Упражнение «Правила поведения в дискуссии»
Упражнение «Правила поведения в дискуссии» Цель: выделить основные правила дискуссионного общения; научиться анализировать поведение в дискуссии — свое и собеседника. Порядок работы. 1. Тема дискуссии выбирается методом «корзины идей»: — на доске записываются все предложенные темы; — систематизируются по общности смысла; — выбирается предпочтительная или формулируется новая на основе обобщения (часто учащиеся выбирают тему юмористического плана). 2. Разрабатываются правила проведения дискуссии при помощи задавания (напоминания) проблем, которые смогут возникнуть в ее процессе. Выработанные правила записываются на доске. Например: — предельная доброжелательность; — обсуждение и аргументация не переводятся на личность; — нельзя голосовать; — не отнимать время, решая свою личностную проблему -желание выглядеть лучше (не рисоваться); непозволительны самоуверенный безапелляционный тон, оскорбления. 3. Дискуссия. а) Тренировочный вариант. Предлагается утверждение «День начинается с восхода сол-па» Участники делятся на людей, согласных с утверждением, и оппонентов. Оговаривается предмет обсуждения. Приводится аргументация утверждения. Защита точки зрения на данное утверждение проходит по правилам, которые записаны на доске. Опенка аргументов: доказательность, логика, четкость и корректность формулировок, строгое следование теме. б) Дискуссия на тему, выбранную из предложенных студентами. Например: «Интеллигентный человек», «Деловой человек». 1 вариант. Участники делятся на две команды, устанавливаются правила дискуссии. 2 вариант - «Аквариум». Участники делятся на три группы: 1-я и 2-я группы - оппоненты, 3-я группа - наблюдатели. Наблюдатели отслеживают поведение, стиль общения, выполнение правил дискуссии.
3 вариант. 1-я и 2-я группы — оппоненты, 3-я группа — члены жюри. Члены жюри выбираются по деловым и личностным качествам. Критерии оценки: - умение слушать и выслушивать; - умение понять собеседника; - доброжелательный или оценочный подход к товарищам; - организованность и умение объединяться для групповой Деятельности; - умение встать на точку зрения партнера и оппонента; - умение склонить собеседника к своей точке зрения. Вопросы для обсуждения: Рефлексия: чувства, открытые в себе и в других. Что мешало, что помогало в процессе дискуссии? Какие принципы нарушались чаще? Почему? Чему вы научились в процессе дискуссии? Гаджиева Н. М., Никитина Н Н., Кислинская Н. В. Основы самосовершенствования. Тренинг самосознания. — Екатеринбург, 1998. -6682 Григорьев Т. Г., Линская Л. В., Усольцева Т. П. Основы конструктивное общения' Метод, пособие для преподавателей. — Новосибирск, М., I9gj Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межлично стные отношения: Метод, рекомендации. — СПб., 2001. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991. УПРАЖНЕНИЯ НА РЕГУЛЯЦИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ДИАЛОГА Упражнение «Стенка на стенку» Группа делится на две равные подгруппы. Команды садятся на два ряда стульев, поставленных друг против друга. Участников первой команды ведущий просит представить себе трудную конфликтную ситуацию, с которой он, может быть, не смог справиться в реальной жизни. Ему необходимо обратиться к кому-то из участников противоположной команды с претензией. Задача его партнера - снять напряжение у нападающего. Спустя две минуты диалог прерывается, даже если он еще не вполне закончен, и нападающего просят определить, снизилось ли его напряжение, осталось на прежнем уровне или даже повысилось.
Проводится анализ результатов, обсуждаются техники снижения эмоционального напряжения, которыми пользовались партнеры по взаимодействию. Далее участникам группы предлагается разделить лист вертикально пополам и в левый столбец записать техники, снижающие эмоциональное напряжение, а в правый — повышающие его. Ведущий дополняет перечень техниками, которые не были спонтанно использованы в разыгрываемых ситуациях.
{-Подчеркивание общности с партнером (сходство Hirrppjgf™- мнений и т. д. ) •^Тп^явление интереса ' к проблемам партнера -^подчеркивание значимости партнера, его мнения «ваших глазах___________ ■ ^Предложение конкретного выхода из сложившейся ситуации 7 Обращение к фактам 8. Спокойный, уверенный темп речи ___________ 9. В случае вашей неправоты немедленное ее признание 10. Поддержание оптимальной дистанции, установление контакта с глазами оппонента 3. Подчеркивание различий между собой и партнером 4. Демонстрация незаинтересованности в проблеме партнера_______ 5. Принижение партнера, негативная оценка личности партнера 6. Поиск виноватых и обвинение партнера 9. Оттягивание момента признания своей неправоть или отрицание ее 10. Избегание пространственной близости
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|