«ШЕХЕРАЗАДА» 1888г.
Программная 4х-частная симфоническая сюита. По мотивам арабских сказок «1001 ночь». Содержит лучшие и наиболее характерные черты творчества Римского-Корсакова: сказочность, темы природы, искусства (символ - Шехеразада), любви; эпические принципы - образ рассказчицы (проведение лейтмотива Шехеразады во всех частях), контрастное сопоставление частей, разделов, тем (из контраста лейтмотивов грозного Шахриара и нежной поэтичной Шехеразады во вступлении 1 ч. вырастает все произведение); повторность (проведение в финале тем предыдущих частей, рондообразность в 4 ч., вариационность как основной метод развития, вариации в крайних разделах (2 ч. ); симметричность (кода финала - зеркальное отображение тем 1 ч. ); оркестровое мастерство; восток. 1ч. - вступление: повелительные грозные унисоны (лейтмотив Шахриара):
Мелодия солирующей скрипки с аккомпанементом арфы (лейтмотив Шехеразады) напоминает восточный орнамент:
Экспозиция: т. ГП - изображение моря (преобразованный лейтмотив Шахриара), плавное покачивание у виолончелей (волны), аккорды духовых и пиццикато струнных (всплески волн). Ми мажор (у Римского-Корсакова - темно-синий, сапфировый цвет) построена на теме Шахриара:
1-я т. ПП - спокойное ровное восходящее движение аккордов деревянных духовых:
2-я т. ПП - на лейтмотиве Шехеразады: Реприза - картина разбушевавшегося моря. Кода - умиротворение, покой. 2ч. - сложная 3-частная форма. Вступление - лейтмотив Шехеразады. Основная тема – тема Календера - неторопливая, с чертами речитатива (рассказ), соло фагота:
1 вариация - гобой, песенность, 2 - скрипки, танцевальность, 3 - деревянные духовые, маршевость - т. е. тема активизируется, меняет оркестровку и жанр. Средний раздел (фантастическая битва) быстрый, основан на контрасте тем: фанфарной, скерцозной, маршевой. Реприза - новый этап вариаций.
3ч. - сонатная форма без разработки. т. ГП (тема Царевича) - певучая, плавная у скрипки:
т. ПП (тема Царевны) - танцевальная у кларнета, с аккомпанементом ударных и пиццикато струнных. В репризе ГП включает в себя каденцию скрипки (лейтмотив Шехеразады), т. ПП - более эмоциональна:
4ч. - сонатная форма с чертами рондообразности и вариационности. Является общей репризой произведения, т. к. содержит темы предыдущих частей. Стремительный темп, темпераментная восточная пляска:
Кода (кульминация сюиты) - изображение морской бури (ГП 1 ч. ), затем 1 т ПП 1 ч. и оба лейтмотива - умиротворенно (искусство победило зло). Обобщение. Младший представитель Балакиревкого кружка. Интенсивная деятельность: творческая (15 опер, 10 симфонических произведений, 79 романсов, произведения для хора (в т. ч. кантаты), фортепиано (в т. ч. Фортепианный концерт), духовых оркестров, камерно-инструментальные и вокальные ансамбли; литературно-музыкальная («Летопись моей музыкальной жизни», учебники по гармонии, оркестровке, композиции, статьи); дирижерская; педагогическая (среди учеников Лядов, Глазунов, Стравинский, Прокофьев); музыкально-общественная (Балакиревский и Беляевский кружки); редактирование произведений Глинки. Даргомыжского, Мусоргского, Бородина; составление 2 сборников русских народных песен. Объединение традиций петербургской и московской композиторских школ. Главное в творчестве - воспевание красоты: в природе, в человеческих чувствах (самое прекрасное чувство - любовь - раскрывалось через контрастные женские образы), в искусстве (обращение к народному искусству - к русским и восточным сказкам, обрядам, песням).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|