Формы общения со сверстниками
Кодекс товарищества В начале подросткового возраста может произойти изменение в группе ранее популярных ребят (в социометрической структуре). В младшем школьном возрасте – лидерами были дети, которые хорошо учатся, в подростковом - ценятся личностные качества товарища и друга, сообразительность, знания, смелость, умение владеть собой, коммуникативные умения. N ПРОБЛЕМА может возникнуть при выборе актива (можно провести диагностику - социометрия) Важно учитывать товарищеские отношения. Происходит становление отношений со сверстниками различных по степени близости отношений, которые подростками четко различаются: Виды отношений: 1) могут быть просто товарищи; 2) близкие товарищи; 3) личный друг (конец возраста) наблюдается потребность в близком друге («родство души»)
Т.е. появляются два вида отношений
· Появляется ревностное отношение к симпатии друга к другим ребятам Формируется кодекс товарищества ( важные нормы в общении): уважение достоинства; равенство (все вместе и все пополам); верность; помощь товарищу; честность. Поступки каждого по отношению к товарищу в группе, классу замечаются и оцениваются с учетом этого кодекса. R Важно изучать нормы кодекса, формировать ценности группы. В группе подростков осуждаются: «измена» товарищу, группе, нарушение договоренности, отказ в помощи, эгоизм и жадность, зазнайство, выпячивание своих достоинств, нежелание считаться с мнением товарищей. Осуждаются: подхалимы, «подлизы», приспособленцы Неблагополучие в коллективе воспринимается как личная драма, самое тяжелое наказание – осуждение коллектива, товарищей, открытый и негласный БАЙКОТ, нежелание общаться. N ОДИНОЧЕСТВО невыносимо для подростка, это толкает на поиск друзей вне школы (часто «-» последствия) На высокий социометрический статус влияет: наличие положительных качеств ценимых классом, совпадение ценностных ориентаций подростка с ценностными ориентациями класса, адекватная самооценка. У подростка очень ярко проявляется, с одной стороны:
Стремление подростка привлечь к себе внимание подростков заинтересовать их и вызвать симпатию может проявиться по-разному: это может быть демонстрация собственных качеств, как прямым способом, так и путем нарушения и требований взрослых, паясничанье, кривлянье. N Среди мотивов нарушения подростками правил общественного поведения наибольший процент составляют мотивы, связанные с неудовлетворенностью занимаемым среди сверстников положением.
R Подросткам импонирует коллективный способ жизни и деятельности, они тянутся к общественной работе (она имеет большее воспитательное значение и основы для общения). В любом мероприятии они предпочитают быть деятелем, а не созерцателями. R Формирование коллектива, повышение уровня низкостатусных, на уроках и внеурочное время (групповая работа, в парах, прием «отсвет звезды», КТД и.др) СМ. социальную психологию, теорию воспитания. Замечания, обиды товарищей заставляют его задуматься о причинах поведения, осознать собственные недостатки [ развивается умение ориентироваться на требования сверстников, учитывать их.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|