Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

I. Неравномерность развития




 

Особенность физиологического развития подростка Особенности поведения подростка
1. Наблюдается резкий рост тела в длину – 5-8 см. в год. Рост идет в основном за счет увеличения длины конечностей, а грудная клетка и таз, отстают в развитии. 1. Поэтому подростки осознают свою угловатость, стесняются ее, (одни становятся более замкнутые, другие стараются внешне показать безразличие к тому, как они выглядят, скрывают свои переживания за небрежностью в одежде, принимают порой неестественные, вычурные позы.!! Даже добрая шутка в адрес его фигуры, позы или походки вызывает часто бурную реакцию – подростка, ему не переносима мысль, что он смешон и нелеп в глазах других людей.
2. Перестраивается опорно-двигательный аппарат, увеличивается степень окостенения, нарастает мускульная сила. 2.Можно наблюдать обилие лишних движений, недостаточную их координированность, какую-то неловкость, но возраст благоприятен для овладения техникой сложных движений.
3. Противоречива деятельность сердечно-сосудистой системы: темп роста сердца опережает темп роста кровеносных сосудов. 3. Часто повышается кровяное давление (юношеская гипертония) головокружение, сердцебиение, слабость, головные боли, быстрая утомляемость. Это необходимо учитывать при дозировке физической нагрузки, проветривание и др.
4. Повышается возбудимость нервной системы 4. В поведении подростков отмечается повышенная чувствительность, нервозность, несдержанность, неустойчивость эмоциональных реакций, склонность к аффектам (особенно у девочек).
5. Нервная система подростка еще не всегда способна выдерживать сильные или длительно действующие монотонные раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или наоборот в состояние сильного возбуждения. 5. Под влиянием многочисленных впечатлений, сильных нервных встрясок, неожиданной радости или огорчения, долгого ожидания волнующего события одни подростки становятся вялыми и безучастными, другие нервозными, нарушают дисциплину.
6. Происходит дальнейшее развитие мозга, особенно лобных областей коры (его высших отделов) 6. Растет осмысленность восприятия, развивается интеллект, становится легче организовать произвольность внимания

 

II. Половое созревание

Оно связано с началом функционирования половых желез («гормональная буря»), характеризуется появлением репродуктивной функции. Проходит в 2 этапа (Ш. Бюллер)

1) Растет активность многих биологических центров, но еще без перестройки половых желез. Центральная нервная система, гипофиз, гипоталамус приходят в состояние большой активности, вследствие чего возбуждение преобладает над торможением. Поэтому действующий на подростка раздражитель вызвать реакции: безразличие к важным событиям, бурную реакцию на пустяк, наблюдается обидчивость, беспричинные слезы [ ответы «скудеют», быстрая утомляемость, невысокая работоспособность.

2) Нормализуется работа половых органов, появляются вторичные половые признаки. Это делает подростка объективно взрослым и дает субъективное ощущение взрослости. Нервная система уравновешивается, улучшается самочувствие, настроение, растет интерес к противоположному полу, усиливается половое влечение и соответствующие мысли. Информация сексуального характера становится для подростка значимой, важной (она накапливается, сопоставляется) (книги, кинофильмы, журналы, газеты).

N Наблюдается противоречие между половым и социальным развитием. Как правило, у девочек пубертатное созревание происходит на 2 года раньше, чем у мальчиков, это создает некий дисбаланс во внешнем виде представителей разных полов в ученическом классе.

 

Нормой для подростков обоего пола является появление первых романтических чувств.

R Важно переключать внимание подростка, направить его на иную, интересную и занимательную для них деятельность. Соблюдать распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха, питания, регулярные занятия физкультурой и спортом. Надо добиваться, чтобы интерес не приобретал нездоровый характер, не был связан с нежелательными психологическими проявлениями.

Однако, в конечном итоге все определяется особенностями среды, в которой происходить развитие подростка, особенностями его взаимоотношений с окружающими. Никаких конфликтов не возникает, если взрослые правильно понимают природу происходящих с подростком изменений, считаются с ними.

  1. Проблема подросткового кризиса

Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса психологами понимаются по-разному:

1) Многие авторы подчеркивают возможность (и желательность) бескризисного протекания этого периода. Кризис в этом случае рассматривается как результат неправильного отношения взрослых, общества в целом к подростку, объясняется тем, что личность не может справиться со стоящими перед ней на новом возрастном этапе с проблемами (Ремшмидт. Х 1994). Аргумент - есть исследования о спокойном переживании подростками этого этапа развития (Эльконин, Кле М., Раттер М.)

2) Другие ученые считают, что кризисное протекание закономерно и продуктивно для развития личности (Л.С. Выготский, Л.И.Божович, К.Н. Поливанова и др.). Выготский подчеркивал, что: «… за всяким негативным симптомом кризиса скрывается позитивное содержание, которое состоит, обычно в переходе к новой и высшей форме». Чем сильнее кризис, тем ярче личность.

Подросток как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к ним, чтобы иметь, затем возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и собственными усилиями, раздвинуть рамки, задающие пределы его самостоятельности ] именно через это становление подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребности в самоутверждении, формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.

В тех же случаях, когда этого не происходит, когда отрочество проходит гладко и бесконфликтно ] в дальнейшем могут проявиться либо запоздалый, а потому особенно и бурно протекающий кризис в 17-18 лет и даже позже, либо затяжная инфантильная позиция «ребенка», характеризующая в человеке период и молодости и даже в зрелом возрасте.

Существуют биологические и социальные предпосылки возникновения кризиса. Кризис подросткового возраста, как и все критические периоды развития, проходит три фазы (Л.С. Выготский):

 

1. Негативная или пред-критическая – фаза ломки старых привычек, стереотипов, распада сформировавшейся ранее структур; 2. Кульминационная точка кризиса, как правило, 13 лет, хотя возможны индивидуальные различия. 3. Посткритический период формирования новых структур, построения новых отношений и т.п.
особо кризисная симптоматика

 

Два основных пути протекания кризиса

«Кризис независимости»   «Кризис зависимости»
1) симптомы: строптивость, упрямство, беспокойство, негативизм, своеволие, обесценивание взрослых, отрицательное отношение к их требованиям, ранее выполнявшимся, протест – бунт, ревность к собственности. Остро ощущаемое переживание собственного внутреннего мира – вот та главная собственность, которую оберегает подросток, ревниво защищая ее от других. 2) Происходит рывок вперед, выход за пределы старых норм и правил.   3) варианты самоопределения: «Я уже не ребенок». Для развития наиболее благоприятен   1) симптомы: наоборот чрезмерное послушание, зависимость от старших или сильных, регресс к старым интересам, вкусам, формам поведения.     2) Возврат назад, к старой своей позиции, системе отношений, которая гарантировала социальное благополучие. 3) «Я ребенок и хочу оставаться им» (далее запоздалый кризис в 17-18 лет)

В симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция одновременно, важно какая доминирует (Л.С. Выготский).

Возрастает количество школьников с акцентуациями черт характера, которые могут быть причиной отклоняющегося поведения.

Внутренние и внешние предпосылки подросткового кризиса (Косякова О.О.)

Предпосылки подросткового кризиса
  Внутренние
Внешние   Биологические Психологические
Изменение характера учебной деятельности (многопредметность; содержание учебного материала представляет собой теоретические основы наук; предлагаемые к усвоению абстракции вызывают ка­чественно новое познавательное отношение к знаниям). Отсутствие единства требований. Введение общественно­-полезного труда в школь­ное обучение. Появление новых требо­ваний в семье. Изменение положения ребенка в семье. Расширение социальных связей подростка Процессы физического роста и биологического созревания организма. Физиологические изменения в кровеносной, костно-мышечной системах. Гормональная перестройка организма, половое созревание Изменения в моти­вационно-потребностной сфере. Формирование системы интересов: «эгоцентрическая доминанта», «доминанта дали», «доминанта усилия», «доминанта романтики»  

К новообразованиям кризиса тринадцати лет можно отнести изменение взаимоотношений меж­ду ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и самого себя (Косякова О.О.).

Л.И. Божович, полагает, что «… кризис подросткового возрас­та связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которо­го является появление у подростка способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, прису­щими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т. е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он, считает ценными) и само­воспитанию. Депривация указанных выше потреб­ностей и составляет основу кризиса подросткового возраста».

Что делать?

Реакция родителей, как и при всяком кризисе, должна сводить­ся к дифференциации ситуаций взаимодействия с ребенком: при негативизме - твердый отпор и, если позволяют обстоятельства, обсуждение требования, включение его в более широкий контекст ­личных, семейных, иногда даже национальных или религиозных ценностей. Осмысленно с подростками вести разговор и о правах родителей, о паритете прав и обязанностей членов семьи и т.д.

Нельзя отказывать подростку в помощи и поддержке, если он в этом нуждается или сам просит об этом. Обсуждение с подростком возникших проблем. Подростки любят, когда с ними взрослые советуются, предлагают им выбор.

Многие разновидности подросткового девиантного поведения возникают из-за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Стремление к общению со сверстниками приносит пользу при ус­ловии, если это общение имеет какое-либо социально приемлемое содержание. Поэтому в период кризиса положительные результа­ты могут дать разнообразные формы внешкольных занятий. Чем больше у взрослеющего человека сфер (мест) общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее про­гноз разрешения подростковых возрастных кризисов.

Кризисное поведение ста­новится для учителей таким же испытанием, как и для родителей. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учителей - не в по­следней степени. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом - составить представление о себе через взгляд окру­жающих.

Принципы ведения диалога с подростком учителя и родителей сходны. Абсолютно неэффективны диалоги в тематике, предла­гаемой ребенком. Лучше, если это, возможно, перевести спор в иной контекст - более общий, менее однозначный. Как и при не­гативизме в адрес родителей, осмысленно обсудить взаимные права и обязанности, содержание требований и т.д. В отдельных случаях показана жесткая формализация отношений: четкая рег­ламентация требований и соответствующих оценок.

Подростковый возраст - время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа должна быть организо­вана особым образом, чтобы ответственное действие имело место в школьной жизни. Это обеспечивается особой – проектной формой деятельности подростков. При таких условиях действие переводится из сферы социальной комму­никации в сферу продуктивной деятельности, общение со взрос­лым становится партнерским, позиции взрослого и ребенка ме­няются. Это наиболее прогрессивное направление коррекции трудновоспитуемости подростков, но неприменимое в индивиду­альной коррекции (К.Н. Поливанова)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...