I. Неравномерность развития
II. Половое созревание Оно связано с началом функционирования половых желез («гормональная буря»), характеризуется появлением репродуктивной функции. Проходит в 2 этапа (Ш. Бюллер) 1) Растет активность многих биологических центров, но еще без перестройки половых желез. Центральная нервная система, гипофиз, гипоталамус приходят в состояние большой активности, вследствие чего возбуждение преобладает над торможением. Поэтому действующий на подростка раздражитель вызвать реакции: безразличие к важным событиям, бурную реакцию на пустяк, наблюдается обидчивость, беспричинные слезы [ ответы «скудеют», быстрая утомляемость, невысокая работоспособность. 2) Нормализуется работа половых органов, появляются вторичные половые признаки. Это делает подростка объективно взрослым и дает субъективное ощущение взрослости. Нервная система уравновешивается, улучшается самочувствие, настроение, растет интерес к противоположному полу, усиливается половое влечение и соответствующие мысли. Информация сексуального характера становится для подростка значимой, важной (она накапливается, сопоставляется) (книги, кинофильмы, журналы, газеты). N Наблюдается противоречие между половым и социальным развитием. Как правило, у девочек пубертатное созревание происходит на 2 года раньше, чем у мальчиков, это создает некий дисбаланс во внешнем виде представителей разных полов в ученическом классе.
Нормой для подростков обоего пола является появление первых романтических чувств. R Важно переключать внимание подростка, направить его на иную, интересную и занимательную для них деятельность. Соблюдать распорядок жизни подростка, строгий режим его труда, сна, отдыха, питания, регулярные занятия физкультурой и спортом. Надо добиваться, чтобы интерес не приобретал нездоровый характер, не был связан с нежелательными психологическими проявлениями. Однако, в конечном итоге все определяется особенностями среды, в которой происходить развитие подростка, особенностями его взаимоотношений с окружающими. Никаких конфликтов не возникает, если взрослые правильно понимают природу происходящих с подростком изменений, считаются с ними.
Подростковый возраст относится к так называемым критическим периодам жизни человека, или периодам возрастных кризисов. Причины возникновения, характер и значение подросткового кризиса психологами понимаются по-разному: 1) Многие авторы подчеркивают возможность (и желательность) бескризисного протекания этого периода. Кризис в этом случае рассматривается как результат неправильного отношения взрослых, общества в целом к подростку, объясняется тем, что личность не может справиться со стоящими перед ней на новом возрастном этапе с проблемами (Ремшмидт. Х 1994). Аргумент - есть исследования о спокойном переживании подростками этого этапа развития (Эльконин, Кле М., Раттер М.) 2) Другие ученые считают, что кризисное протекание закономерно и продуктивно для развития личности (Л.С. Выготский, Л.И.Божович, К.Н. Поливанова и др.). Выготский подчеркивал, что: «… за всяким негативным симптомом кризиса скрывается позитивное содержание, которое состоит, обычно в переходе к новой и высшей форме». Чем сильнее кризис, тем ярче личность. Подросток как бы провоцирует запреты, специально «принуждает» родителей к ним, чтобы иметь, затем возможность проверить свои силы в преодолении этих запретов, проверить и собственными усилиями, раздвинуть рамки, задающие пределы его самостоятельности ] именно через это становление подросток узнает себя, свои возможности, удовлетворяет потребности в самоутверждении, формируются способы поведения, позволяющие ему и в дальнейшем справляться с жизненными трудностями.
В тех же случаях, когда этого не происходит, когда отрочество проходит гладко и бесконфликтно ] в дальнейшем могут проявиться либо запоздалый, а потому особенно и бурно протекающий кризис в 17-18 лет и даже позже, либо затяжная инфантильная позиция «ребенка», характеризующая в человеке период и молодости и даже в зрелом возрасте. Существуют биологические и социальные предпосылки возникновения кризиса. Кризис подросткового возраста, как и все критические периоды развития, проходит три фазы (Л.С. Выготский):
Два основных пути протекания кризиса
В симптомах кризиса присутствует та и другая тенденция одновременно, важно какая доминирует (Л.С. Выготский).
Возрастает количество школьников с акцентуациями черт характера, которые могут быть причиной отклоняющегося поведения. Внутренние и внешние предпосылки подросткового кризиса (Косякова О.О.)
К новообразованиям кризиса тринадцати лет можно отнести изменение взаимоотношений между ребенком и взрослым, появляется необходимость выработки новых критериев оценки окружающих и самого себя (Косякова О.О.). Л.И. Божович, полагает, что «… кризис подросткового возраста связан с возникновением в этот период нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности познать самого себя как личность, обладающую именно ей, в отличие от всех других людей, присущими качествами. Это порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению (т. е. стремление проявлять себя в тех качествах личности, которые он, считает ценными) и самовоспитанию. Депривация указанных выше потребностей и составляет основу кризиса подросткового возраста». Что делать? Реакция родителей, как и при всяком кризисе, должна сводиться к дифференциации ситуаций взаимодействия с ребенком: при негативизме - твердый отпор и, если позволяют обстоятельства, обсуждение требования, включение его в более широкий контекст личных, семейных, иногда даже национальных или религиозных ценностей. Осмысленно с подростками вести разговор и о правах родителей, о паритете прав и обязанностей членов семьи и т.д. Нельзя отказывать подростку в помощи и поддержке, если он в этом нуждается или сам просит об этом. Обсуждение с подростком возникших проблем. Подростки любят, когда с ними взрослые советуются, предлагают им выбор.
Многие разновидности подросткового девиантного поведения возникают из-за отсутствия адекватных возрасту форм досуга. Стремление к общению со сверстниками приносит пользу при условии, если это общение имеет какое-либо социально приемлемое содержание. Поэтому в период кризиса положительные результаты могут дать разнообразные формы внешкольных занятий. Чем больше у взрослеющего человека сфер (мест) общения и продуктивной деятельности, тем благополучнее прогноз разрешения подростковых возрастных кризисов. Кризисное поведение становится для учителей таким же испытанием, как и для родителей. При всей критичности в адрес учителей дети необыкновенно тревожны и озабочены отношением к ним окружающих, и учителей - не в последней степени. Нарочитость поведения свидетельствует о стремлении привлечь к себе внимание, узнать, что о нем думают, и в целом - составить представление о себе через взгляд окружающих. Принципы ведения диалога с подростком учителя и родителей сходны. Абсолютно неэффективны диалоги в тематике, предлагаемой ребенком. Лучше, если это, возможно, перевести спор в иной контекст - более общий, менее однозначный. Как и при негативизме в адрес родителей, осмысленно обсудить взаимные права и обязанности, содержание требований и т.д. В отдельных случаях показана жесткая формализация отношений: четкая регламентация требований и соответствующих оценок. Подростковый возраст - время становления ответственного действия. Поэтому подростковая школа должна быть организована особым образом, чтобы ответственное действие имело место в школьной жизни. Это обеспечивается особой – проектной формой деятельности подростков. При таких условиях действие переводится из сферы социальной коммуникации в сферу продуктивной деятельности, общение со взрослым становится партнерским, позиции взрослого и ребенка меняются. Это наиболее прогрессивное направление коррекции трудновоспитуемости подростков, но неприменимое в индивидуальной коррекции (К.Н. Поливанова)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|