Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. 3. Основные изменения познавательных процессов в подростковом возрасте




Подросток впервые овладевает процессом

образования понятий и переходит к новой,

высшей форме интеллектуальной деятельности

- мышлению в понятиях.

Л.С. Выготский

 

Формальное мышление подростков

– размышление о мыслях

 

Ж. Пиаже

План

1. Изменения в мышлении подростка

2. Особенности развития памяти подростка

3. Особенности развития внимания подростка

4. Особенности развития воображения подростка

5. Особенности развития восприятия подростка

6. Особенности развития речи подростка

 

¨ Литература:

  1. Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. - М.: Академия, 1999. - 456 с. (С. 386-398.)
  2. Мир детства: Подросток / под ред. С. Н. Хрипкова. – М.: Просвещение, 1982. – 486 с. (С. 173)
  3. Драгунова, Т.В. Подросток / Т.В. Драгунова. – М.: Просвещение, 1976. – 58 с. (С. 82)
  4. Возрастная и педагогическая психология / под ред. А.П.Петровского. – М.: Просвещение, 1973. – 268 с. (с.133)
  5. Волков, Б.С. Психология подростка / Б.С.Волков, Н.В. Волкова. – М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2005. – 208 с. (с.116-121)
  6. Першина, Л.А. Возрастная психология / Л.А. Першина. – М.: Академический проект, 2004. – 256 с. (с. 169)

 

Вопросы для размышления и самоконтроля

- Каким образом достижения в когнитивном развитии в подростковом возрасте изменяют восприятие подростком себя самого и социального мира?

- Наблюдается ли у подростков временный возврат к эгоцентризму, в чем это может выражаться?

- Отчего зависит эффективность запоминания информации в подростковом возрасте? Как развивать мышление подростка?

- С чем связаны колебания внимания в подростковом возрасте? Как управлять вниманием подростков на уроке?

Рефлексивные задания

1. На основе самонаблюдения (или наблюдения за подростками) опишите проявления гипотетико-дедуктивного мышления или творческого воображения у подростков.

2. На основе профессионального опыта выделите приемы эффективного управления вниманием, приемы развития мышления у подростков.

 

Изменения в мышлении подростка

Развитие видов мышления

В средних классах учащиеся приступают к изучению и освоению основ наук. Им предстоит овладеть большим объемом информации.

Учебный материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой – направлен на их развитие.

Учащиеся должны овладеть системой научных понятий, особой системой знаков, которая существует в математике, физике, химии и научиться рассуждать, мыслить теоретически.

Учебный материал требует от подростка более глубокого уровня мыслительной деятельности – развития теоретического, формального, рефлексивного мышления)

Для детей 11 лет – доминирующим остается конкретный тип мышления. Решающее влияние оказывают особенности учебной деятельности их, причем не только то, как она организована взрослыми, но и то, насколько она сформирована у самого подростка.

В 12 лет происходит переход от словесно-логического, конкретного мышления к теоретическому, формальному, рефлексивному, рассуждающему, гипотетико-дедуктивному мышлению.

По мнению Выготского Л.С., главное в развитии мышления подростка – овладение процессом образования понятий (который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности).

 

Возраст от 12 до 15 лет является, по Пиаже, периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления

Гипотетико-дедуктивное мышление - это, способность абстрагировать понятия от действительности, рассуждать, формулировать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль. (Пиаже)

Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся в подростковом возрасте формально-логическими операциями.

Сущность нового вида мышления:

Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок строит гипотезы и проверяет их, рассуждает. А изучаемый в школе материал (на кружках) становится для подростка условием для построения и проверки гипотез.

ПРИМЕРЫ

â Предположим младшим школьникам и подросткам такую задачу: «У всех марсиан желтые ноги. У этого существа ноги желтые. Можно ли утверждать, что это – марсианин?» Младшие школьники или вообще не решают эту задачу («я не знаю»), или приходят к решению образным путем («Нет. У собак тоже бывают желтые ноги»). Подросток не только дает правильное решение, но и логически обосновывает его. Он приходит к выводу, что ответ был бы пояснительным только в том случае, если известно, что все существа с желтыми ногами – марсиане.

â В исследованиях Ж. Пиаже прослеживается процесс решения подростками сложных познавательных задач. В одном из экспериментов дети получали 5 сосудов с бесцветными жидкостями, им следовало найти такую комбинацию жидкостей, которая дает желтую окраску. Подростки не действовали методом проб и ошибок, как младшие школьники, смешавшие растворы в случайном порядке «Они рассчитывали возможные комбинации смешения жидкостей, выдвигали гипотезы о возможных результатах и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку своих предположений, они получали результат, который был заранее логически обоснован.

 

Для подростков характерно:

- рефлексивное мышление - появляется осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими (способность к анализу операций, действий которые производят, способы решения задач)

- теоретическое мышление – осуществляется познание предметов и явлений на основе содержательного анализа, вскрытии внутренних зависимостей предметов, выделение закономерностей, преобразование мнемической задачи в познавательную.

ПРИЗНАКИ НОВОГО ТИПА мышления подростков следующие:

1. Проявляется умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач; учиться рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверке.

-Подросток использует при решении задач разнообразные стратегии, выдвигает гипотезы, проявляет гибкость мышления и рассуждения, видит предметы и явления с различных точек зрения.

- Способность рассуждать о гипотетических проблемах. Подросток может сделать вывод из двух логических посылок.

- Способность к системному поиску решений. Сталкиваясь с новой задачей, подросток старается отыскать все возможные подходы к ее решению, тщательно проверяя логическую эффективность каждого из них.

2. Способность к п рименению абстрактных правил для решения целого класса задач.

3. Появляется осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими (рефлексивное мышление)

4. Способны думать об абстрактных идеях, искать ошибки и логические противоречия в несовместимых утверждениях.

Таким образом, подростки обнаруживают склонность к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, к увлечению философскими построениями.

N Широта интеллектуальных интересов подростков часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие склонны преувеличивать уровень своих знаний и умственных способностей. Поэтому в классах появляются безразличные ученики, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью.

5. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами подросток может действовать в логике рассуждения (формальное мышление)

Подросток начинает ориентироваться на потенциально-возможное, а не на обязательное очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность все, что может случиться, и – очевидные, и недоступные восприятию события. Подросток смотрит на возможное как на совокупность гипотез, требующих проверки и доказательств (Ж.Пиаже).

N ПРОБЛЕМА

Когнитивный эгоцентризм – подросток затрудняется в дифференциации предметов своего мышления и мышления других людей. Поскольку подросток более всего заинтересован собой, происходящими в нем изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, т.е. непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств.

Компоненты к огнитивного эгоцентризма подростка:

- феномен «воображаемой аудитории» - ему кажется, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы находиться на сцене;

- личный миф - вера в уникальность собственных чувств страданий, любви, ненависти, стыда,- основанная на сосредоточенности на собственных переживаний.

R Деловые, ролевые игры, прием «зеркало» и др.

Развивается критическое мышление – подросток стремиться иметь собственное мнение, свои взгляды, суждения.

N НО часто в связи с недостатком опыта подросток начинает неоправданно возражать, упрямиться, не принимая бесспорных истин - проявляется так называемое критиканство. ПРОБЛЕМА!! В таких случаях подросток находит ошибки в суждениях учителей и даже в тексте учебника.

Развивается творческое мышление (сензитивный период)

Развивается пространственное мышление

N ПРОБЛЕМА, Несмотря на то, что должен происходить интенсивное развитие теоретического мышления через изучение деятельности, но многие подростки остаются на уровне конкретного мышления. Причины: - различные социальные условия; генетические особенности; внутренняя позиция самого отрока. При устранении причин уровень мышления может быть повышен.

Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Кстати без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста (развитие мышления перестройка мышления) интерес к абстрактным, философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир aнаблюдается становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Детально исследовал развитие мышления детей и подростков швейцарский психолог Ж. Пиаже. Он установил, что логическое мышление и рефлексия развиваются в дискуссиях и спорах (со сверстниками и или взрослыми, если они считают подростка равным участником обсуждения). «Логическое мышление, - писал Ж. Пиаже – это дискуссия с самим собой», которая воспроизводит во внутреннем аспекте реальный спор».

Почему участие в обсуждении столь важно для развития мышления?

Стремление убедить другого человека, доказать правильность своего утверждения требуют от подростка анализа и оценки сказанного участниками спора, или самим и того, что он только собирается утверждать, доказывать. Участвуя в обсуждении, он должен постоянно проверять правильность своего рассуждения и его результата, контролировать ход мысли, саморассуждение, корректировать его, изменять. На основе такого опыта у подростка формируется способность рассуждать, быть логичным, следить за ходом мысли, управлять ее движением.

Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике и химии. Например, решая задачу, «Найти число, которое равняется удвоенному самому себе минус тридцать», подростки, используя сложную операцию – алгебраическое уравнение (х = 2х-30), быстро находят ответ (х=30). В то же время младшие школьники пытаются решить эту задачу подбором – умножают и вычитают разные числа, пока не придут к правильному результату.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...