Симфоническое творчество. Романсы
СИМФОНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Произведений немного, все одночастные, программные. Увертюра к опере «Руслан и Людмила» стала первой вершиной симфонического творчества Глинки. Она была сочинена после окончания работы над оперой и передает ее главную идею победу светлых сил над миром зла. Увертюра написана в праздничном Ре мажоре, имеет сонатную форму. Ярко национальный характер звучания первых тактов достигается благодаря плагальным оборотам (тема вступления):
Тема главной партии динамична и неудержима, воплощает богатырский образ:
Певучая тема побочной партии в Фа мажоре (в репризе в Ля мажоре) построена на теме любви из арии Руслана из 2 действия:
«Камаринская» (1848г. ) фантазия на 2 русские народные темы - свадебную «Из-за гор, гор высоких» (плавная, неторопливая, величаво-спокойная):
и плясовую «Камаринскую»:
(быстрая, задорная тема); форма - двойные вариации; разнообразные приемы развития, большинство из которых происходят из народной музыки. Оркестр изображает звучание народных инструментов. Глубокий смысл - раскрытие русского национального характера (сопоставление тем напоминает Интродукцию оперы «Жизнь за царя»). «Русская симфоническая школа – вся в «Камаринской, подобно тому, как весь дуб в желуде» (Чайковский). «Вальс-фантазия» - любимое сочинение композитора, первоначально написано для фортепиано и связано с именем Екатерины Керн. Галерея музыкальных портретов. Форма рондо. Тема рефрена носит элегический характер:
Испанские увертюры («Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде») написаны под впечатлением поездки в Испанию. Содержат народные мелодии (основная тема «Арагонской хоты» процитирована также позднее Листом в Испанской Рапсодии и Даргомыжским в опере «Каменный гость»).
РОМАНСЫ Более 70. На стихи Пушкина, Жуковского, Лермонтова, Баратынского и менее значительных поэтов (Кукольник, Павлов, Одоевский и др. ), которые привлекали композитора современностью идей. 1-е произведение - нач. 20-х гг., последнее («Не говори, что сердцу больно» на стихи Павлова) - 1856г. Не бытовые романсы (как у Варламова, Гурилева и др. ), а классические: их отличают глубина содержания, совершенство стиля (соответствие мелодии поэтическому тексту, большая значимость фортепианной партии). Разнообразие лирических настроений: «Не искушай меня без нужды» (сл. Баратынского):
Вокальный цикл «Прощанье с Петербургом» создан на стихи Нестора Кукольника – единственный в творчестве композитора. № 1 - «Попутная песня» - мелодия которой изображает быстрое и энергичное движение:
Средний раздел (3-х-5-и частной формы) – распевная кантилена:
«Жаворонок» - лирический образ родной природы:
Романс «Я помню чудное мгновенье» (сл. Пушкина) посвящен Екатерине Керн написан в трехчастной форме. Основная мелодия пленяет своей выразительной лирической кантиленой:
Жанры вокального творчества композитора: лирический романс, элегия, «русская песня», серенада, баркарола, застольная песня, баллада. Значение творчества Глинки: - итог развития огромного периода русской музыки от X до XIX века: интонации народных песен (цитат мало), знаменных распевов, жанры канта, романса, партесный стиль, колокольный звон, соединение русских и западноевропейских традиций («Жизнь за царя»); классицизма (сдержанность в выражении чувств, логичность развития, сонатность) и романтизма (лирика, интерес к культурам разных стран, красочность гармонии и оркестровки, обращение к исторической тематике), предвосхищение реализма (народных драм Мусоргского).
Творческое наследие: 2 оперы (танцевальные сцены в них подготовили русский классический балет), симфонические произведения, романсы, фортепианная музыка (циклы вариаций, миниатюры - ноктюрны, вальсы, мазурки, полонезы, контрдансы), камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения. Произведения Глинки явились источником вдохновения и мастерства для композиторов «Могучей кучки», Чайковского, Лядова, Глазунова и др. Значение его творчества не уменьшается и сейчас. «Чем дальше отодвигается от нас эпоха жизни М. И. Глинки, тем глубже и всестороннее, шире и ярче чувствуется, познается и оценивается его музыка» (Асафьев). АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ 1813. с. Троицкое Тульской губ. - 1869. Петербург
Младший современник Глинки, композитор-новатор (в опере и камерно-вокальных произведениях), стал для «Балакиревцев» и Чайковского (композиторов следующего поколения) «великим учителем правды» (Мусоргский). Вырос в культурной семье: отец чиновник министерства финансов, любитель музыки; мать - поэтесса (ее стихи печатались в журналах). Получил домашнее образование. Занятия музыкой начались с 6-и лет (фортепиано, позднее скрипка и вокал). Первые произведения - в 11 лет (романсы и фортепианные пьесы). В 14 лет зачислен на службу чиновником. 1831 г. - издан романс на стихи матери. 1835 г. - знакомство с Глинкой, повлиявшее на творчество Даргомыжского, создание романсов на стихи Пушкина. 1838-41 гг.. - работа над оперой «Эсмеральда» (по Гюго) — поставлена лишь в 1847 г. 1843 - создание кантаты «Торжество Вакха» (по Пушкину), переработанной позднее в оперу-балет. 1844-45 гг. - заграничная поездка (Вена, Брюссель. Париж, города Германии). Конец 40-иач. 50-х гг. - создание романсов на стихи Лермонтова, работа над оперой «Русалка» (по Пушкину). Педагогическая деятельность (вокал), исполнение романсов на музыкальных вечерах. 1856г. - премьера оперы «Русалка» в Петербурге; отрицательные отзывы прессы и статья Серова (его оценка верна и сейчас). Конец 50-х годов - знакомство с поэтами, основавшими сатирический журнал «Искра» -Курочкиным, Вейнбергом; написание произведений на их стихи.
60-е годы — заграничная поездка, дружба с Балакиревым, Кюи, Мусоргским, Римским-Корсаковым; участие в работе Русского музыкального общества (РМО); новая (успешная) постановка «Русалки»; создание симфонических увертюр-фантизий «Баба-Яга», «Украинский казачок», «Чухонская фантазия»; работа над оперой «Каменный гость» (по Пушкину), законченной после смерти композитора Римским-Корсаковым и Кюи. Важнейшая область творчества Даргомыжского - камерно-вокальные произведения (романсы и песни), в них проявилось новаторство: 1 -в содержании - показ «униженных и оскорбленных», сатира, психологические портреты; 2 - в театрализации жанра - монологи, сценки; 3 - в музыкальном языке - декламация, отражение в мелодии деталей текста. «Я вас любил» (на стихи Пушкина) - элегия, но с чертами монолога: почти нет распевов в мелодии (слог-звук), тесный диапазон, короткие фразы. Форма куплетная. «Ночной зефир» (на стихи Пушкина) - сценка. Форма рондо. Рефрен - изобразительный пейзаж. 1 эпизод - «портрет» испанки: ритм болеро, гитарный наигрыш, декламация и распевная мелодия. 2 эпизод - «портрет» испанца: ритм менуэта, гитарный наигрыш (как в 1-м эпизоде). «Шестнадцать лет» (на стихи Дельвига) - пасторальная песня, отличающаяся от традиционной пасторали большей непосредственностью и искренностью чувства, ясно ощутимой, хотя и завуалированной, вальсовостью:
«Мельник» (на стихи Пушкина) - комическая сценка. Два действующих лица: мельник (изображается походка, различные интонации - окрик, вопрос, насмешка) и мельничиха (скороговорка, народная песня «Шла девица за водой»). «Мне грустно» (на стихи Лермонтова) – новый тип романса – монолога. Он строится на развитии одного чувства. Мелодия напряженно-экспрессивна:
«Старый капрал» (стихи Беранже в переводе Курочкина) - трагическое произведение. Социальные проблемы (реализм). Речь о Франции, но подразумевается Россия. Декламация, точное следование за текстом. Монологическая сцена:
Припев с признаками марша и песни (авторское обозначение — «драматическая песня»), последнее проведение у фортепиано (театрализация - событие после смерти героя).
«Титулярный советник» (на стихи Вейнберга) - два «портрета»: бедный чиновник - жалкий, приниженный (тесный диапазон мелодии - 6. 2, тихая звучность) и генеральская дочь - гордая и высокомерная (решительные восходящие ч. 4, форте):
Для произведения характерна декламация, изобразительный аккомпанемент. «Червяк» (на стихи Беранже в переводе Курочкина) - сатира, высмеиваются лесть и безнравственность. Характеристика главного персонажа - «ползущая» мелодия, изображение льстивых поклонов. Образ «его сиятельства»: решительные интонации в мелодии и аккорды в партии фортепиано. Театрализация песни: авторские пояснения - «улыбаясь и заминаясь», «прищурив глаза», «скромно» и т. д. Опера «РУСАЛКА» - новаторское произведение: социальная тема - неравенство (князь и дочь мельника), бытовая обстановка (нет героики), чувства Наташи (сопрано), Князя (тенор) и Мельника (бас) понятны любому человеку (реализм); в 1-м д. мало традиционных номеров (1 ария и 1 хоровая сцена), их заменяют сцены со сквозным развитием (зависимость от сюжета, текста), повышается роль речитативов (новый вид — выразительные интонации, передающие оттенки настроений). Ария Мельника (1 д. ) - напоминает народную песню, плясовые ритмы придают ей комизм. Дуэт Князя и Мельника» (3 д. ) - нетрадиционный ансамбль (нет «совместного пения»), у каждого героя индивидуальные темы, т. к. чувства их различны: Князь - запоздалое раскаяние, Мельник - частая смена настроений (болен, не понимает смысл происходящего), плясовые ритмы усиливают трагизм, так как не соответствуют ситуации (новаторство). Обобщение: Главное в творчестве Даргомыжского - новаторство: 1) реалистические черты - социальные проблемы, показ бытовых сцен, раскрытие чувств обыкновенных людей; 2) новый вид оперы, обновление жанров романса и песни; 3) речитативная мелодия («Каменный гость» - речитативная опера) - это принципиальная позиция автора: «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды» (Даргомыжский). Реализм соединяется с романтизмом - Испания, восток, жанры романса и песни (в том числе в опере). Творчество Даргомыжского - связующее звено между эпохой Глинки и второй половиной XIX века (творчество «Могучей кучки» и Чайковского). «Эта музыка еще эхо пушкинской культуры и вместе с тем накануне Мусоргского» (Асафьев).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|