Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Причины детских страхов




Реакция на пугающее событие: напугала собака, потерялся, застрял в лифте. Если такие события не повторяются, то страх часто проходит сами собой.

Тревожная мнительность: пессимизм, неуверенность в себе, чрезмерная зависимость от взрослых людей (родителей, воспитателей, учителей), фи- зическая и психическая незрелость, болезненность.

Запугивающее воспитание: «Не будешь спать, тебя Баба Яга заберет! » Значит, вы не станете защищать его от Бабы Яги. Как же тут заснуть? Со временем ребенок понимает, что родители его обманывают, а значит, и ему можно.

Тревожные родители. Единственный, поздний или не слишком здоро- вый ребенок часто слышит: «Не ходи один во двор — там хулиганы». «Не ходи по лужам — заболеешь и умрешь».

Детские фантазии: малыш населяет мир созданиями своей фантазии, структурирует его, делая понятным для себя и отчасти управляемым. От- части потому, что порождения его фантазии то и дело выходят из-под конт- роля и пугают его.

Невротические расстройства: агрессивность, нарушение сна, затор- моженность, тики или заикание. В этом случае может помочь психолог. А если страхи ребенка уж очень необычны, если он слышит угрожающие ему голоса или видит что-то, чего не видят другие, тогда надо обращать- ся к психиатру.

 

К развитию детских страхов ведут следующие ошибки и проблемы ро- дителей:


 

• запугивание ребенка с целью управлять его поведением;

• сложность межличностных отношений и интенсивность темпа жизни;

• отсутствие постоянного друга у ребенка;

• гиперопека с недостаточной самостоятельностью ребенка в организа- ции свободного времени вне дома;

• отсутствие условий для совместных игр и двигательной активности;

• беспокойство и раздражительность работающей матери, выполняю- щей еще и отцовские функции;

• неразвитость материнских чувств у матери;

• слишком требовательное и формальное отношение к ребенку с игно- рированием его эмоциональных потребностей;

• конфликтные отношения между родителями;

• психосоматические расстройства с ипохондрической фиксацией у ро- дителей;

• отсутствие возможности для идентификации с родителем другого пола.

Важную роль в развитии у ребенка тревожных расстройств играет чрез- мерная тревожность матери, которая передает ему свой диффузный жиз- ненный страх вместо реалистической оценки риска и опасностей, угро- жающих ребенку, что делает его впоследствии зависимым от значимого другого человека. Избегающее поведение позволяет не сталкиваться с пу- гающими стимулами, а каждый пережитый фобический эпизод действует как впечатляющий урок.

Инфантильность бывает результатом неправильного воспитания или неблагоприятных условий развития ребенка в период с 8 до 12 лет. Имен- но в этом возрасте ребенку надо начинать передоверять ответственность за свои поступки. Рождается инфантильность из уроков, которые роди- тели делают за ребенка. Из шнурков, которые быстрее завязать самой, чем дожидаться, пока их завяжет ребенок. Из невымытой посуды, ко- торую проще вымыть самой, чем перемывать за ребенком. Из желания уберечь ребенка от риска и ошибок, чтобы не беспокоиться лишний раз и не расхлебывать последствия. Из незнания возможностей ребенка и не- доверия к нему.

Корни инфантильности — и в неуверенности ребенка в себе: «А вдруг не смогу? »; и в привычном стремлении следовать решениям и советам ав- торитетов, чтобы самому не отвечать за последствия; и в нежелании оби- деть тех, кто предлагает свою заботу.

Необходимо воспитывать ребенка в духе самостоятельности, само- утверждения. Этому способствуют занятия спортом, танцами, художе- ственной самодеятельностью. Важно осознать выгоды, извлекаемые ребен- ком из его робости, в том числе — возможность манипулировать таким образом родителями.

Личность и способности ребенка развиваются только в той деятель- ности, которой он занимается по собственному желанию и с интересом. Повышенная воспитательная активность родителей угнетает развитие


 

личности ребенка. Позвольте ребенку встретиться с отрицательными по- следствиями его действий (или его бездействия). Только тогда он будет взрослеть единственно возможным путем — на собственном опыте.

 

 

 

 

Невротические механизмы, которые родители применяют для контроля и использования ребенка:

• Любовь как подавляющая и удерживающая сила для удовлетворения личностной потребности того родителя, который разочарован в дру- гих человеческих отношениях и выливает все вырвавшиеся эмоции на ребенка, а также питает себя любовью ребенка.

• Взваливание на ребенка груза благодарности и чувства долга как по- ведения, за которое он может получить поощрение.

• Обращение с ребенком как с эмоциональной игрушкой. Это не позво- ляет ребенку достигнуть полной зрелости.

• Продление периода своей собственной молодости за ее реальные пре- делы. Дочери остаются маленькими девочками, сын начинает брать на себя роль юного любовника.

• Чрезмерная строгость и авторитарность родителя, которая не позво- ляет ребенку выйти из роли подчиненного.

• Излишняя слабость и готовность уступить со стороны отца, а так- же неспособность принять отцовскую ответственность. Это вызыва- ет неуважение со стороны сына, которому слишком легко дается сво- бода, а его пренебрежительная позиция переносится на все трудности жизни. Идентифицирующийся с отцом сын сам становится слабым и уступчивым, ориентируется на неудачу. Этой идентификацией он оправдывает свою неподготовленность для встречи с жизнью.

• Если мать выступает как строгий родитель, она олицетворяет собою не только любовь, но и авторитет. Для сына такая ситуация затруд- няет процесс отделения от матери и обретения собственной независи- мости. Теперь он может бояться власти женщины, сдаться и потерять свою мужскую позицию. Или же он будет постоянно недооценивать женщину, пытаясь, таким образом, не допустить власти с ее стороны и может полностью порвать отношения.

• Подозрительное и неразумное поведение со стороны матери по от- ношению к отцу может создать подобное неосознанное отношение к мужчинам со стороны дочери.


 

• Если отец слишком привязан к дочери, ей трудно отделиться от него и выйти замуж. Она пройдет через жизнь, надеясь найти образ сво- его отца в предполагаемом муже. Если потенциальный муж пытает- ся доминировать, дочь может отвергнуть его настойчивые требова- ния и его самого.

• Безразличие и пренебрежение отца унижает дочь и мотивирует ее на поиски мужчины, который даст ей отцовскую привязанность. Не- которые девушки могут чувствовать ненависть и возмущение по от- ношению к отцу. Их раздирает внутренний конфликт между бунтар- ской агрессивностью и желанием смирения.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...