Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

«Эксперимент с техникой перефразирования»




Упражнение

«Эксперимент с техникой перефразирования»

Инструкция ведущего:

Предлагаю вам объединиться в четыре команды. Каждая команда должна выбрать какое-нибудь четверостишие из из­вестного стихотворения.

Перефразируйте стихотворение таким образом, чтобы каж­дое слово в нем передавалось иным словом или словосочетани­ем. Например, «я» можно превратить в «автора» или «лицо», «дорогу» — в «путь», «сердце» — в «центральный орган крово­обращения» и т. п.

Созданный текст записывается, а затем зачитывается вслух всей группе. Важно, чтобы остальные смогли догадаться, что за стихотворение было перефразировано. Задание выполняется в течение 10 минут. Можно предложить повторить каждую ин­терпретацию на бис.

Для обсуждения:

• Каким должно быть перефразирование, чтобы оно наибо­лее точно передавало суть первоначального текста? (совпа-

1 дение ритмов, близость синонимов и т. д. ).

Упражнение «Бой ораторов»

Участвуют два человека. Определяется тема дискуссии. Пер­вый участник произносит речь на заданную тему. Второй дол­жен сначала пересказать своими словами идеи предыдущего оратора, затем изложить собственные возражения и, если не­обходимо, задать вопросы своему противнику. Затем тему про­должает второй участник.

В ходе обсуждения ведущий обращает внимание на:

используемые способы и приемы общения; на то, к каким

результатам они приводят;

на умение слушать и убеждать;

на чувства участников по поводу того или иного действия

собеседников.

Упражнение «Эксперимент с техникой развития идеи»

Одному участнику группы (по желанию) предлагается рас­сказать о каком-либо своем поступке, возможно, о таком, который он сам не до конца понимает. Затем каждый участник задает ему пробный вопрос, который будет начинаться со слов: «А может быть так, что ты... ». Когда участник почувствует, что его правильно поняли, он сообщает об этом, и вопросы закан­чиваются.

В результате выполнения упражнения участник сам начина­ет лучше понимать причины и цели своего поступка.

Вопросы для обсуждения:

• Какие вопросы были наиболее удачными для прояснения причин и целей высказывания другого человека?

• Что помогает лучше понять причины и цели, выраженные в высказывании другого человека?

Упражнение «Событие»

Один из участников рассказывает о том, что произошло с ним сегодня утром, или о том, в каком состоянии он находит­ся в данный момент. Другому участнику группы дается задание воспроизвести его рассказ, третьему — отразить только основ­ные и наиболее значимые элементы рассказа, четвертому — интерпретировать рассказ. После каждого пересказа ведущий спрашивает у рассказчика, правильно ли передана его мысль. Если рассказчик не вполне удовлетворен, ведущий просит дру­гих участников группы выполнить это задание еще раз, до тех ПоР пока не будет найден адекватный вариант. Затем обсужда­ется причины расхождения смыслов рассказа.

Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межлично­стные отношения: Метод, рекомендации. СПб., 2001.

Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом

взаимодействии. — СПб., 2002. Практикум по социально-психологическому тренингу. / Под ред. Б. Д. jja^

рыгина. - СПб., 1994.

Прутченков А. С. Социально-психологический тренинг межличностного

общения. М., 1991. Психология делового общения. /Авт. -сост. Ю. А. Фомин Минск., 1990.

УПРАЖНЕНИЯ И ЗАДАНИЯ НА ОВЛАДЕНИЕ УМЕНИЯМИ ВЕДЕНИЯ СПОРА,

ДИАЛОГА И ДИСКУССИИ Перебивание в беседе

Информация к размышлению: Перебивание в беседе конфлик-тогенно, поскольку препятствует удовлетворению потребности собеседника быть выслушанным и понятым... Если вы сами, может быть, и не чувствуете мотива самовозвышения, то ваш собеседник прекрасно ощущает его на интуитивном уровне и реагирует агрессией или обидой, что приводит к конфликту.

Как поступить, если собеседник перебивает вас?... Дать пе­ребить себя. Если у собеседника есть потребность высказаться, то у вас нет надежды быть услышанным, пока он ее не удовлет­ворит.

Если же вам все-таки хочется попробовать не дать себя пе­ребить, можно посоветовать такой прием: дайте себя пере­бить, но при этом скажите подчеркнуто сухо: «Пожалуйста, говорите, я подожду... » (только постарайтесь без иронии и издевки в голосе — они все испортят).

Вопросы для обсуждения:

• Часто ли школьные учителя перебивают учащихся на уроке?

• Считаете ли вы конфликтогенным фактором неумение учи­теля выслушать ребенка? Приведите примеры.

• Какое умение у вас более выражено: говорение или слушание?

• Согласны ли вы с приведенной точкой зрения психолога по поводу тактики поведения во время «перебивания»?

• Как бы вы реагировали, если бы перебили вас?

Егидес А. Психотехника общения. //Воспитание школьника. — 1996. — №*•

упражнение «Захват инициативы в диалоге»

Двое участников садятся в центр круга. Один из них начи-аеТ диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен одхватить разговор, но при этом переключить собеседника

свою тему. Делать это нужно ненавязчиво, вежливо.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...