КАКОЙ ТЫ ДЕРГАНЫЙ!. Роль семейной ситуации
КАКОЙ ТЫ ДЕРГАНЫЙ! Гиперактивное расстройство. Еще во время беременности плод прояв- ляет чрезмерную активность. Младенцы резко реагируют на внешние раз- дражители и беспокойно спят. Наблюдаются чрезвычайная подвижность, агрессивность, вспыльчивость по малейшему поводу, быстрый переход от смеха к слезам. Ребенок не способен сосредоточить внимание, не слу- шает, что ему говорят, не может удержать контакт взгляда. У младших школьников расстройство больше всего проявляется невни- мательностью, неусидчивостью и неуправляемостью. Ребенок выскакивает с ответом, не дослушав вопроса; не может дождаться своей очереди в играх или групповых ситуациях; перебивает или мешает другим; излишне мно- гословен, не реагируя адекватно на социальные ограничения. К подростковому возрасту двигательная гиперактивность может прой- ти, но неуправляемость у многих сохраняется и часто осложняется употре- блением ПАВ, соматизацией, асоциальным и суицидальным поведением. Мальчики вспыльчивы, агрессивны, часто импульсивно совершают опас- ные действия, не учитывая их последствий (например, перебегают улицу, не оглядываясь по сторонам). При этом они не ищут приключений или острых ощущений. У девочек более выражена тревога, колебания настро- ения, нарушения мышления и речи. Больные нередко являются плодом незапланированной или нежела- тельной беременности, растут в большой конфликтной или неполной ма- лообеспеченной семье. У отцов пациентов обнаруживаются признаки ан- тисоциального расстройства личности и алкоголизм, у матерей нередко выявляются соматоформные расстройства. Роль семейной ситуации • Доминирующая и эмоционально неустойчивая мать недостаточно ла- скова с ребенком.
• Родители практически не уделяют внимания ребенку. • Родители неадекватно реагируют на проявления гиперактивности у ребенка. • Плохие материально-бытовые условия.
• Неполная или многодетная семья. • Постоянные скандалы, жестокое обращение с ребенком. • Различные подходы у лиц, воспитывающих ребенка. • Продолжительная разлука с родителями. • Длительная тяжелая болезнь или смерть одного из родителей. • Повторный брак у родителей. • Родители-алкоголики, наркоманы, правонарушители. Источниками беспокойства у детей, впоследствии заболевающих невро- зом, могут быть: • индуцирование беспокойства со стороны матери, находящейся в со- стоянии эмоционального стресса; • эмоциональные потрясения и испуги (опыт ранних разлук и внезап- ных воздействий, представляющих угрозу для жизни, в том числе аф- фективные реакции на помещение в ясли, больницу, несчастные слу- чаи, резкие болевые ощущения); • угроза лишения заботы и эмоционального контакта при наличии не- вротически мотивированной гиперопеки со стороны матери и «при- вязывания» ребенка к себе. В наибольшей мере это проявляется в ран- нем анамнезе детей, заболевающих неврозом навязчивых состояний и неврозом страха; • отсутствие безопасности — опоры в ближайшем окружении. Ощуще- ние незащищенности, ненадежности и непонятности окружения. Не- возможность предсказать поведение (реакции) близких лиц, особенно при их невротическом состоянии и конфликтах в семье, когда имеет место беспокойство за родителя, к которому привязан ребенок или с которым он себя идентифицирует. В случае нежеланности ребенка или непринятия его индивидуальных особенностей развития беспо- койство вызвано ощущением ненужности и никчемности прежде все- го у детей, заболевающих неврозом страха и неврастенией;
• опасения осуждения, наказания и лишения положительного отно- шения со стороны значимых для ребенка лиц в том случае, если он связан непомерно большим числом моральных предписаний и обяза- тельств, которые не в силах оправдать (соответствовать им). Это ил- люстрируется следующими словами матери: «Дочь постоянно нахо- дится в напряженном ожидании, что на нее рассердятся, что она вдруг не так сделает или не так скажет». Подобное состояние характерно при неврозах страха и навязчивых состояний, являясь в последнем случае наряду с инертностью и ригидностью мышления предпосыл- кой развития мнительности; • невозможность быть понятым и признанным ближайшим окружением; • осознание отличий от сверстников. Чувство личной недостаточности и социально-психологической изоляции. Эффект самоусиления нарушений возникает, если в ответ сопротив- лению родителей неблагоприятным проявлениям характера подростка
последний добивается своих целей усилением этих проявлений (возбу- димый — агрессивным взрывом, истероид — усилением демонстрации, не- устойчивый — полным уходом из-под контроля). Выделяют и такие невро- тизирующие роли родителей, как расширение сферы родительских чувств, предпочтение в подростке детских качеств, проекция на подростка соб- ственных нежелательных качеств. У родителей пациентов детского и под- росткового возраста часто встречаются неразвитость родительских чувств, сдвиг в установках родителя по отношению к подростку в зависимости от пола подростка. Традиционные правила этики не допускают открытого проявления агрессии и получения удовольствия от ее реализации. Подавление агрес- сии начинается с требования родителей говорить тише, не возражать, не спорить, не кричать и не мешать. Агрессивные чувства, на сознатель- ное выражение которых устанавливается запрет, внезапно проявляются в активной и неконтролируемой форме. В последние десятилетия описан- ные «домостроевские» принципы воспитания сменяются на призыв поощ- рять детей, особенно страдающих неврозами, к игровому отреагированию агрессии. Впрочем, некоторые исследователи высказывают убедительные опасения, что поощрение агрессии может привести к ее усилению.
Тики — непроизвольные, внезапно возникающие стереотипные и огра- ниченные мышечные движения. Поражаются преимущественно мимиче- ские мышцы. Дети непроизвольно гримасничают, морщат лоб, поднима- ют брови, моргают, зажмуриваются, морщат нос, сжимают рот, оскаливают зубы, покусывают губы и другие части рта, высовывают язык, вытягива- ют нижнюю челюсть. У них наблюдаются зевание, принюхивание, дрожа- ние ноздрей, продувание воздуха через ноздри, свистящий вздох, усилен- ное дыхание, отрыжка, сосательные или чмокающие звуки, прочищение горла. У детей с тиками шеи происходят наклоны, подергивание или по- качивание головой, скручивание шеи, смотрение по сторонам, вращение головой. Дети также потирают руки, подергивают пальцами, перекручи- вают их и сжимают руки в кулак. Они пожимают плечами, дергают нога- ми, коленями или большим пальцем, покачивают туловищем, подпрыги- вают, ходят странной походкой. От тиков следует отличать стереотипные действия, связанные с фикса- цией на определенном объекте, которые наблюдаются у аутичных детей.
Такие дети не страдают от необходимости выполнять подобные действия и испытывают страх, только когда кто-то мешает их ритуалу. Тики наблюдаются у четверти детей школьного возраста, в основном — у мальчиков 7–11 лет. Тики впервые появляются и затем возобновляются при переживании страха, психического напряжения, когда двигательные и агрессивные проявления подавляются. К концу пубертатного периода тики обычно затухают. С психоаналитической точки зрения тики представляют собой дей- ствия, приостановленные в момент совершения. Они помогают разрядить аффект, связанный с запрещенным влечением, наказанием за реализацию этого влечения или попыткой защититься от наказания. Важной является реакция родителей на развившееся у ребенка наруше- ние. При незначительной выраженности расстройства его лучше игнориро- вать, поскольку усиление внимания к тикам может усилить их. Если тики выражены и сопровождаются эмоциональными расстройствами, предло- жите ребенку описывать ситуации, в которых тики бывают особенно часто, обсудите с ним тяжесть тиков, указывайте на незамеченные тики.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|