Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6 симфония. Увертюра-фантазия «ромео и джульетта». Фортепианное творчество. «евгений Онегин». Татьяна ларина сопрано. Евгений Онегин   баритон




6 СИМФОНИЯ

си минор, 1893 год

 

«Патетическая» - название М. И. Чайковского (брата композитора). Последняя часть «симфонической трилогии» (4, 5, 6). Высшее достижение симфонизма Чайковского. Содержание: жизнь и смерть.

Необычно: 1). Глубина контраста между частями при тесном их единстве (нет лейтмотива, но есть общие интонации, ритмы, оркестровые приемы);

2). Трактовка частей: I часть – напряженность драматизма, как ни в одной из предыдущих симфоний, II часть – вальс на 5/4 (плавное танцевальное движение и характерная для русской музыки и стихосложения 5-дольность); III часть – скерцо-марш, образы зла, в борьбе с которыми человек теряет силы; IV часть – адажио, характер реквиема.

«Что должен был перестрадать человек, чтобы написать подобную вещь! И какими простыми средствами он достигает такой глубины и подлинного чувства» (Балакирев).

 

УВЕРТЮРА-ФАНТАЗИЯ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»

Одночастное произведение в сонатной форме по трагедии Шекспира. Программа обобщенно передает содержание – нет последовательного раскрытия хода событий и обрисовок действующих лиц. Конфликт 3х сил: судьбы (вступление – бесстрастный хорал, приобретающий грозный характер в разработке), вражды (ГП – воинственное жесткое звучание) и любви (ПП – нежная лирика, соло английского рожка в экспозиции, скрипки в репризе, необычный тональный план).

Произведение создано по совету Балакирева и ему посвящено. Имеет 3 редакции (1869, 1870, 1880).

 

ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО

Более 100 произведений: миниатюры и циклы миниатюр, вариации, 3 концерта, Большая соната и др.

«Времена года» (1876) – лучший фортепианный цикл. Создан по заказу петербургского журнала «Нувеллист», 12 пьес – поэтичных зарисовок русской природы и «русского усадебного быта» (Асафьев).

1 концерт для фортепиано с оркестром (си-бемоль минор) впервые исполнен в 1875 году в Бостоне Г. фон Бюловым (ему посвящен). Состоит из 3х частей. Одно из самых жизнеутверждающих произведений Чайковского.

 

 

«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»

Опера завершает московский период творчества (1877-78 годы). Поставлена в 1879 году (исполнители – студенты Московской консерватории, дирижер Н. Рубинштейн). Либретто композитора и Шиловского по произведению Пушкина. Изменения: 1). «лирические сцены» (Чайковский) а не «энциклопедия русской жизни» (Белинский), 2). главная героиня – Татьяна (любимый образ композитора), сходство с женскими персонажами Тургенева – то есть современность, 3). характеристика Ленского – без иронии (романтическая личность, подчеркнуто родство интонаций Ленского и Татьяны), 4). дана характеристика Гремина.

«Евгений Онегин» – лирико-психологическая опера: сосредоточенность внимания на чувствах героев, глубина психологизма (влияние русской литературы), преобладание сольных и ансамблевых эпизодов (арий, ариозо, сцен со сквозным развитием). Симфонизация оперы – развитие лейтмотивов (2 в характеристике Татьяны), индивидуальных интонаций главных героев, секстовость в большинстве тем (основа стиля произведения – романс), большая роль оркестра.

 

Действующие лица и голоса:

Татьяна Ларина                                                 сопрано

Евгений Онегин                                   баритон

Ленский                                                                   тенор              

Ольга, сестра Татьяны                                        контральто

Князь Гремин, муж Татьяны                             бас

Трике, француз                                                     тенор

Ларина, помещица, мать Татьяны и Ольги          меццо-сопрано

Няня                                                                         меццо-сопрано

Вступление – развитие лейтмотива мечты Татьяны:

Дуэт Татьяны и Ольги (1к. ) – элегический характер, стиль русского романса нач. XIX века:

 

 

 Кульминации – интонации из лейтмотива мечты Татьяны.

Хор и пляска крестьян (1к. ) сопоставление распевной лирической темы (начинает солист, продолжает хор – как в народной песне) и быстрой плясовой:

 

 

Ария Ольги (1к. ) – «портрет», контрастный образу Татьяны: простодушие и беспечность. 3-частная форма:

 

Ариозо Ленского (1к. ) – часть сцены, 1 характеристика героя – восторженного романтика. Секстовые интонации (встретятся в арии 5к. и в партии Татьяны):

 

 

Сцена письма – новаторская: составляет основную часть 2 картины (т. е. масштабнее традиционной арии), состоит из вступления и 4 разделов на самостоятельных темах (сквозное развитие), объединенных лейтмотивами любви и мечты, секстовыми интонациями, тональным планом (Ре бемоль мажор – ре минор – До мажор – Ре бемоль мажор). Лирическая кульминация оперы. Следующая тема – контраст: «утренний» колорит – наигрыш гобоя (пастуший рожок). Первый раздел – ариозо «Пускай погибну я» выражает страстную решимость героини:

 

Второй раздел – ре минор - в вокальной партии трогательные декламационные интонации:

 

Третий, до-мажорный раздел звучит пылко и устремлено:

 

В его среднем эпизоде проходит светлая мечтательная мелодия:

Она интонационно близка темам Ленского и теме следующего, четвертого раздела сцены:

 

Хор девушек обрамляет 3 картину и вносит в нее светлый характер:

 

 

Ария Онегина (3к. ) – сдержанно-учтивый тон. Секстовая основа мелодии. 3-частная форма. Тема звучит уверенно и неторопливо:

 

 

Вальс (4к. ) – атмосфера праздничного веселья, танцы, реплики гостей. Мелодия беззаботна и весела:

 

 

Куплеты Трике – мелодия французского романса. Ироничность.

Мазурка – на фоне танца начинается диалог Онегина и Ленского, перерастающий в сцену ссоры – важнейший эпизод 4к.

Финал 4к. – лирическое ариозо Ленского:

 

 

 и квинтет с хором (ведущая роль партии Татьяны).

Ария Ленского (5к. ) – оркестровое вступление на основной теме (скорбно-лирическая «ария без слов») – минорный вариант темы из ариозо 1к. «Я отрок был тобой плененный». Ария начинается выразительным речитативом:

 

 

Главная тема арии – изумительная по красоте лирическая мелодия:

 

 

Дуэт Ленского и Онегина («Враги») – канон т. к. герои охвачены одним чувством. Трагическое оцепенение (остинато).

Ария Гремина (6к. ) – не только «портрет» героя (благородство, сдержанность, искренность), но и косвенная характеристика Татьяны:

 

 

Ариозо Онегина (6к. ) – на теме вступительного раздела письма Татьяны, но меняются тональность (Си бемоль мажор, как в арии 3к. ) и текст:

 

 

7 картина – драматическая кульминация оперы. Монолог Татьяны и диалогическая сцена (Татьяна-Онегин). Сквозное развитие. Краткие ариозо. «Дуэт согласия» - «Счастье было так возможно», Патетическое заключение.

 

Сомнения автора в успехе оперы оказались напрасными, восхищенные отзывы Танеева, Н. Рубинштейна, Тургенева и др., 1881г. – премьера в Большом театре в Москве, 1884г. – в Петербурге, 1892г. – 100 представление. Сейчас – одно из самых популярных произведений во всем мире.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...