «златых венцов».

Появление Ивана Грозного - сцена 3: два лейтмотива (народная песня «Слава» и церковный напев), контрастная полифония.

Квинтет с хором (4 д. ) - сострадание к Марфе; новое в характеристике (тревожный ритм, «аккорды безумия», тема «страшного сна»).

Ария Марфы (4 д. ) - лирико-трагическая кульминация оперы; на темах арии 2 д., но с изменениями: предваряется «аккордами безумия», основная тема 1 раздела у кларнета на фоне тремоло (призрачное звучание), вокальная партия — речитатив. 2 раздел - Ре бемоль мажор, тема «златых венцов» - просветленно, не соответствует ситуации, поэтому усиливает трагизм.

Финал насыщен событиями: признание Грязного, смерть Любаши, прощание Грязного с Марфой (ариозо «Страдалица невинная, прости»). Окончание оперы - сопоставление темы «златых венцов» (Ре бемоль мажор) и драматических интонаций увертюры (ре минор).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...