«Эксперимент с техникой перефразирования»
Упражнение «Эксперимент с техникой перефразирования» Инструкция ведущего: Предлагаю вам объединиться в четыре команды. Каждая команда должна выбрать какое-нибудь четверостишие из известного стихотворения. Перефразируйте стихотворение таким образом, чтобы каждое слово в нем передавалось иным словом или словосочетанием. Например, «я» можно превратить в «автора» или «лицо», «дорогу» — в «путь», «сердце» — в «центральный орган кровообращения» и т. п. Созданный текст записывается, а затем зачитывается вслух всей группе. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано. Задание выполняется в течение 10 минут. Можно предложить повторить каждую интерпретацию на бис. Для обсуждения: • Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наиболее точно передавало суть первоначального текста? (совпа- 1 дение ритмов, близость синонимов и т. д. ). Упражнение «Бой ораторов» Участвуют два человека. Определяется тема дискуссии. Первый участник произносит речь на заданную тему. Второй должен сначала пересказать своими словами идеи предыдущего оратора, затем изложить собственные возражения и, если необходимо, задать вопросы своему противнику. Затем тему продолжает второй участник. В ходе обсуждения ведущий обращает внимание на: используемые способы и приемы общения; на то, к каким результатам они приводят; на умение слушать и убеждать; на чувства участников по поводу того или иного действия собеседников. Упражнение «Эксперимент с техникой развития идеи» Одному участнику группы (по желанию) предлагается рассказать о каком-либо своем поступке, возможно, о таком, который он сам не до конца понимает. Затем каждый участник задает ему пробный вопрос, который будет начинаться со слов: «А может быть так, что ты... ». Когда участник почувствует, что его правильно поняли, он сообщает об этом, и вопросы заканчиваются.
В результате выполнения упражнения участник сам начинает лучше понимать причины и цели своего поступка. Вопросы для обсуждения: • Какие вопросы были наиболее удачными для прояснения причин и целей высказывания другого человека? • Что помогает лучше понять причины и цели, выраженные в высказывании другого человека? Упражнение «Событие» Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня утром, или о том, в каком состоянии он находится в данный момент. Другому участнику группы дается задание воспроизвести его рассказ, третьему — отразить только основные и наиболее значимые элементы рассказа, четвертому — интерпретировать рассказ. После каждого пересказа ведущий спрашивает у рассказчика, правильно ли передана его мысль. Если рассказчик не вполне удовлетворен, ведущий просит других участников группы выполнить это задание еще раз, до тех ПоР пока не будет найден адекватный вариант. Затем обсуждается причины расхождения смыслов рассказа. Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения: Метод, рекомендации. — СПб., 2001. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб., 2002. Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Б. Д. jja^ рыгина. - СПб., 1994. Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного общения. — М., 1991. Психология делового общения. /Авт. -сост. Ю. А. Фомин — Минск., 1990. УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ ВЕДЕНИЯ СПОРА, ДИАЛОГА И ДИСКУССИИ Перебивание в беседе Информация к размышлению: Перебивание в беседе конфлик-тогенно, поскольку препятствует удовлетворению потребности собеседника быть выслушанным и понятым... Если вы сами, может быть, и не чувствуете мотива самовозвышения, то ваш собеседник прекрасно ощущает его на интуитивном уровне и реагирует агрессией или обидой, что приводит к конфликту.
Как поступить, если собеседник перебивает вас?... Дать перебить себя. Если у собеседника есть потребность высказаться, то у вас нет надежды быть услышанным, пока он ее не удовлетворит. Если же вам все-таки хочется попробовать не дать себя перебить, можно посоветовать такой прием: дайте себя перебить, но при этом скажите подчеркнуто сухо: «Пожалуйста, говорите, я подожду... » (только постарайтесь без иронии и издевки в голосе — они все испортят). Вопросы для обсуждения: • Часто ли школьные учителя перебивают учащихся на уроке? • Считаете ли вы конфликтогенным фактором неумение учителя выслушать ребенка? Приведите примеры. • Какое умение у вас более выражено: говорение или слушание? • Согласны ли вы с приведенной точкой зрения психолога по поводу тактики поведения во время «перебивания»? • Как бы вы реагировали, если бы перебили вас? Егидес А. Психотехника общения. //Воспитание школьника. — 1996. — №*• упражнение «Захват инициативы в диалоге» Двое участников садятся в центр круга. Один из них начи-аеТ диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен одхватить разговор, но при этом переключить собеседника свою тему. Делать это нужно ненавязчиво, вежливо.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|