Тема 3. 3. Основные изменения познавательных процессов в подростковом возрасте
Подросток впервые овладевает процессом образования понятий и переходит к новой, высшей форме интеллектуальной деятельности - мышлению в понятиях. Л.С. Выготский
Формальное мышление подростков – размышление о мыслях
Ж. Пиаже План 1. Изменения в мышлении подростка 2. Особенности развития памяти подростка 3. Особенности развития внимания подростка 4. Особенности развития воображения подростка 5. Особенности развития восприятия подростка 6. Особенности развития речи подростка
¨ Литература:
Вопросы для размышления и самоконтроля - Каким образом достижения в когнитивном развитии в подростковом возрасте изменяют восприятие подростком себя самого и социального мира? - Наблюдается ли у подростков временный возврат к эгоцентризму, в чем это может выражаться? - Отчего зависит эффективность запоминания информации в подростковом возрасте? Как развивать мышление подростка? - С чем связаны колебания внимания в подростковом возрасте? Как управлять вниманием подростков на уроке? Рефлексивные задания 1. На основе самонаблюдения (или наблюдения за подростками) опишите проявления гипотетико-дедуктивного мышления или творческого воображения у подростков.
2. На основе профессионального опыта выделите приемы эффективного управления вниманием, приемы развития мышления у подростков.
Изменения в мышлении подростка Развитие видов мышления В средних классах учащиеся приступают к изучению и освоению основ наук. Им предстоит овладеть большим объемом информации. Учебный материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой – направлен на их развитие. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий, особой системой знаков, которая существует в математике, физике, химии и научиться рассуждать, мыслить теоретически. Учебный материал требует от подростка более глубокого уровня мыслительной деятельности – развития теоретического, формального, рефлексивного мышления) Для детей 11 лет – доминирующим остается конкретный тип мышления. Решающее влияние оказывают особенности учебной деятельности их, причем не только то, как она организована взрослыми, но и то, насколько она сформирована у самого подростка. В 12 лет происходит переход от словесно-логического, конкретного мышления к теоретическому, формальному, рефлексивному, рассуждающему, гипотетико-дедуктивному мышлению. По мнению Выготского Л.С., главное в развитии мышления подростка – овладение процессом образования понятий (который ведет к высшей форме интеллектуальной деятельности).
Возраст от 12 до 15 лет является, по Пиаже, периодом рождения гипотетико-дедуктивного мышления Гипотетико-дедуктивное мышление - это, способность абстрагировать понятия от действительности, рассуждать, формулировать альтернативные гипотезы и делать предметом анализа собственную мысль. (Пиаже)
Приобретенные в младшем школьном возрасте операции становятся в подростковом возрасте формально-логическими операциями. Сущность нового вида мышления: Подросток, абстрагируясь от конкретного, наглядного материала, рассуждает в чисто словесном плане. На основе общих посылок строит гипотезы и проверяет их, рассуждает. А изучаемый в школе материал (на кружках) становится для подростка условием для построения и проверки гипотез. ПРИМЕРЫ â Предположим младшим школьникам и подросткам такую задачу: «У всех марсиан желтые ноги. У этого существа ноги желтые. Можно ли утверждать, что это – марсианин?» Младшие школьники или вообще не решают эту задачу («я не знаю»), или приходят к решению образным путем («Нет. У собак тоже бывают желтые ноги»). Подросток не только дает правильное решение, но и логически обосновывает его. Он приходит к выводу, что ответ был бы пояснительным только в том случае, если известно, что все существа с желтыми ногами – марсиане. â В исследованиях Ж. Пиаже прослеживается процесс решения подростками сложных познавательных задач. В одном из экспериментов дети получали 5 сосудов с бесцветными жидкостями, им следовало найти такую комбинацию жидкостей, которая дает желтую окраску. Подростки не действовали методом проб и ошибок, как младшие школьники, смешавшие растворы в случайном порядке «Они рассчитывали возможные комбинации смешения жидкостей, выдвигали гипотезы о возможных результатах и планомерно их проверяли. Проведя практическую проверку своих предположений, они получали результат, который был заранее логически обоснован.
Для подростков характерно: - рефлексивное мышление - появляется осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими (способность к анализу операций, действий которые производят, способы решения задач) - теоретическое мышление – осуществляется познание предметов и явлений на основе содержательного анализа, вскрытии внутренних зависимостей предметов, выделение закономерностей, преобразование мнемической задачи в познавательную. ПРИЗНАКИ НОВОГО ТИПА мышления подростков следующие: 1. Проявляется умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач; учиться рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверке.
-Подросток использует при решении задач разнообразные стратегии, выдвигает гипотезы, проявляет гибкость мышления и рассуждения, видит предметы и явления с различных точек зрения. - Способность рассуждать о гипотетических проблемах. Подросток может сделать вывод из двух логических посылок. - Способность к системному поиску решений. Сталкиваясь с новой задачей, подросток старается отыскать все возможные подходы к ее решению, тщательно проверяя логическую эффективность каждого из них. 2. Способность к п рименению абстрактных правил для решения целого класса задач. 3. Появляется осознание собственных интеллектуальных операций и управление ими (рефлексивное мышление) 4. Способны думать об абстрактных идеях, искать ошибки и логические противоречия в несовместимых утверждениях. Таким образом, подростки обнаруживают склонность к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, к увлечению философскими построениями. N Широта интеллектуальных интересов подростков часто сочетается с разбросанностью, отсутствием системы и метода. Многие склонны преувеличивать уровень своих знаний и умственных способностей. Поэтому в классах появляются безразличные ученики, которым учеба кажется прозаичной по сравнению с воображаемой «подлинной» жизнью. 5. Подросток уже может рассуждать, не связывая себя с конкретной ситуацией; он может, чувствуя себя легко, ориентироваться на одни общие посылы независимо от воспринимаемой реальности. Иными словами подросток может действовать в логике рассуждения (формальное мышление) Подросток начинает ориентироваться на потенциально-возможное, а не на обязательное очевидное. Благодаря своей новой ориентации он получает возможность все, что может случиться, и – очевидные, и недоступные восприятию события. Подросток смотрит на возможное как на совокупность гипотез, требующих проверки и доказательств (Ж.Пиаже). N ПРОБЛЕМА Когнитивный эгоцентризм – подросток затрудняется в дифференциации предметов своего мышления и мышления других людей. Поскольку подросток более всего заинтересован собой, происходящими в нем изменениями, он интенсивно анализирует и оценивает себя. При этом у него возникает иллюзия, будто другие люди озабочены тем же самым, т.е. непрерывно оценивают его поведение, внешность, образ мыслей и чувств.
Компоненты к огнитивного эгоцентризма подростка: - феномен «воображаемой аудитории» - ему кажется, что его постоянно окружают некие зрители, а он как бы находиться на сцене; - личный миф - вера в уникальность собственных чувств страданий, любви, ненависти, стыда,- основанная на сосредоточенности на собственных переживаний. R Деловые, ролевые игры, прием «зеркало» и др. Развивается критическое мышление – подросток стремиться иметь собственное мнение, свои взгляды, суждения. N НО часто в связи с недостатком опыта подросток начинает неоправданно возражать, упрямиться, не принимая бесспорных истин - проявляется так называемое критиканство. ПРОБЛЕМА!! В таких случаях подросток находит ошибки в суждениях учителей и даже в тексте учебника. Развивается творческое мышление (сензитивный период) Развивается пространственное мышление N ПРОБЛЕМА, Несмотря на то, что должен происходить интенсивное развитие теоретического мышления через изучение деятельности, но многие подростки остаются на уровне конкретного мышления. Причины: - различные социальные условия; генетические особенности; внутренняя позиция самого отрока. При устранении причин уровень мышления может быть повышен. Особенности теоретического рефлексивного мышления позволяют подросткам анализировать абстрактные идеи, искать ошибки и логические противоречия в суждениях. Кстати без высокого уровня развития интеллекта был бы невозможен характерный для этого возраста (развитие мышления перестройка мышления) интерес к абстрактным, философским, религиозным, политическим и прочим проблемам. Подростки рассуждают об идеалах, о будущем, иногда создают собственные теории, приобретают новый, более глубокий и обобщенный взгляд на мир aнаблюдается становление основ мировоззрения, начинающееся в этот период, тесно связано с интеллектуальным развитием. Подросток приобретает взрослую логику мышления. Детально исследовал развитие мышления детей и подростков швейцарский психолог Ж. Пиаже. Он установил, что логическое мышление и рефлексия развиваются в дискуссиях и спорах (со сверстниками и или взрослыми, если они считают подростка равным участником обсуждения). «Логическое мышление, - писал Ж. Пиаже – это дискуссия с самим собой», которая воспроизводит во внутреннем аспекте реальный спор».
Почему участие в обсуждении столь важно для развития мышления? Стремление убедить другого человека, доказать правильность своего утверждения требуют от подростка анализа и оценки сказанного участниками спора, или самим и того, что он только собирается утверждать, доказывать. Участвуя в обсуждении, он должен постоянно проверять правильность своего рассуждения и его результата, контролировать ход мысли, саморассуждение, корректировать его, изменять. На основе такого опыта у подростка формируется способность рассуждать, быть логичным, следить за ходом мысли, управлять ее движением. ● Подросток умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачи. Кроме того, он способен на системный поиск решений. Сталкиваясь с новой задачей, он старается отыскать разные возможные подходы к ее решению, проверяя логическую эффективность каждого из них. Им находятся способы применения абстрактных правил для решения целого класса задач. Эти умения развиваются в процессе школьного обучения, при овладении знаковыми системами, принятыми в математике, физике и химии. Например, решая задачу, «Найти число, которое равняется удвоенному самому себе минус тридцать», подростки, используя сложную операцию – алгебраическое уравнение (х = 2х-30), быстро находят ответ (х=30). В то же время младшие школьники пытаются решить эту задачу подбором – умножают и вычитают разные числа, пока не придут к правильному результату.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|