1 СИМФОНИЯ
«Зимние грезы» 1866г. (2 ред. – 1868, 3 ред. – 1874) Лирический характер: «Симфония была для Чайковского самой лиричнейшей формой – исповедью и правдивой повестью о своей жизни» (Асафьев). Образы зимней природы, зимней дороги (родственно русской поэзии и живописи). Единственная из 6 симфоний имеет название. I часть – «Грезы зимней дорогой». Психологический пейзаж. Сонатная форма. Обе темы ГП:
и ПП:
имеют ярко выраженный национальный характер, песенный склад. «Акварельность» звучания: флейта и фагот на фоне тремоло струнных (тема ГП в экспозиции и коде, в репризе – скрипки). Тема заключительной партии носит народно-плясовой характер и звучит у духовых инструментов. В разработке первая тема главной партии приобретает героический облик. Реприза сокращена. Побочная партия проходит в Соль мажоре. II часть – «Угрюмый край, туманный край». Адажио. Ми бемоль мажор. Сонатная форма без разработки с чертами рондо (ГП – как бы рефрен, т. к. звучит трижды в экспозиции у гобоя, в репризе у виолончелей, в коде у валторн). Адажио обрамляется лирической темой из юношеской увертюры «Гроза». Ее исполняет солирующий гобой:
III часть – скерцо, до минор, сложная 3-х частная форма. Основная тема подвижная, легкая: Средний раздел – вальс:
IV часть (сонатная форма). Вступление – народная тема «Я посею ли, млада» («Цвели цветики»), сумрачный характер:
Тема главной партии звучит размашисто и немного тяжеловато:
Тема ПП – мажорный вариант народной песни – картина народного праздника. Она приобретает лихой плясовой характер:
4 СИМФОНИЯ (фа минор)1877г.
Посвящена фон Мекк («Моему лучшему другу»). Симфония – психологическая драма (ее содержание изложено композитором в письме к фон Мекк), лучшая среди симфоний московского периода творчества.
I часть – драматизм, конфликт личности и судьбы. Сонатная форма. Вступление – лейтмотив грозного характера (судьба), фанфарность, тембр духовых. Тема ГП - смятение и тоска (секвентное развитие нисходящих мотивов, ритмическая активность, вальсовость). Тема ПП – погружение в мечты (1 тема ПП – соло кларнета, ля бемоль минор, 2 тема ПП – струнные, Си мажор, в обеих темах вальсовый ритм). Вторжение лейтмотива (театральный прием) – начало разработки из 3 разделов - волн. Кульминация последней волны совпадает с началом репризы (ГП сокращена, ПП более сумрачна). Кода – как бы 2-я разработка (традиции Бетховена). Чайковский о I части: «Итак, вся жизнь есть непрерывное чередование тяжелой действительности со скоропроходящими грезами о счастье». II часть – канцона, си бемоль минор, сложная 3-частная форма. Воспоминания: «И грустно, и как-то сладко погружаться в прошлое» (Чайковский). III часть – скерцо, сложная 3-частная форма. 1 раздел – причудливо-фантастический (Фа мажор, пиццикато струнных). Средний раздел – 2 темы: «Уличная песенка» (Ля мажор, деревянные духовые, комическое повторение простых гармоний) и военный марш (Ре бемоль мажор, медные духовые, отрывистые аккорды). IV часть – рондо-соната с чертами вариаций на народную тему «Во поле березонька стояла». Сложное содержание: стремление забыть свои горести и печали, созерцая народное веселье: «Есть простые, но сильные радости. Веселись чужим весельем. Жить все-таки можно» (Чайковский).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|