A. Причины конфликтов со взрослыми
В семье могут возникать разные конфликты: 1. Конфликт неустойчивости poдumeльских отношений: по сравнению со взрослым подросток несовершенен (несобранность, нецелеустремленность, трудность систематических усилий); взрослый не видит положительных качеств подростка. 2. Конфликт сверхтребовательности с эмоциональным холодом: подросток улавливает нюансы родительского отношения, страдает, приспосабливается. З. Конфликт сверхзаботы: родители живут как бы за своих детей, а те растут безынициативными, неуверенными в себе; отец хочет воспитать сына «настоящим мужчиной», а общается с ним, как с малышом, не давая самостоятельности. 4. Конфликт неуважения прав подростка на самостоятельность: родители распоряжаются судьбой детей, считая, что имеют на них право собственности; неуважение границ личности подростка ведет к конфликту. 5. Конфликт отцовского авторитета: отец, желая воспитать сына «настоящим мужчиной» отстраняет от воспитания мать; заставляет сына обливаться холодной водой, бегать по снегу независимо от его здоровья; проявления слабости осмеивает и никогда не хвалит;воспитывая мужественность сына, отец как бы компенсирует свои собственные проблемы. Отношение взрослого к подростку как к ребенку вступает, с одной стороны, в противоречие с задачами воспитания и препятствует развитию социальной взрослости подростка; а с другой - в противоречие с представлением подростка о степени собственной взрослости и его претензии на новые права. Конфликт и mpyдности возникают из-за расхождения представлений взрослого и noдpocmкa о характере прав и степени самостоятельности noдpocmкa. Если взрослый не изменяет отношения к подростку, то последний сам переходит на новый тип отношений (см. таблицу). Если взрослый сопротивляется новым отношениям, то возникают разные формы непослушания подростка. Разными формами неподчинения и протеста подросток «ломает» отношения, которым принадлежит будущее.
Позиция взрослого может быть обвинительной и защитительной (Б.С.Волков)
Любовь к подростку может быть:
2.2. Поведенческие реакции в общении со взрослыми Реакция эмансипаций (освобождение) – проявляется в стремлении вырваться из-под опеки родителей, учителей, взрослых с их порядком, законами, стандартами и ценностями. Стремление поступить по своему, наперекор родителям и даже здравому смыслу, не воспринимают даже справедливую картинку в свой адрес со стороны других, могут принять крайнюю форму – побеги из дома. Несмотря на все подросток испытывает потребность поделиться своими переживаниями, рассказать о событиях своей жизни, но самому ему трудно начать столь близкое общение. Реакция оппозиции, протеста – проявляется в противопоставлении своего поведения требуемому, противодействие попыткам взрослых заставить его заниматься нелюбимым делом (уходит из дома, со школьных занятий, бравада, прогулы и т.п.) Реакция отказа - выражается в отказе от обычных форм поведения, контактов, домашних обязанностей, учебы и т.д. Причина чаще всего бывает резкая перемена привычных условий (отрыв от семьи, перемена школы). Реакция имитации – проявляется в подражании взрослым (чаще значимого возраста, достигшего определенного успеха в жизни, обращают внимание в первую очередь на внешнюю сторону) Могут подражать персонажу кино, книги, через копировании одежды, манеры речи, речи, суждений поступков " (и беда если кумиром отказывается отрицательный субъект - реакция «отрицательной имитации»). Реакция изоляции - стремление избежать нежелательных контактов.
2.3. Стратегия общения взрослого с подростком (Б.С.Волков) 1. Подросток - личность, претендующая на равные со взрослыми права.
2. Наибольшее воспитательное влияние оказывает диалогическое общение, где позиции взрослого и подростка равны. З. Вступайте в общение, учитывая интересы подростка.
4. Предмет разговора должен быть конкретным, затрагивающим суть дела. Например, выполнение самостоятельной работы, правильность постановки целей и т. д. 5. Нельзя касаться личности подростка: возникнет круговая оборона, защита своей чести, своего «Я» и трудно будет вести общение. Поймите, что вам не нравятся действия подростка, но не он сам. 6. Больше проявляйте свои чувства. Важно, чтобы подросток не только вас понимал, но и принимал. Поняв, а главное, приняв идею, он сам будет ее осуществлять, станет вашим единомышленником. 7. Принимая самостоятельность подростка, не сводите ее к вседозволенности. Пусть он сам определит время возвращения домой, объем выполнения задания (работы). Тогда взрослому будет легче контролировать принятое самим же подростком решение. 8. Учите подростка самого справляться со своими трудностями: «Чья проблема: подростка или взрослого?» Имея четкую цель, можно составить план ее достижения. Учите подростка самостоятельной постановке целей, очередности их достижения. 9. Смотрите на подростка как на целеустремленного, прилежного человека, которому взрослый хочет помочь, не навязывая своих советов, но подводя к определенным выводам исподволь. 10. Когда подросток отказывается что-либо сделать, используйте технику «заезженной пластинки», повторяя свою просьбу снова и снова. Сказав НЕТ, старайтесь держать свое слово, не идите на уступки. Итак, к началу подросткового возраста складываются две системы общения: отношение ребенка со сверстниками, с одной стороны, и с взрослыми, с другой. Положение подростка в этих системах общения разное: не равное (с взрослыми) и равное (со сверстниками). Равное положение со сверстниками приносит подростку удовлетворение и является источником его сотрудничества с ними в разных видах деятельности. Отношения взрослого с подростком должны строиться на основе дружбы, сотрудничества, уважения, доверия и помощи. Главным в их отношениях должна быть общность интересов и сотрудничество в разных видах деятельности. Причем взрослый должен выступать как образец и друг, а подросток - как равноправный помощник.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|