Избыточные ограничения в отношении замещения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) дополнительными нормативами отчисления от налогов
В соответствии со статьями 137 и 138 Бюджетного кодекса российской Фелерации, при составлении и (или) утверждении бюджета субъекта Российской Федерации часть дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, а также дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), может быть полностью или частично заменена дополнительными нормативами отчислений от налога на доходы физических лиц. Возможность замены другими налогами не предусмотрена. Прежде всего, речь идет о налоге на прибыль и налоге на имущество организаций. Такое ограничение представляется необоснованным, поскольку передавать единые нормативы отчислений от других налогов (прежде всего, налога на прибыль, и также налога на имущество организаций) не всегда возможно ввиду их большой неравномерности распределения. А передача этих налогов на местный уровень создавала бы стимулы для органов местного самоуправления для привлечения высокотехнологичных производств, для которых характерны высокая стоимость имущества (высокий налога на имущество организаций), высокая рентабельность производства (высокий налог на прибыль), но низкая численность занятых (низкий НДФЛ). Предоставление возможности замещения части дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований любыми налогами, подлежащими зачислению в бюджет субъекта, было бы наилучшим решением указанной проблемы и способствовало бы большей гибкости для регионов в проведении самостоятельной бюджетной политики. При этом возможность трансфертозамещения любыми налогами не нарушала бы прав муниципальных образований, поскольку в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации такое замещение осуществляется только по согласованию с органами местного самоуправления.
Предложения: 4.6. Предоставить субъектам Российской Федерации право замещать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований любыми налогами, подлежащими зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации (не только НДФЛ). Для реализации меры потребуется внесение изменений в статьи 137 и 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части, касающейся замещения дотаций дополнительными нормативами отчислений от налогов. Реализация меры позволит снять необоснованные ограничения прав субъектов Российской Федерации по организации межбюджетных отношений, и даст им в руки дополнительный инструмент стимулирования развития экономики и налоговой базы муниципальных образований.
Некорректные ограничения в отношении порядка расчета субсидий из бюджетов наиболее обеспеченных муниципальных образований в бюджет субъекта Российской Федерации В соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (статья 142.2), законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление бюджету субъекта Российской Федерации субсидий из бюджетов поселений и (или) муниципальных районов (городских округов), в которых в отчетном финансовом году расчетные налоговые доходы местных бюджетов (без учета налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) превышали уровень, установленный законом субъекта Российской Федерации. Указанный уровень не может быть установлен ниже двукратного среднего соответственно по поселениям или муниципальным районам (городским округам) данного субъекта Российской Федерации уровня в расчете на одного жителя. Иными словами, указанные субсидии могут взиматься из бюджетов тех муниципальных образований, чей индекс налогового потенциала превышает 2.
В то же время при распределении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований учитывается не индекс налогового потенциала (ИНП), а уровень бюджетной обеспеченности, отличающийся от ИНП тем, что он делится на индекс бюджетных расходов, который может сильно различаться у муниципальных образований внутри региона. В результате может сложиться ситуация, при которой муниципалитет, имеющий в силу объективных причин высокий ИБР, может одновременно попасть и под отрицательный трансферт, и стать получателем выравнивающей дотации. На примере субъектов Российской Федерации (см.рис.5), расположенных в порядке возрастания уровня бюджетной обеспеченности (см.рис.1), видно, что дальневосточные и северные регионы, имеющие относительно невысокий уровень бюджетной обеспеченности, но весьма высокий индекс бюджетных расходов, имеют относительно высокий индекс налогового потенциала (Магаданская область, Республика Саха, и др.), что при их общем слабом финансовом положении могло бы сделать их потенциальными плательщиками субсидий. Предложения: 4.7. Предусмотреть возможность расчета субсидий из бюджетов наиболее обеспеченных муниципальных образований, в том числе, исходя из уровня бюджетной обеспеченности. Для реализации меры потребуется внесение изменений в статьи 137 и 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части, касающейся замещения дотаций дополнительными нормативами отчислений от налогов. Реализация меры позволит повысить эффективность применения механизма взимания сверхдоходов из бюджетов муниципальных образований, и гармонизировало бы эту процедуру с распределением дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|