крайне важно отдиагностировать и сформировать у партнера, именно те ожидания, которые выгодны вам
Хотя бы в целях профилактики разбитых партнерских надежд, часто не оправданно приписанных вам, но тем не менее существующих. Они могут быть как хотя бы отдаленно соответствующими текущему проекту, так и перспективными, никак с проектом не связанными. Несколько раз проговорите их вслух с руководством партнерской компании. Желательно это сделать на разных уровнях. Пусть все необходимое врежется в мозги. Обращайте внимание на формулировки. Разнотолков и многозначностей быть не должно. Проверьтесь неформальным общением с низовым звеном (поговорите с замами руководителей, если вы общались с первыми лицами, с линейными руководителями, с ОПП) — так ли им донесли ваши намерения, или произошли искажения. Не пытаются ли руководители использовать вас в своих целях, например выдавая ваше предложение в выгодном для них ракурсе. с руководителем предприятия, находящемся в тяжелом финансовом положении, разговаривают на предмет размещения заказа. Причем представитель заказчика, сразу же оговаривает конкурсную основу, указывает на всего лишь предварительный характер переговоров. Однако руководитель уже на следующей оперативке козыряет своим приближенным теми благами, которые-де он обеспечил, найдя не столько выгодный предприятию заказ, сколько «деловейшего партнера, готового инвестировать». Уже строятся планы закупок и присматриваются чемоданы для загранкомандировки Стоит ли говорить, что в разочарованиях будет виноват никак не этот руководитель, а «подлый фирмач, объегоривший неискушенного русского партнера». И как же тяжко ему будет работать в случае необходимости вновь обратиться в эту фирму. Не забудьте о традиции наклеивания ярлыков. Один раз сдуру налепят вам и больше с вами разговаривать не станут. Все, вы — «неделовой», хоть веником убейся.
1. Исключить и пресечь попытки появления со стороны партнера различных недосказанностей, туманных перспектив и прочего, что может отражать имеющиеся в сознании партнерской фирмы нежелательные для вас ожидания. Особенно если они нацелены в сторону завышения ваших возможностей. Распространенная ошибка, допускаемая почти всеми, предполагает как раз обратный подход. Многим представляется заманчивым педалирование фразами типа: «Мы рассчитываем на долговременное сотрудничество...мы имеет большие виды на вашу фирму... мы нацелены задействовать вас на перспективу... у нас в запасе есть и другие, более интересные проекты...» Вот такого — не надо, если вы действительно не кривите душой. Вас могут попросту спровоцировать на подобные обещания, а потом размахивать ими как флагом над руинами вашей деловой репутации. 2. Грубое манипулирование Если в отношении партнера у вас нет долгосрочных видов и вы хотите его максимально мобилизовать на выполнение ваших работ, можете поступить не только противоположно вышеописанному, но и несколько тоньше. Покажите и распишите партнеру интересующие его перспективы и соотнесите их достижение с результатами выполнения именно этой работы в данном проекте. Формализации и документирования долгосрочных намерений избегайте. Это похоже на морковку, привязанную перед носом осла, потому в обиходном жаргоне прием и называется «морковкой». Она сработает, если перед вами соответствующий... объект. 3. Тонкое манипулирование Можете построить всю свою партию на тонкой механике ожиданий. Отдиагностируйте больные места фирмы — выделите наиболее актуальные для вашего партнера ожидания. Далее не конкретизируя будущего, подпускайте радужного тумана обтекаемыми фразами, недоговоренностями. Помогите партнеру самому нарисовать радужные картинки в воображении. Пусть поработает прожективная механика: в ваших сладких «песнях ни о чем» партнер не только услышит то, что захочет услышать, но и сам допоет остальное. Иногда достаточно проникновенно-участливо побеседовать о будущем партнерской фирмы с ее руководителями, как они делают вывод, что «это не спроста-а-а...» Игра сводится к тонкому балансированию на грани между избеганием формализации своих обязательств и сохранением партнерских грез. Однако имейте в виду, что подобная эквилибристика чревата краткосрочностью успехов. (Хотя мы знаем виртуозов, эксплуатирующих данную механику на протяжении нескольких десятилетий. Отточенный инструмент тонкого манипулирования установками партнеров позволяет им спирально подниматься все выше и выше. Диву даешься, наблюдая за тем, как с ростом мастерства манипулятора растет статус его жертв.)
4. Глобальное манипулирование Техника, базирующаяся на механизме фирменных ожиданий, может быть доведена до абсолюта. Если вам это нравится и вы располагаете необходимыми наклонностями, можете глобально построить свою практику манипулирования на основе использования партнерских ожиданий. Арсенал профессиональных приемов РТ высокого уровня должен включать эту технику в обязательном порядке. Умело манипулируя ожиданиями партнера, вы можете осуществлять любую проектную деятельность вне зависимости от ее объема и временных характеристик. Для этого вам потребуется больше времени уделить практическим навыкам выявления ожиданий и утонченным приемам их обработки. Здесь вы должны произвести наработку самостоятельно, под свою индивидуальную специфику. Мы даем лишь основы. В принципе, сыграть можно на любом значимом для партнера ожидании. Помните о том, что в психике никогда ничто не делается в одиночестве, никогда перед вами не появится что-либо одно оторванное, представленное в чистом виде, одна-единственная сущность. Всегда вы будете иметь дело с комплексом, спутанным клубком различных сил, иногда прямо противоположных. Поэтому чем больше ожиданий вы сумеете распознать и задействовать в своем манипулировании — тем больше шансов на успех. Возможно, вам понравится усиливать или ослаблять некоторые из них. Возможно, вы захотите попробовать стратегию «горки», при которой вы, углубляясь во взаимодействие, все более и более соответствуя ожиданиям партнера, на самом деле готовите один-единственный решающий удар. Если вы имеете возможность поддерживать контакт с объектом более или менее длительный срок, можете рискнуть попробовать сформировать требуемые вам ожидания искусственно.
Все это достижимо, если этим заниматься профессионально. Важно научиться делать это технично, избегая ненужных «как?» и «почему?» Поговорим о практике подробнее. Мы приведем вам расхожие ожидания, ранняя диагностика и работа с которыми может представлять для вас непосредственно практический интерес. Эти знания вы сможете применять и развивать самостоятельно хоть с завтрашнего дня. Оговоримся сразу, что этот перечень далеко не полный. Он покажет вам основные направления не только возможных чаяний, но и «неделовых» устремлений партнерской фирмы, вполне может статься, именно вас и поджидающих. В таком случае ваши руки развязаны... При работе с инофирмами российские фирмы с большой степенью вероятности могут иметь, формировать по ходу дела, а также открыто обсуждать следующие фирменные ожидания: • ожидания финансирования · простираются от возможного финансирования основной деятельности до возможной финансовой поддержки деятельности параллельной, весьма часто «черной», или, иначе, повышенно рисковой. Расхожее мнение, что фирмачу не проблема инвестировать несколько десятков, а то и сотен тысяч долларов, не утратила притягательности. Тем более при том, что текущее соотношение доллара к рублю потрясающее, российский труд по-прежнему дешев, ответственность со стороны роспартнера многим не безосновательно представляется практически нулевой. При этом учтите все изъяны кредитно-финансовой системы России, особенно в части отсутствия субсидий и несформированности рынка рискового капитала.
аксиома: там, где вы выступаете плательщиком, всегда есть намерение поиметь вас в качестве инвестора. — сегодня нам завтра, в той или иной форме, в зависимости от характеристик предлагаемого вами проекта или совершенно вне них — всегда на. вас будут смотреть как на потенциальный денежным мешок Проверьтесь на риск запуска параллельной деятельности! Когда проект касается основной деятельности партнерского предприятия, все достаточно ясно и просто. Дело осложняется, как только проектная функция партнера отклоняется, становится все более непрофильной, например, когда партнер вынужден браться за постороннюю непрофильную работу, чтобы хоть как-то устоять на ногах. От вас потребуются дополнительные усилия по контролю расходования средств клиента. Вариант с параллельной деятельностью имеет обширные проявления, облюбован нашими бизнесменами и может наблюдаться где угодно и когда угодно в сферах, далеких от предпринимательских. Смысл махинации в том, что на деньги, выделяемые на совместный проект, партнер запускает и раскручивает деятельность, параллельную проектной, о которой вы, естественно, ничего знать не будете. Это может быть торговый оборот на средства предоплаты, реинвестирование капвложений в повышенно доходные области, развертывание подпольного производства и т.д. Сам факт не сильно смущает — у наших предпринимателей и хозяйственников достаточно объективных и субъективных причин на такую линию поведения, и, наверное, в том не только их вина. Кстати, в случае «параллелизации» можно получить максимальные выгоды от использования ожидания «денежного дождя», остро сыграв на нем. Что и обеспечивается разведкой и воздействием по фактору ФО. Отметим также притягательность партнерской инофирмы в качестве источника и средства достижения валютных средств. Сейчас российские предприятия нещадно обираются по валютным поступлениям, что заставляет соответствующим образом реагировать, например создавая фирмы-накопители в зонах затрудненной доступности российским фискалам. Кроме того, притягательна возможность получения доступа на зарубежные валютные рынки, что отсюда, согласитесь, трудно сделать. Этот момент обыгрывается, насколько мы можем судить по другим — каждым вторым, по себе — каждым первым. • ожидания диверсификации Заманчивость перспективы переориентации деятельности партнерской фирмы под интересы инофирмы сегодня актуальна для любого предпринимателя или руководителя, сколь патриотично он бы ни высказывался на людях. Сегодняшний «совбизнес» архитруден, и просветов на горизонте не видно. Поэтому многие руководители предприятий в той или иной мере высказывают идею желательности если не полной, то хотя бы частичной переориентации своей деятельности под серьезного иностранного партнера. Нечто подобное наблюдается и среди российских предпринимательских инициатив, неизбежно прибивающихся к чужим берегам как единственно приемлемой области реализации. Многие бизнесмены сегодня находятся в растерянности; куда направить дальнейшие усилия для того, чтобы выжить. С достаточной мерой вероятности можно предположить наличие ожидания возможной диверсификации со стороны роспартнера от любого «перспективного контакта с иноземным предпринимателем», формы подобной диверсификации могут быть самые разные: долговременный контракт, создание СП, открытие филиала или представительства инофирмы, учреждение дочерних зарубежных фирм.
• ожидания структурных перестроек Как ни странно, но в нынешней ситуации, вполне может встретиться такой момент: явно нежизнеспособная структура, громоздкая, доживающая последние дни и проедающая остатки средств, находится в блаженном состоянии ожидания чуда: вот-де подвернется толковый иноземец-партнер, понапустит своих молодцов-менеджеров — вот тогда все и образуется. Причем на общем неблагоприятном фоне действительное появление такого партнера из числа инофирм приводит к парадоксальному факту: от него ждут не только делового предложения, но и конкретных управленческих ходов санирующей направленности: «Наша фирма будет с вами работать при условии, если...» и далее следует привести длинный список ликвидации всех известных данному предприятию болячек. Минимальным здесь видится создание СП, куда осядут наиболее пронырливые. Особенно это актуально для приватизированных предприятий, чьи схемы приватизации позволили устоять как несовершенным структурным элементам, так и столь же «эффективным» руководителям. При осознании неминуемого краха, малейшая зацепка на выделение в СП принимается к исполнению тотчас же. Критическое проявление ожидания «структурного чуда» представляется в готовности продажи своего дела: возможности приобретения партнерской фирмы вашим клиентом как целиком, так и с выделением ее в филиал, представительство или любую другую территориальную единицу инофирмы. Примеров тому слишком много, чтобы о них говорить отдельно. Достаточно полистать хотя бы газеты. Более взвешенная политика допускает мысль о необходимости распыления капитала и диверсификации рисков во имя структурной сбалансированности и повышения плавучести предприятия. Создание буферных фирм — своеобразных «поплавков» — служит цели смягчения возможного удара рынка по головному предприятию. Такая идея структурной сбалансированности становится все более популярной и подразумевает вынесение фирм-поплавков, буферов как можно дальше. Размещение активов во всевозможные инофирмы и смешанные фирмы невозможно без надежного партнера. Не сомневаемся, что вашего клиента именно таким и увидят. Вполне вероятны намерения и ожидания с вашей помощью разрешить бремя налоговых обязательств Возможно, от вас ожидают помощи в конструировании схемы минимизации налогов или хотя бы ее фрагмента. В результате реорганизации предприятия перемещение части активов в более благоприятный налоговый режим может оказаться весьма эффективным Достаточно отметить, что, просто встав под крышу инофирмы, можно сразу же получить немало налоговых льгот. Кримпатология в свете ожидания переструктурирования и санации предприятия сводится к созданию формальных структур. Это могут быть номинальное СП, например, когда крыша инопартнером предоставляется под операции роспредприятия за рубежом или использование крыши роспартнера для операций инофирмы в СНГ. Особняком стоят оффшорные компании, как мы говорили, по большей части создаваемые для слива и обналички валютных боковиков В дальнейшем мы еще коснемся их роли в качестве средства модифицирования делового поведения партнерской фирмы. • ожидание решения функциональных проблем Крупный блок фирменных ожиданий, связанных с объективной невозможностью решения функциональных проблем предприятия или фирмы в пределах России или СНГ. Эти ожидания на практике — самые легко диагностируемые. К ним относится все, связанное с устоявшимися представлениями об импорте: технологии, оборудование, производимое за границей, сырье. Сюда же входят вещи, невозможные для реализации в сегодняшней России: пионерные НИОКР, передовые технологии и интеллектуальная собственность, а также освоение имеющегося имущества, такого как производственные и складские помещения, земельные участки, земельные угодья и объекты инфраструктуры и т.д. Справедливо отнести в этот раздел и меры повышения конкурентоспособности товара и экспортного потенциала фирмы: приближение к потребителю, особенно в части экспортных операций, проведение маркетинговых, рекламных, послепродажных работ, расширение масштаба деятельности на зарубежные рынки. Излишне говорить, что для многих роспредприятий прорыв на внешний рынок — единственный видимый путь к выживанию. • ожидание «ухода» Так образно можно назвать группу весьма сильных ожиданий, связанных с возможностью избежать неблагоприятные факторы российской действительности. Про налоги мы упомянули. Теперь давайте посмотрим, о чем, весьма вероятно, думает российский бизнесмен, усаживаясь перед вами в кресло переговоров. Может быть, он думает, насколько удобно сидите вы в своем офисе, как спокойно вы обходитесь без охраны в коридоре своей квартиры, как без проблем вы можете в любой момент улететь на край света...Можете возразить, что эти соображения более подходят человеку, нежели фирме в целом. А вы видели когда-нибудь фирму на осадном положении? Когда оторваны телефоны, когда средь бела дня при всем честном народе выбивают окна. Когда трясутся все без исключения, начиная от высшего руководства и кончая кухаркой. Почитайте прессу — охотничий сезон на «коммэрсантов» в разгаре, начался отстрел банкиров, трясутся и все прочие «собственники». Ожидание ухода — это сильнейший рычат в арсенале средств модифицирования делового поведения фирмы, базирующийся на сверхсильных мотивах — соображениях безопасности: гарантиях безопасности государством, устойчивости хозяйственной деятельности и права, отсутствия государственного и частного рэкета. Конечно, нельзя сказать, что партнерская фирма спит и видит в вас мессию, пришедшего спасти ее, но и забывать о столь эффективном стимуле не стоит. Кстати говоря, и налоговые соображения, на фоне изменения уголовного законодательства и повальных хозяйственных зверств ГНИ на местах, приобретают явные признаки «ухода». Еще немного «самочинки» ГНИ — и хозяйственники не только допьют оставшийся в стране валидол, но и, весьма вероятно, перейдут к более сильным психостимуляторам. • ожидание прибыли Наиболее реалистичный подход, впрочем весьма редкий, фирма видит в вас только ординарного заказчика, а ваш проект связан всего лишь и только с достижением прибыли. Оценку «неудовлетворительно» получает РТ, ведущий такой проект, или его командир, взявший на обслуживание иностранного клиента и не сумевшие повернуть дело в другую сторону. Профитные ожидания — самые бесполезные и малопригодные для применения Р-методов. Сведя предпроектные работы к столь плачевным итогам в сознании партнера, можно затем до бесконечности пробовать искать дополнительные рычаги, но фирма, строго придерживающаяся профитной позиции, при любых ваших попытках манипулировании, скорее всего, будет настаивать именно на этом. Переиграть ситуацию может оказаться делом весьма затруднительным. Мы исключили из рассмотрения ожидания конкретных персонажей и групповые ожидания вашей партнерской фирмы. Их мы рассмотрим в соответствующих главах. РАЗВЕДКА ФИРМЕННЫХ СТРАХОВ И ОПАСЕНИЙ понятие проектные и предпроектные риски методы разведки Р-техно: рекомендации ПОНЯТИЕ Страхи и опасения партнерской фирмы представляют собой весьма сильную, если не самую сильную деловую мотивацию роспартнера — страхообразующую. Если рассмотреть поведение партнера как балансирование между предметом притяжения и предметом отторжения, окажется, что большинство действий производится именно из соображений опасения. Человек воздерживается от участия в той или иной деятельности благодаря развитому чувству самосохранения ГЛОБАЛЬНЫЕ ОПАСЕНИЯ ПАРТНЕРСТВА Общие опасения относятся к партнерству как таковому и, кроме того, 6азируются на обширном фундаменте черт национального характера россиян. В некоторой мере в структуре страхов отражаются риски партнерства, связанные именно с изъяном роспартнера. Чего опасаются при слове «партнерство»? — нелояльности партнера Подразумевается ваша способность в любой момент подставить партнера или надуть его. — недобора прибылей Имеется в виду тот факт, что, если вы обратились к российскому партнеру, значит вы намерены его обуть (что не лишено оснований, иначе зачем бы нам было затевать Практикум?) СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОПАСЕНИЯ Истоки специфических опасений в отношении к инофирмам лежат в бурной практике общения россиян с инофирмами и сильно раздутых последствиях неделовой практики последних, действительно в избытке имевших место. Ибо, как нетрудно предположить, в числе инофирм, хлынувших на российский Клондайк, подавляющую массу представляли фирмы наших бывших соотечественников, прекрасно осведомленных о российских реалиях и неплохо на этом погревших руки. Стоит вам лишь заикнуться о том, что вы представляете интересы какой-то инофирмы, вы можете столкнуться с явной или скрытой агрессией Такая негативная предрасположенность должна быть своевременно отдиагностирована и купирована самым решительным образом. Познакомимся с основными страхами в отношении инофирм. Чего опасается и боится российское предприятие, вступая в деловые отношения с инофирмой? — эксплуатации партнерской неопытности — хищения интеллектуальной собственности — засекреченных проектных целей. Поговорим в отношении последнего мотива. Часто засекречивание истинных целей проекта выполняется так топорно, что провоцирует подозрения даже там, где их быть не должно. Непонятность целей подразумевает скрытые формы обмана. Везде, где нет однозначного ответа, его подменяют худшими опасениями. И мы разделяем этот подход. Инофирма, стремящаяся разместить дело в России, может таким образом формализовать свои цели для чужих ушей, что становится совершенно непонятным не только мотив появления фирмы в России, но и способы ведения бизнеса Там. Мы также отмечали подобные моменты в поведении своих собственных клиентов. Некоторые из них, подзабыв, с кем имеют дело, иной раз так легендируют цели своей деятельности, что дают повод призадуматься о своей психической нормальности. По правде говоря, явных психопатов среди клиентуры мы пока еще не встречали. Но людей, мягко говоря, злобно неискренних, сколько угодно. (Порой кажется, что услуги Агентства именно и представляют средство достижения таких целей. Вы тоже так думаете, нет?) ПРОЕКТНЫЕ И ПРЕДПРОЕКТНЫЕ РИСКИ Как может повести себя партнер, исходя из чувства смутного страха и вполне небезосновательных опасений? Каковы возможные негативные сценарии делового поведения?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|