Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности изменения отношений подростка к роли ученика, к учению, к учителю




 

Переход от младшего школьного возраста к подростковому характеризуется, прежде всего, изменением отношений детей к учению, к роли ученика, к урокам и учителю.

Младшие школьники гордятся своим положением ученика. Быть учеником для них самое важное дело. К началу подросткового возраста интересы детей направлены не сколько на процесс и результат учения, сколько на содержание.

У подростков увеличивается круг связей с окружающим миром. Они участвуют в различных кружках, факультативах, больше читают художественной, публицистической литературы и т.д. Содержание понятие «учение» для подростков расширяется, так как приобретение знаний выходит за пределы школьной программы.

Для подростков уже нет ничего заманчивого и значительного в слове «ученик». Школьные уроки кажутся им теперь лишь обычным, будничным делом и даже не самым важным (Охитина Л.Т.).

Учение занимает большое место в жизни подростков, но к моменту перехода в среднюю школу они различаются по многим параметрам: 1) у одних подростков ярко выраженный интерес к учению, сформированные умения самостоятельно работать осмысливать материал, контролировать свою деятельность; 2) у других подростков может быть равнодушное отношение к учению, ограниченный кругозор, отсутствие навыков самостоятельной работы, иждивенчество и т.д (Б.С. Волков).

- Что дает учение подростку?

Когда подростков спрашивали о том, хотели бы они учиться дома, одни или нет, все опрошенные дети отвечали единодушно: «В школе ребята, с ними интересно». «В школе, если не знаешь, можно ребят спросить». «В школе лучше, там всякие дела интересные, в походы ходят, на экскурсии». «Нет, я бы не хотел один учиться, тогда не знаешь, как другие учатся…»

В этих высказываниях как в зеркале, видно, что процесс учения привлекает не только содержанием, но и возможностями общения со сверстниками. Именно взаимоотношения становятся основой внутреннего интереса в отрочестве к школе (В.С. Мухина).

Для подростка урок – это 45 минут не только учебного времени, но и ситуация для общения с одноклассниками и учителем, насыщенная множеством значимых поступков, оценок, переживаний. Выполняя задания, ребята не прекращают общения! Только очень интересное объяснение материала и мастерство учителя в организации урока могут заставить младшего подростка забыть о товарищах. Общение с ними часто отвлекает от подготовки уроков.

У младших подростков отношение к предмету зависит от отношения к учителю и получаемых отметок, успеха в этой деятельности. Наряду с этим все больше привлекает содержание, которое требует интеллектуальной активности, самостоятельного действования, расширяет кругозор. Каждый новый предмет, раздел всегда вызывает интерес у подростков.

R Задача учителя, сохранить этот интерес, укрепить его, развивать дальше (Т.В.Драгунова). Образовательные технологии в подростковом возрасте должны реализовывать особенности общения и активной деятельности подростков (Б.С. Волков)

Подростки избирательно готовы к тем или иным сторонам обучения. Особенно они готовы к тем видам обучения, которые делают их взрослыми в собственных глазах.

R Организация занятий должна быть иной, чем в младшем школьном возрасте: усложненный учебный материал, самостоятельная организация занятий, познавательная деятельность за пределами школы, исследовательская деятельность. Подросткам нравиться мыслить, открывать.

- Как меняется отношение к учителю в подростковом возрасте?

С первого дня обучения в средней школе работа учащихся сразу усложняется тем, что вместо одного учителя, как было раньше, появляется 5-6 новых педагогов с разной манерой объяснения и опроса, с разными требованиями, и отношением к учащимся, которых они к тому же вначале не знают.

Взаимоотношения подростков и педагогов-предметников иные, с учителем в младшем классе – более поверхностные, менее личные. Первое время – время нелегкое и для педагога и для подростка, так как происходит становление новых взаимоотношений, АДАПТАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС!

Для подростков этот период трудный еще и потому, что у многих идет ломка сформировавшихся ранее привычек, способов поведения во время урока. Процесс приспособления к новым и разным требованиям учителей, как правило, проходит трудно для всего процесса в целом и особенно для учащихся с трудностями учебной деятельности.

Именно в это время часто возникают трудности из-за того, что новый учитель еще не знает подростков, их особенностей и может отнестись к подростку непривычным для подростка способом: предъявлять более высокие требования, чем раньше. Þ У подростка может быть недоумение, ощущение несправедливости, недовольство. Часто выражается в протестах разного рода. Подросток не всегда может понять истинную причину. Неблагополучие в отношениях с подростком может расти как снежный ком. Это отрицательно влияет на отношение подростка к учителю и предмету, на его работу в школе и дома, на поведение на уроке и настроение. → N Необходимо как можно скорее ликвидировать возникшее неблагополучие.

! Каждый новый учитель всегда вызывает интерес. Когда появляется сразу много новых подростков, то подростки начинают сравнивать их друг с другом. Педагогическое мастерство одних учителей питает критицизм по отношению к другим. Появляются «любимые» и «нелюбимые» учителя.

Степень трудности работы учителя с подростками (в средних классах школы прежде всего определяется его умениями построить отношения с учащимися. В общении с подростками это главное.

Качества учителя, ценимые подростками: справедливость, аргументированность оценок; уважение человеческого достоинства; доверие, чуткость и понимание. Подростки высоко ценят – знания учителя, умение объяснять материал понятно и интересно.

Старшие подростки ценят - эрудицию учителя, стремление дать дополнительный материал и пробудить интерес к своему предмету, положительное отношение к самостоятельным суждениям учащихся на уроке; требовательность в сочетании с верой в возможности ученика, в его способность преодоления трудности; последовательность в требованиях.

Ø Важно первое впечатление, которое производит учитель.

«Добреньких» учителей дети не уважают, и, как говорится, садятся им на голову, но очень ценят стремление и умение помочь в трудностях.

Прежде всего, подмечают те особенности взрослых, которые позволяют безнаказанного обходить некоторые ученические обязанности, не выполнять какие-либо требования, свободно развлекаться на уроках.

Исчезает наивная вера в непогрешимость действий учителя.

 

Даже на уроках «любимых» учителей подростки остаются «бдительными» и могут выражать свое сомнение, несогласие, возмущение или протест. Так всякое новое требование, ограничивающее их свободу и самостоятельность. Как и требование, кажущиеся им несправедливым или просто лишним, ненужным, возбуждает подростков и настраивает их критически.

По данным исследователя А.П. Краковского, для младшего подростка характерно - отвращение к необоснованным запретам, для старших – неприемлемость необоснованных запретов.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...