Особенности воображения подростков
Сближение воображения с теоретическим мышлением дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься разными видами конструирования и т.п. Воображение подростка, конечно, менее продуктивно, чем воображение взрослого человека, но оно богаче фантазии ребенка (интенсивное развитие творческого воображения, преобладает воссоздающее воображение). Линии развития творческого воображения в подростковом возрасте (И.Ю. Кулагина): 1) достижение объективного творческого результата (подростки создают пьесы или строят летающие авиамодели), но все они используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. 2) неудовлетворенные в реальной жизни желания легко исполняются в мире фантазий (компенсаторная функция). Воображение в отрочестве может обогатить внутреннюю жизнь подростка, может, соединяясь с рациональными знаниями, преобразоваться и стать подлинной творческой силой (В.С.Мухина).
Особенности восприятия подростков Восприятие интеллектуализируется, становится анализирующим, размышляющим. Этот процесс зависит от усложняющегося в средних классах обучения. На уроках геометрии и черчения развивается восприятие, чтобы правильно воспринять чертеж, нужно непросто его запечатлеть, а прочитать выделить в нем необходимые связи и зависимости. Появляются умения видеть сечения объемных фигур, читать чертеж и т.д. Восприятие изобразительного искусства В творчестве подростки осваивают графические схемы, которые приближают изображение к иконическому образу. Подбирая освоенные графические схемы к изображаемым предметам, поставленным на уроке рисования в виде натюрморта, подросток, по существу, подросток решает задачу на подбор, освоенных прежде графических образов.
Графический образ - представление о том, как предмет должен быть изображен. * Рисуя с натуры цветок в горшке, подросток может весьма грамотно положить светотени на горшок, ведь прежде он освоил, как положено располагать тени на цилиндре при заднем источнике света (конечно, такое перенесение опыта построения объема через соотносящие действия дает и некоторый опыт в изобразительной деятельности). Однако, гораздо важнее научиться увидеть этот объем в реальном предмете. В графических построениях подростков, изображающих натуру, можно найти нерасчленимое взаимодействие всего многообразия изобразительного опыта. Визуальный реализм – графический образ предмета и связанное с ним графическое построение, возникающее на основе визуальных впечатлений. Интеллектуальный реализм – графический образ предмета и связанное с ним графическое построение, возникающее на основе обобщенных знаний об этом предмете. Для развития визуального восприятия. Важно научиться видеть предмет и уметь передать его непосредственно с натуры. В.С.Мухина отмечала, что: «Умение видеть приносит чувство эстетического удовлетворения, учит особой деятельности – любованию. Умение читать графические схематические настроения, планы, географические карты приносит интеллектуальное удовлетворение» Часто прежний опыт формирует приверженность к графическим и цветовым штампам (часто рисунки детей пестрят штампами и шаблонами). Шаблоны в рисовании – стереотипное изображение привычных образов (это весьма прочные образования, т.к. они отвечают элементарным требованиям к изображению и находят признание у учителя) a могут затормозить дальнейшее развитие не только изобразительной деятельности, но и визуального восприятия окружающей действительности.
R Важно чтобы подросток получил возможность убедиться в многообразии и многоцветии реального мира (рассматриваются полотна великих мастеров, выявляя различия различные художественные языки). a В отрочестве подростки сами начинают стремиться посещать музеи, художественные выставки.
Развитие речи подростков Развитие речи подростка идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой - за счет усвоения множества значений, которые способен кодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир. Именно в отрочестве человек начинает понимать, что развитие речи определяет познавательное развитие (В.С.Мухина). Подростка интересуют правила употребления тех форм и оборотов речи, которые наиболее затрудняют письменную и устную речь («Как правильно написать?», «Как лучше сказать?»). N Реально в письменной и устной речи большинство подростков испытывает явные затруднения. Но подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Именно в отрочестве человек начинает дифференцировать обороты речи и формы языка, свойственные прошедшему историческому времени, ставшие архаичными, мертвыми; стареющие сегодня обороты речи, произношения слов и современный язык. Подросток способен чувствовать язык в его историческом движении. Он хорошо понимает (или готов понять) контекст родного языка ушедших времен. Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь - принимать словесный состав речи и стиль общения другого - в зависимости от стиля общения и личности собеседника. С одной стороны это несет в себе возможность ориентировочного познания многообразных вариантов речи; но с другой стороны, это следует рассматривать как возрастную речевую зависимость. Эта социальная слабость подростка должна быть доведена до его сознания как некая возрастная несостоятельность.
Таким образом, не только родной «язык навязывает себя» подростку через письменные источники, но и каждый собеседник как носитель языка предлагает свой состав употребляемых слов, значений и смыслов. Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Помимо классической и современной литературы сегодня большое развивающее влияние могут оказывать дикторы радио и телевидения, ведущие образовательных передач, актеры, искусствоведы, ученые, которые выступают в средствах весовой информации. R Подросток должен быть приучен к тому, чтобы открыть (изучить) для себя развивающее чтение, развивающие радио- и телевизионные программы. R Особое место среди авторитетных для подростка людей должен занимать учитель, который обязан быть образцом языковой культуры. Вхождение в реальность образно-знаковых систем языка - это вхождение в общение, в познавательную и творческую деятельность. Осваивая систему знаков, существующую в человеческой речевой культуре, подросток проходит длинный путь в развитии своего самосознания, очищая себя от реальности массы отходов производства языка или, напротив, нагружая себя этой массой (Бякова Н.В., Капустина Н.Г.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|