Итак, в материальном мире есть любовь (в благости), и в идеале она должна переходить в любовь к Богу.
Качество и количество любви Следующий пример поможет ещё глубже понять любовь, её качество и количество. Если чувство любви сравнить с растением, то его высота — это количество любви, а насколько зелёные листья — качество. Чтобы растение хорошо росло, ему нужно достаточно воды, солнца и удобрений (земли). Любовь у души должна развиваться и по количеству и по качеству. Количество любви — это насколько сильно душа любит Бога, а качество — насколько бескорыстно. Оба параметра важны, но что же всё-таки из них важнее? Оказывается качество. Качество без количества живёт (маленькое зелёное растение), а количество без качества нежизнеспособно (большое высохшее дерево). Если нет ни того, ни другого, это — конец, смерть. Материалисты или атеисты в страсти и невежестве — полная деградация, их любовь — маленький вянущий росток. Материалисты и атеисты в благости — маленький зелёный росток. Это нормально. У них чистая карма, они счастливы на своём уровне. Такие люди легко принимают духовную практику и быстро развиваются. Их маленький зелёный росток быстро растёт, оставаясь зелёным и приносит плод любви к Богу. Мы, ставшие преданными, пришли в ИСККОН с маленьким зелёно-жёлтым ростком. Получили большой заряд любви от чтения книг Прабхупады и общения с преданными, росток стал быстро расти. Потом начинаются проверки, к которым не все готовы и ломаются. Чтобы растение не сломалось от ветра, особенно в бурю, у него либо должен быть гибкий ствол, либо крепкий ствол и большие корни, чтобы его не выворотило, как рычаг. К сожалению многие преданные растят свою любовь по количеству, забывая о качестве. А это как большой кактус, колючий и без плодов. Правда, иногда бывают цветы в виде раздачи тортов людям, харинам и праздников в ДК. Такие преданные усердно пытаются увеличивать количество любви чтением книг, садханой, посвящениями, прохождением бхакта-програм, бхакти-шастри, служением божествам и гуру и т.д. Т.е. они много льют много воды и кладут много удобрений. Но при этом забывают о солнце любви (доброты, радости, прощения), которое должно поддерживать листья свежими, зелёными. Так накапливаются обиды, претензии, преданные упорно не могут ужиться друг с другом, листья их ростка любви начинают желтеть и вянуть. В их сердце — огромное сухое дерево. На самом деле, это дерево не вырастает выше четвёртой ступени анартха-нивритти, очищения от привязанностей.
Восемь ступеней любви к Богу описывают количество любви: 1) шрадха (вера), 2) садху-санга (общение со святым, а точнее святое общение, ведь некоторые слушают гуру, а ум и сердце в стороне), 3) бхаджана-крия (посвящение и служение под началом гуру), 4) анартха-нивритти (очищение сердца от привязанностей), 5) ништха (устойчивость перед соблазнами), 6) ручи (влечение к Богу), 7) бхава (сильная любовь к Богу), 8) высшая любовь к Богу). Первые три ступени можно пройти очень быстро, а четвёртая может растянуться на всю жизнь или больше. Если не понимать, как происходит очищение сердца (анартха-нивритти), то можно топтаться на месте много жизней, даже повторяя Харе Кришна. Как мы помним из примера, качество (бескорыстие) важнее количества. И качество и количество должны идти рука об руку. Когда количество обгоняет качество, человек становится фанатиком и начинает деградировать. Растение любви начинает высыхать. Преданные часто думают: “Когда я полюблю Кришну, то полюблю и всех. Что значит любить ближнего? Может, это сентиментальность, или вожделение? Я всё-таки подожду, пока очищусь”. В это время могут развиваться презрение к материалистам или материальному миру, или к своему телу, и человек ждёт, когда в нём вспыхнет любовь к Богу. Это похоже на то, как учёные говорят, что этот мир произошёл из большого взрыва. Из ничего произошло всё.
Некоторые преданные пытаются вытеснить любовью к Богу любовь к ближним. Фантастика! Новая религия! Один старший преданный, имевший материалистичную семью, на лекции поделился опытом. На вопрос неофита, как вести себя с родными-материалистами, ответил: "Я вот молился Кришне, чтобы Он избавил меня от общения с ними, и теперь я живу в храме". Если бы он впоследствии развивал любовь, это ещё могло бы сойти с рук, но он стал развивать интеллект, гьяну и развил на этом оскорбительное отношение к менее разумным, т.е. привязался к мудрости. Интересно, что до сознания Кришны он был под каблуком у жены, но вырвался благодаря интеллекту. Что же должна сделать Майя для избавления души от таких тяжёлых настроений? Как отбить у души охоту так злоупотреблять молитвой, чистейшим из всех процессов служения Богу? Есть очень много вариантов. Например, в следующей жизни его могут лишить интеллекта и воли, он женится на деспотичной женщине и потом узнает об учении Кришны. Захочет присоединиться, а жена не пустит. Начнётся серьёзная чистка. Гордыня упадёт. В общем, молиться надо о любви, а не о мирском, с кем общаться или не общаться. Нужно направить ту малую любовь, радость, что у нас есть, на всех, и на Кришну в первую очередь. Нужно любить окружающих на основе любви к Богу. Нужно любить их как души, такая любовь будет духовна и постепенно она возвысит до духовного уровня обе стороны. Чтобы понять это подробнее, ниже приводятся ступени любви.
Семь ступеней любви — Где кончается любовь, господствует разум или ум. А в женщине всегда должна побеждать любовь, и да не преступит она этой черты —
Вот как в Ведах описываются ступени любви, которые должна пройти женщина. 1-ю ступень олицетворяет собой Рати, жена Камадевы. Это короткие вспышки страсти, как бы искрами. Но из искры возгорается пламя. Поэтому сила этих вспышек любви приравнивается к силе великого потока Любви. Они так же значительны, как и поток, но лишь на короткое время. 2-ю ступень олицетворяет Шачи, жена Индры.
Это можно назвать любовью рабыни к господину. Женщина отдаёт своему возлюбленному всё, но почти ничего не получает взамен. Она готова поклоняться ему, и в этом её преимущество. 3-ю ступень олицетворяет Ями, жена Ямараджи. Это — познание любви через смерть. Для женщины на этом уровне смерть не является преградой для любви. Где любовь, нет смерти. Мужчина и женщина — почти как брат и сестра. 4-ю ступень олицетворяет Парвати, жена Шивы. Влюблённые находятся на одном уровне. Они как бы соединяются в единое целое. И мужчина и женщина имеют одинаковые права предъявлять претензии друг к другу. Любая услуга или любезность рассматривается ими не как унижение или поклонение, а как дань их взаимной любви. 5-ю ступень олицетворяет Сарасвати, жена Брахмы. Это — взаимный духовный рост. Любовь двух сердец постоянно изменяется, развивается, тем самым давая рост возлюбленным, причём они остаются на одинаковых уровнях. 6-ю ступень олицетворяет Лакшми, жена Господа Вишну. Это — возвышение любви через унижение. Женщина может позволять мужчине унижать себя, иногда унижается сама. Но за счёт этого она и возвышается. В итоге она получает всё желанное. 7-ю, высшую ступень олицетворяет Радха, возлюбленная Господа Кришны. Эта всеобъемлющая, всепроникающая любовь не имеет границ и не зависит ни от кого и ни от чего. Больше всех Кришна любит Радху. Эта любовь побеждает всё, она обходит все препятствия. Она выше всего, ей нет ни начала, ни конца. Она вечна. Любовь Радхи и Кришны — основа всего в духовном и материальном мирах.
Примеры. Я ступень
Когда Равана домогался Ситы, жены Господа Рамачандры, она рассказала демону следующую историю. Однажды юная Савитри встретила в лесу юношу Сатьявана. Они полюбили друг друга и решили стать мужем и женой. Но мудрецы сказали девушке: “Савитри, этому юноше суждено через год умереть. Многие другие мужчины были бы рады ввести тебя в свой дом, где ты могла бы обрести счастье. Подумай об этом”. Но Савитри ответила: “Я уже полюбила и не могу причинить боль любимому”. Вскоре они поженились и жили счастливо.
Настал предсказанный день, и Савитри старалась не разлучаться с мужем. Когда он решил отправиться за ягодами в лес, она пошла с ним. Вдруг Сатьяван сказал: “Что-то мне плохо. Я прилягу под дерево, а ты, пожалуйста, разбуди меня потом”. Как только он закрыл глаза, девушка увидела, что лицо его бледнеет и жизнь медленно уходит из тела. Тут она заметила рядом с мужем человека в красной одежде. Это был Ямарадж, владыка смерти. Он извлёк душу Сатьявана и стал уходить. Савитри последовала за ним. Яма долго шёл молча, а потом сказал: “Одумайся, я иду в царство мёртвых. Оттуда живыми не возвращаются”. Девушка решительно ответила: “Я люблю своего мужа и обещала следовать за ним везде и всегда”. Ямарадж пошёл дальше. Платье Савитри изорвалось, шипы кустарников исцарапали её тело до крови. Тогда Яма снова обратился к ней: “Вернись назад, у тебя уже нет сил. Ты вся изранена”. “Нет, — отвечала она, — я буду идти за своим мужем”. “Но если ты пойдёшь дальше, то через несколько часов умрёшь”. “О беспощадный, ты разъединил наши тела, а теперь хочешь разъединить и души!” “Ты тронула моё сердце, красавица. Я сделаю то, чего ещё никогда не делал. Я отпускаю душу твоего возлюбленного”. Тогда Савитри увидела, что она сидит под тем же самым деревом, а муж спокойно спит. Вскоре он проснулся и сказал: “О, как долго я спал, Почему ты не разбудила меня? Ведь уже темнеет”. “Мне жаль было тебя будить, ты так сладко спал”. Они прожили счастливо до самой смерти.
Я ступень
В одной деревне у праведных родителей была дочь. Она полюбила юношу, а он полюбил её. Их родители уже готовились к свадьбе. Влюблённые почти не расставались. Но однажды юноша пришёл и сказал, что его забирают на войну. Тут девушка почувствовала, что их нельзя разлучить, потому что нет ни его, ни её, а есть только единое целое — они. В это время ей показалось, что в розовых лучах заходящего солнца, над водой озера стоит прекрасная женщина. Она улыбалась и кивала головой, будто соглашаясь с её мыслями. Девушке стало так легко и хорошо, что она заплакала. Юноша стал утешать любимую, но она сказала: “Я плачу от счастья, потому что поняла: мы не расстанемся. Я всегда буду с тобой, а ты — со мной”. Тогда юноша тоже заплакал от счастья. Так они простояли вместе до рассвета. А потом он ушёл. В долину спустилась осень, потом зима. Девушка ждала и знала, что он там не один, что она рядом с ним. Она всегда чувствовала его присутствие. Однажды вечером за домашней работой ужасная боль пронзила её сердце, и она потеряла сознание. Очнувшись, она ощутила, что его нет рядом. Той же ночью она умерла. А через несколько дней родителям сообщили, что юноша погиб в бою.
Они были одним целым, поэтому, забрав жизнь одного, Яма не мог оставить жизнь другому.
Я ступень
Жили муж и жена. Была у них дочь. Но мать заболела и умерла, и отец женился во второй раз. Мачеха не взлюбила падчерицу и сказала мужу: “Отвези её подальше в горы и оставь там. Иначе я сама расправлюсь с ней”. Пришлось отцу согласиться. Он повёл дочь якобы за хворостом, незаметно отделился и вернулся домой потайной тропой. Девушка долго плакала и звала отца. Спустились сумерки, и она остановилась на ночь в пещере. Она развела костёр и стала молиться. Вдруг она услышала шорох и увидела карлика. Он нахмурился и сказал: “Кто тебе разрешил войти в мой дом?” “Простите, пожалуйста, я не знала, что это Ваш дом, — испуганно ответила девушка. — Если я Вам помешаю, то могу уйти”. “Ладно, можешь остаться. Чего стоишь, как истукан? Не видишь, у меня грязные ноги, их нужно вытереть!” Девушка покорно вытерла ему ноги. “А теперь поклонись и скажи: Чего хочет мой господин?” Девушка так и сделала. “Накорми меня”. Она оглянулась и увидела всё необходимое для приготовления пищи. Поев, карлик снова нахмурился и сказал: “Я хочу спать. Неужели ты так глупа, что не можешь сообразить, что надо делать дальше?” Девушка постелила карлику постель, и он сказал: “Я лягу спать, а ты убери со стола, помой посуду и подмети пол”. Девушка легла спать лишь поздно ночью. Ей приснился удивительный сон: перед ней стоял прекраснейший мальчик с флейтой. От него исходило голубое сияние. Но она точно знала, что этот мальчик — тот самый карлик. Он говорил: “Ты — замечательная девушка. За твою покорность Я исполню твоё самое заветное желание. Можешь не называть его Мне, Я и так знаю. Ты, как и любая женщина, горячо желаешь любви. И ты её получишь — не как награду, а просто как следствие хорошего поведения. Ты будешь счастлива, но не забывай обо Мне в своём сердце, ведь Господь — высший объект любви”. И мальчик исчез. Девушка вздрогнула и проснулась. Она была в пещере одна, никаких вещей не было. Лёжа у потухшего костра, она с удивлением размышляла о своём сне. Тут она услышала охотничий рог и топот копыт. Совсем близко от пещеры остановился всадник. Это был молодой царь страны, где жила девушка. Царь влюбился в неё с первого взгляда. Он увёз её к себе во дворец. Вскоре они поженились и жили счастливо, потому что она знала секрет любви, о котором ей сказал Господь. У Всевышнего всегда наготове подарок смиренным и любящим.
Я ступень
На окраине села жила небогатая, очень красивая девушка. Многие сватались к ней, но она всем отказывала. Однажды, когда она поливала в саду цветы, мимо проезжал сын брахмана. Он слыл очень добрым и благородным преданным Господа. Юноша увидел девушку и влюбился в неё. Он вошёл в сад и сказал: “О прекрасная, я не знаю, как зовут тебя и твоих родителей, но моё сердце забилось так сильно, что чуть не выскочило из груди. Будь моей женой. Я одарю тебя, чем только смогу. Но самое главное, я одарю тебя любовью”. Но девушка не согласилась. Огорчённый юноша сел на коня и ускакал. Тут в сад вошёл седой старик. Глаза его лучились каким-то неземным светом. Он обратился к юной деве: “Извини меня, я невольно стал свидетелем вашего разговора. Мне любопытно, почему ты отказала ему? Ведь он обещал то, о чём мечтает каждая женщина — он обещал любовь”. Девушка ответила: “Мне непонятны женщины, ищущие любви и не находящие её. Любовь повсюду. Она — в цветах, в рощах, в ветре, в облаках. Я не нуждаюсь в том, чтобы мне давали любовь. Её даже не нужно брать, потому что она и в моём сердце. Я сама — частица любви к Богу. Эта любовь окрыляет меня, и мне больше ничего не нужно. А прекрасный юноша пусть одарит своей любовью ту, которая ждёт этого”. “Ты говоришь, что всё — любовь. Ты считаешь, что я — тоже любовь? Но ведь я стар, и мне пора думать о смерти”. “Да, ты — тоже любовь, потому что даже смерть — это любовь”. После этих слов у девушки закружилась голова и она, словно сквозь туман, увидела, что вместо старика стоит прекрасная женщина. Женщина сказала: “Да, я — любовь. Ты извлекла любовь из всего, к чему прикасались твои руки и что видели твои глаза. И лишь величайшей проверки в любви ты ещё не испытывала — смерти. Хочешь?” Девушка сказала: “Да”. Женщина взяла её за руку и повела вверх, к Богу. Где-то внизу она видела свой сад и своё тело. Но оно уже было не нужно ей. Её душа следовала за своей госпожой, Любовью.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|