6 симфония. Увертюра-фантазия «ромео и джульетта». Фортепианное творчество. «евгений Онегин». Татьяна ларина сопрано. Евгений Онегин баритон
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 6 СИМФОНИЯ си минор, 1893 год
«Патетическая» - название М. И. Чайковского (брата композитора). Последняя часть «симфонической трилогии» (4, 5, 6). Высшее достижение симфонизма Чайковского. Содержание: жизнь и смерть. Необычно: 1). Глубина контраста между частями при тесном их единстве (нет лейтмотива, но есть общие интонации, ритмы, оркестровые приемы); 2). Трактовка частей: I часть – напряженность драматизма, как ни в одной из предыдущих симфоний, II часть – вальс на 5/4 (плавное танцевальное движение и характерная для русской музыки и стихосложения 5-дольность); III часть – скерцо-марш, образы зла, в борьбе с которыми человек теряет силы; IV часть – адажио, характер реквиема. «Что должен был перестрадать человек, чтобы написать подобную вещь! И какими простыми средствами он достигает такой глубины и подлинного чувства» (Балакирев).
УВЕРТЮРА-ФАНТАЗИЯ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА» Одночастное произведение в сонатной форме по трагедии Шекспира. Программа обобщенно передает содержание – нет последовательного раскрытия хода событий и обрисовок действующих лиц. Конфликт 3х сил: судьбы (вступление – бесстрастный хорал, приобретающий грозный характер в разработке), вражды (ГП – воинственное жесткое звучание) и любви (ПП – нежная лирика, соло английского рожка в экспозиции, скрипки в репризе, необычный тональный план). Произведение создано по совету Балакирева и ему посвящено. Имеет 3 редакции (1869, 1870, 1880).
ФОРТЕПИАННОЕ ТВОРЧЕСТВО Более 100 произведений: миниатюры и циклы миниатюр, вариации, 3 концерта, Большая соната и др. «Времена года» (1876) – лучший фортепианный цикл. Создан по заказу петербургского журнала «Нувеллист», 12 пьес – поэтичных зарисовок русской природы и «русского усадебного быта» (Асафьев).
1 концерт для фортепиано с оркестром (си-бемоль минор) впервые исполнен в 1875 году в Бостоне Г. фон Бюловым (ему посвящен). Состоит из 3х частей. Одно из самых жизнеутверждающих произведений Чайковского.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» Опера завершает московский период творчества (1877-78 годы). Поставлена в 1879 году (исполнители – студенты Московской консерватории, дирижер Н. Рубинштейн). Либретто композитора и Шиловского по произведению Пушкина. Изменения: 1). «лирические сцены» (Чайковский) а не «энциклопедия русской жизни» (Белинский), 2). главная героиня – Татьяна (любимый образ композитора), сходство с женскими персонажами Тургенева – то есть современность, 3). характеристика Ленского – без иронии (романтическая личность, подчеркнуто родство интонаций Ленского и Татьяны), 4). дана характеристика Гремина. «Евгений Онегин» – лирико-психологическая опера: сосредоточенность внимания на чувствах героев, глубина психологизма (влияние русской литературы), преобладание сольных и ансамблевых эпизодов (арий, ариозо, сцен со сквозным развитием). Симфонизация оперы – развитие лейтмотивов (2 в характеристике Татьяны), индивидуальных интонаций главных героев, секстовость в большинстве тем (основа стиля произведения – романс), большая роль оркестра.
Действующие лица и голоса: Татьяна Ларина сопрано Евгений Онегин баритон Ленский тенор Ольга, сестра Татьяны контральто Князь Гремин, муж Татьяны бас Трике, француз тенор
Ларина, помещица, мать Татьяны и Ольги меццо-сопрано Няня меццо-сопрано Вступление – развитие лейтмотива мечты Татьяны: Дуэт Татьяны и Ольги (1к. ) – элегический характер, стиль русского романса нач. XIX века:
Кульминации – интонации из лейтмотива мечты Татьяны. Хор и пляска крестьян (1к. ) сопоставление распевной лирической темы (начинает солист, продолжает хор – как в народной песне) и быстрой плясовой:
Ария Ольги (1к. ) – «портрет», контрастный образу Татьяны: простодушие и беспечность. 3-частная форма:
Ариозо Ленского (1к. ) – часть сцены, 1 характеристика героя – восторженного романтика. Секстовые интонации (встретятся в арии 5к. и в партии Татьяны):
Сцена письма – новаторская: составляет основную часть 2 картины (т. е. масштабнее традиционной арии), состоит из вступления и 4 разделов на самостоятельных темах (сквозное развитие), объединенных лейтмотивами любви и мечты, секстовыми интонациями, тональным планом (Ре бемоль мажор – ре минор – До мажор – Ре бемоль мажор). Лирическая кульминация оперы. Следующая тема – контраст: «утренний» колорит – наигрыш гобоя (пастуший рожок). Первый раздел – ариозо «Пускай погибну я» выражает страстную решимость героини:
Второй раздел – ре минор - в вокальной партии трогательные декламационные интонации:
Третий, до-мажорный раздел звучит пылко и устремлено:
В его среднем эпизоде проходит светлая мечтательная мелодия: Она интонационно близка темам Ленского и теме следующего, четвертого раздела сцены:
Хор девушек обрамляет 3 картину и вносит в нее светлый характер:
Ария Онегина (3к. ) – сдержанно-учтивый тон. Секстовая основа мелодии. 3-частная форма. Тема звучит уверенно и неторопливо:
Вальс (4к. ) – атмосфера праздничного веселья, танцы, реплики гостей. Мелодия беззаботна и весела:
Куплеты Трике – мелодия французского романса. Ироничность. Мазурка – на фоне танца начинается диалог Онегина и Ленского, перерастающий в сцену ссоры – важнейший эпизод 4к.
Финал 4к. – лирическое ариозо Ленского:
и квинтет с хором (ведущая роль партии Татьяны). Ария Ленского (5к. ) – оркестровое вступление на основной теме (скорбно-лирическая «ария без слов») – минорный вариант темы из ариозо 1к. «Я отрок был тобой плененный». Ария начинается выразительным речитативом:
Главная тема арии – изумительная по красоте лирическая мелодия:
Дуэт Ленского и Онегина («Враги») – канон т. к. герои охвачены одним чувством. Трагическое оцепенение (остинато). Ария Гремина (6к. ) – не только «портрет» героя (благородство, сдержанность, искренность), но и косвенная характеристика Татьяны:
Ариозо Онегина (6к. ) – на теме вступительного раздела письма Татьяны, но меняются тональность (Си бемоль мажор, как в арии 3к. ) и текст:
7 картина – драматическая кульминация оперы. Монолог Татьяны и диалогическая сцена (Татьяна-Онегин). Сквозное развитие. Краткие ариозо. «Дуэт согласия» - «Счастье было так возможно», Патетическое заключение.
Сомнения автора в успехе оперы оказались напрасными, восхищенные отзывы Танеева, Н. Рубинштейна, Тургенева и др., 1881г. – премьера в Большом театре в Москве, 1884г. – в Петербурге, 1892г. – 100 представление. Сейчас – одно из самых популярных произведений во всем мире.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|