Развитие компонентов учебной деятельности у подростков
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 Происходит овладение подростком строением учебной деятельности, способами самостоятельного перехода от одного вида действия к другому (от ориентировочных учебных действий к исполнительным и затем контрольно-оценочным), что является важной основой самоорганизации учебной деятельности. Учебные действия объединяются в приемы, методы, в крупные блоки деятельности. Отдельные действия и операции свертываются, переходят в умственный план, что позволяет быстрее осуществлять учебную деятельность. Существенно развивается умение находить и сопоставлять несколько способов решения одной задачи, поиск нестандартных способов решения, что переводит учебную деятельность с репродуктивного на продуктивный уровень. Происходит становление прогнозирующих, планирующих форм контрольно-оценочных действий. Это дает возможность корректировать учебную работу до начала ее выполнения. В подростковом возрасте возможно осознание своей учебной деятельности, ее мотивов, задач, способов, и средств. Существенно развиваются процессы целеполагания в учении. Подростку доступны самостоятельная постановка не только одной цели, но и последовательности несколько целей, причем не только в учебной работе, но и во внеклассных видах деятельности. Подросток овладевает умением ставить гибкие цели, закладывается умение ставить и перспективные цели, связанные с приближающимся этапом социального и профессионального самоопределения (А.К. Маркова). В норме, к 9 классу все компоненты учебной деятельности должны быть сформированы. Считается сформированной учебная деятельность, если
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫСТУПАЕТ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ КАК СРЕДСТВО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ.
N При несформированности у учащихся учебной деятельности возможен «отход от школы», т.к. потребность в самоутверждении не реализуется.
Развитие мотивов учебной деятельности подростков 1)укрепляются учебно-познавательные мотивы (одним подросткам нравятся все предметы – широкий круг учебных интересов; у других наблюдается избирательное отношение к предметам; у других наблюдается явное снижение интереса к учению) 2) в старшем подростковом возрасте появляются новые мотивы, связанные с формированием жизненной профессиональной перспективой (стремление исполнить задуманное становится источником познавательной активности подростка. 3) проявляются престижные мотивы (обладают более побудительной силой в подростковом возрасте, в виде сильного стремления быть лучшим учеником) Þ разрушаю учебную деятельность (учение, тяжелый труд, знания нужны для ответа, знания ему не интересны такие знания легко забываются) 4) важным стимулом к учению является потребность в признании среди сверстников. Хорошие знания способствуют достижению высокого статуса, возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае внутренний дискомфорт, конфликт. 5) развивается мотивация достижения (или избегания неудач) 6) мотивы самообразования поднимаются на новый уровень, наблюдается активное стремление подростка к самостоятельным формам учебной работы, появляется интерес к методам научного познания.
R Задача учителя организовать системную работу по формированию и укреплению учебно-познавательной мотивации у подростков, мотивации достижения и профессиональных мотивов, мотивов саморазвития, самовоспитания.
Особенности учебной деятельности младших и старших подростков Педагогу необходимо учитывать особенности младших и старших подростков при организации учебной деятельности. МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ (11-12 лет) 1. Наблюдается повышенная активность, подвижность у младших подростков, поэтому на уроке н еобходимо организовать условия для выхода активности и энергии в позитивном русле. 2. Младшему подросткунеобходимо утвердиться в коллективе сверстников, поэтому мнение одноклассников (их одобрение и осуждение) важнее для него чем, оценка или отношение учителя. 3. Младшему подростку присуще стремление отслеживаться от всего подчеркнутого детского, стремление к независимости, самостоятельности; 4. Свойственная тяга ко всему новому, неожиданному, необычному, ко всему, что дает пищу воображению; 5. Пятиклассникам и шестиклассникам больше нравятся коллективные формы выполнения заданий, основные на совместных действиях, на соревновании или игровой ситуации. 6. Из-за очень большой подвижности и активности младших подростков увлекает разнообразие видов деятельности и быстрый темп работы. Он с трудом переносит паузы. 7. Важно не упускать из вида такую черту как легкомысленность, беззаботность детей этого возраста Þ Без последовательности требований учителя не приходится рассчитывать на старание и усидчивость подростка. 8. Организуя учебную работу в 5 и 6 классах, следует шире использовать интерес детей к импровизации, инсценировкам, перевоплощениям, их стремление поспорить, посоревноваться в знаниях, умениях (т.к. потребность в ролевом поведении). 9. Для младших подростков в большей степени характерно конкретное мышление. СТАРШИЕ ПОДРОСТКИ (13-15 лет) Старшим подросткам свойственны: 1. Критичность, бескомпромиссность, обостренное чувство справедливости собственного достоинства, стремление к самостоятельности и независимости, отвращение к мелочной опеке;
2. Активный поиск объектов подражания, желание что-то значить, добиться популярности у окружающих. Все перечисленные свойства являются производными центрального новообразования в личности подростка – возникновение у него чувства взрослости. Развитие чувства взрослости стимулирует активную умственную работу. 3. Старших подростков в гораздо большей степени, чем раньше, начинают привлекать занятия, требующие определенной настойчивости и самостоятельности. 4. Заметно усиливается сознательное отношение к учению. Этот возраст сензитивен для развития содержательных познавательных интересов и идеалов. Впервые появляется стремление составить некоторую картину мира, общее представление о самом себе. 5. Появляются новые мотивы учения, связанные с формированием жизненной профессиональной перспективы. 6. Склонность старших подростков к творческой деятельности. Большое значение имеет организация поисковой познавательной деятельности, позволяющее пережить радость самостоятельных открытий. 7. Характерно гипотетико-дедуктивное мышление, подросток стремиться сам во всем разобраться, все понять, уяснить свое отношение ко всему, что и кто его окружает (важны дискуссии, проблемные задания, проектирование); 8. Стремление к самостоятельным рассуждениям и обобщениям.
9. Старшим подросткам характерно стремление к самовоспитанию. 10. Старших подростков привлекают следующие виды работ: подбор цитат или примеров пословиц к заданной проблеме; самостоятельное обобщение фактического материала; выявление причинно-следственных связей; оценка определенных событий, выражение своего отношения к чему–либо, т.е. все то, что представляет возможность для активного самоутверждения; привлекают самостоятельные формы учебной деятельности, когда учитель лишь направляет, а также совместная деятельность остается тоже значимой; привлекает все то, что способствует познанию ребенка самого себя (тесты, опросники и др.)
11. Полезны задания: «Сравни свой способ работы с работой товарищей, чей способ оптимально лучше. Объясни почему?», когда учитель одним учащимся поручает сформулировать задачу работы, другим – оценить эту задачу и выбрать пути ее решений, третьим – оценить приемы работы и найти способы их проверки. Таким образом, при проектировании урока в средней школе необходимо: 1) учитывать стремление подростка к самоутверждению через более сложные виды заданий; 2) его ориентацию на сверстников; 3) обучение методом самостоятельного приобретения знаний, 4) стимулирование поисковой деятельности и коллективных форм учебной работы, 5) развитие взаимной критической оценки и самооценки (Охитина Л.Т.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|