«борис Годунов»
По драме Пушкина. Либретто Мусоргского. Реформаторское произведение: приближение к драме (сквозное развитие, без разделения на традиционные номера, монологи, диалогические сцены, речитативы). Исторический сюжет - «смутное время» (конец 16 в. ), борьба за власть - тяжелое бремя для народа. «Народная драма» (Мусоргский): народ - коллективный герой, участник событий, показан реалистически, «без прикрас» (Мусоргский). Характеристика: народные сцены - песенные темы (иногда цитаты) и Хоровой речитатив (новое); образы-символы - Пимен (мудрость народная), Варлаам (удаль, сила), Юродивый (правда, горе). Психологическая драма - сложный образ Годунова. У Пушкина - мудрый государь, у Мусоргского - страдающий человек, совершивший преступление, но вызывающий сочувствие искренним раскаянием. Характеристика: монологи, лейтмотивы, лейттональности (трагические - ми-бемоль минор, ля бемоль минор, си-бемоль минор, до минор), колокольный звон (торжественный в Прологе, погребальный в 4 д. ), Неразрешимый конфликт 2-х основных драматургических линий - народа и царской власти. Необычный финал: печальная песня Юродивого с мрачными предсказаниями, интонация стона (м. 2), неустойчивое звучание (V - VI ступени в мелодии). Дополнительные драматургические линии: боярство (представитель - Шуйский), Самозванец, поляки. Уникальная сложность драматургии.
Начинается опера не увертюрой, а Вступлением, его сумрачная тема напоминает народную песню:
Развивается как фугато (редко у Мусоргского), в последнем проведении к теме присоединяется подголосок-стон (нисходящая м. 2 - лейтинтонация народа). Пролог, 1 к. - народная сцена: хор «На кого ты нас покидаешь, отец наш» - горестный характер, причитания, мольба:
и хоровой речитатив (реплики групп хора и солистов) - непонимание событий и равнодушие:
Пролог, 2 к. - 3-х частное строение: крайние разделы - торжественный колокольный звон и хор «Слава» (народная песня) в До мажоре:
средний раздел - до минорный монолог Годунова «Скорбит душа» (высокий бас или баритон) - этих слов у Пушкина нет, лейтмотив мрачных предчувствий:
1 д. 1 к. - в келье Чудова монастыря. Монолог Пимена (бас) - размеренная речь, оркестровая партия передает сосредоточенность Пимена на своем труде - летописи. Рассказ Самозванца (тенор) о вещем сне - красочные гармонии. 1 д. 2 к. - корчма на Литовской границе. Песня Варлаама «Как во городе было во Казани» - народный текст, в духе народных песен (фригийский лад, куплетно-вариационная форма), энергичный характер:
В оркестре (вариации на сопрано – остинато) - изобразительность.
Диалог Самозванца и Хозяйки корчмы - на фоне песни Варлаама «Как едет ён» - (цитата) - новый вид полифонии (полифония пластов, будет применяться в XX веке). Сцена с приставом - соединение комического (чтение по слогам) и трагического (пристав готов привести «указ» в исполнение). II д. - раскрытие образа Годунова в сценах с детьми, с Шуйским и в монологах. 1 монолог «Достиг я высшей власти» - изменение состояния от сдержанного до крайне возбужденного. Первый раздел имеет декламационный характер:
Второй раздел начинается благородно-возвышенной темой ариозного склада:
Заключительный раздел – трагическая кульминация монолога:
2 монолог (с курантами) - предваряется лейтмотивом галлюцинаций, вокальная партия целиком декламационна, звучание неустойчивое (роль тоники выполняет тритон - ново), передает начинающееся безумие. III д. - «польское»: Самозванец и Марина Мнишек (дочь воеводы). Ее ария выдержана в горделивом характере мазурки:
IV д. 1 к. — песня Юродивого (тенор) - напоминает колыбельную:
Хор «Кормилец батюшка» сначала звучит сначала как тихая, но настойчивая просьба, но затем быстро перерастает в яростное требование, негодующий вопль и выражает открытую угрозу:
Сцена Юродивого с мальчишками (детский хор) из плача обиженного Юродивого (нисходящие м. 2) вырастает хор «Кормилец — батюшка, подай Христа ради» - обращение к Годунову. Мольба, отчаяние и угроза. Заканчивается 1 к. сценой Годунова и Юродивого, который обличает царя-убийцу. IV д. 2 к. - сцена смерти Годунова - реалистична; декламация, погребальный звон, лейтмотив несбывшихся надежд в оркестре. IV д. 3 к. - сцена народного бунта (у Пушкина ее нет). Несколько разделов: хор «Не сокол летит по поднебесью», Варлаам и Мисаил (тенор) - тема «Солнце, луна померкнули» (былина «Жил Святослав» - цитата), хор «Расходилась, разгулялась сила, удаль молодецкая» - кульминация:
Средняя часть хора основана на мелодии народной хороводной песни «Заиграй моя волынка» контрастна начальной теме своим задоно-ликующим характером:
Торжественный въезд Самозванца - марш, звучит механистически. Заключение - песня Юродивого (из IV д. 1 к., но с другим текстом) - словно многоточие, разомкнутосгь композиции (ново, не было понято современниками).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|