ПРАКТИКУМ. Хорошо ли адаптирован ваш ребенок?. Зависимость родителей от детей. Рекомендации родителям тревожного ребенка
ПРАКТИКУМ Хорошо ли адаптирован ваш ребенок? Поставьте по 1 баллу за каждый отрицательный ответ. 1. Вашего ребенка легко рассмешить. 2. Он капризничает не чаще чем один-два раза в неделю. 3. Он ложится спать спокойно, не выводя окружающих из терпения. 4. Он хорошо ест, не капризничая при этом. 5. У него есть друзья, с которыми он хорошо играет. 6. Он редко выходит из себя. 7. За ним не обязательно всегда нужно присматривать.
8. Ему удается почти всегда не мочиться в постели. 9. У него нет привычки сосать большой палец, хныкать или часто фан- тазировать. 10. Его можно оставить одного, не опасаясь, что он расплачется, как буд- то вы оставляете его навсегда. 11. Общаясь со сверстниками, он не нуждается в присмотре с вашей сто- роны. 12. У него нет ночных кошмаров или странных страхов (пойти в другую комнату, потрогать какой-либо предмет и т. п. ).
Ключ Меньше 4 баллов. Ваш ребенок достаточно адаптирован. 5–8 баллов. У него есть проблемы, по поводу которых можно посове- товаться с психологом. 9–12 баллов. Состояние ребенка нельзя считать вполне благополучным, и лучше заняться им вплотную.
Зависимость родителей от детей Поступает ли ваш ребенок следующим образом? • Требует услуги, например: «Мама, дай мне воды (вилку, туфли и т. п. )». • Ждет, когда вы его разбудите. • Нуждается в напоминании о необходимости выполнить домашнюю работу, задание по музыке, написать благодарственную открытку, не опоздать на прием к врачу или к обеду и т. п. • Ожидает, что вы напомните ему о том, чтобы он захватил с собой свой завтрак, библиотечную книгу, домашнюю работу, перчатки, за- писку учителю.
• Отказывается выполнять домашнюю работу, пока вы не сядете ря- дом с ним. • В любую свободную минуту смотрит телевизор. • Говорит, что ему скучно и что вам надо «как-то его занять» или ска- зать, что ему делать. • Отказывается самостоятельно пройти даже очень короткое рассто- яние.
• Отказывается играть, пока другие не согласятся на ту игру, в кото- рую хочет играть он. • Плачет, когда проигрывает игру. • Его рвет или проявляются другие симптомы нарушения пищеваре- ния, когда его заставляют съесть то, что ему не хочется. • Он забывает позаботиться о своем домашнем питомце. • Позволяет вам, когда вы идете вместе с ним, нести за него вещи, ко- торые он вполне мог бы нести сам. • Требует, чтобы вы пошли в школу и сказали учителю, что дети его дразнят и плохо с ним обращаются. • Требует, чтобы вы пошли в школу и уладили неприятную ситуацию, которую он сам создал. • Спрашивает вас: «Что мне сказать? », когда ему надо рассказать кому- то о ситуации или проблеме. • Постоянно требует, чтобы вы сказали ему, что вы его любите. • Расстраивается, что вы не сказали ему, что он (она) хороший маль- чик (девочка). • Хочет, чтобы вы хвалили его за все, что он делает. • Требует, чтобы вы сказали ему, что ему надеть, и выбрали одежду. • Отказывается идти в школу вместе с другими детьми и требует, что- бы его проводили туда родители. • Отказывается работать в классе до тех пор, пока учитель не сядет ря- дом с ним. • Когда его просят сделать что-нибудь в первый раз, отвечает: «Я не могу». • Отказывается идти в кабинет к доктору, пока с ним не пойдут роди- тели. • Приходит к вам ночью из-за ночных кошмаров.
Рекомендации родителям тревожного ребенка Посидите с ребенком, который боится засыпать один, почитайте добрую сказку, нежно поговорите, успокойте, погладьте, поцелуйте и уверенным тоном пожелайте спокойной ночи. Не помогает? Постарайтесь выяснить, чего или кого именно боится ваш ребенок. Как ЭТО выглядит, можно ли его нарисовать? Что оно может сделать, какие у него привычки, чего оно хочет? Что можно сделать, чтобы уменьшить его силу? Мама не смеется, мама не боится, мама рядом, и она уверена, что с ЭТИМ можно справить- ся. А маме можно верить, она никогда не обманывает. Кроме того, прого- варивание (а еще лучше — изображение на бумаге) страха сильно умень- шает его силу.
Не навязывайте ребенку страшных персонажей. Не убеждайте, что Ба- байка существует на самом деле. Наоборот — учите ребенка смелости и самостоятельности. Так вы избавитесь от истерик из-за страха перед
темнотой или выдуманными вами же монстрами. Сказки о добре и друж- бе — лучшее средство уснуть, а хорошие книги — лучше страшных и кро- вавых мультиков. Не привлекайте ребенка к соревновательным играм и подобным ви- дам деятельности, не подгоняйте его, дайте ему возможность действовать в привычном для него темпе. Не заставляйте его заниматься непривыч- ными видами деятельности, вначале дайте ему возможность просто по- смотреть, как это делают сверстники. Используйте в работе с ребенком знакомые ему игрушки и материалы. Закрепите за ним постоянное место за столом, кроватку. Если малыш ни на шаг не отходит от вас, поручите ему «важную роль» помощника. Хвалите его за незначительные достиже- ния. Если вы не можете повлиять на ход событий, займитесь собой. Постарайтесь позитивнее относиться к жизни. Используйте внутрен- ний диалог, состоящий только из позитивных утверждений. Когда у вас появляются негативные мысли, старайтесь тут же переключиться на хо- рошее. Ищите в людях не недостатки, а достоинства. Относитесь к себе с уважением. Составьте список своих достоинств и убедите себя в том, что вы действительно ими обладаете. Попытайтесь избавиться от того, что вам не нравится в себе. Чаще смотрите на себя в зеркало с мыслью: стоит ли что-то изменить в себе? Начинайте принимать самостоятельные решения. Помните, что не су- ществует правильных и неправильных решений. Любое принятое вами ре- шение вы всегда можете обосновать и оправдать. Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас благоприятное влияние. Приобретайте лю- бимые книги, музыкальные записи. Имейте и любите свои «слабости». Начинайте рисковать. Принимайте на себя ответственность, вначале с не- большой степенью риска. Обретите любую веру: в человека, в судьбу, в об- стоятельства и пр. Помните, что вера в более значительное, чем вы сами, помогает в решении трудных ситуаций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|