Упражнения на отработку техники я-высказывания
УПРАЖНЕНИЯ НА ОТРАБОТКУ ТЕХНИКИ Я-ВЫСКАЗЫВАНИЯ Упражнение «Вербализация чувств» Каждый участник группы должен выразить свои чувства трем членам группы (одно положительное и одно отрицательное), сформулировав к ним сначала ты-высказывание, а затем то же чувство выражается через я-высказывание. Проанализировать, какие чувства испытывает человек, к которому обращались с я- и ты-высказыванием. Упражнение «Конфликты» Участники делятся по парам. Первый член пары обвиняет в чем-то другого, создавая ситуацию конфликта, типичного для школы или семьи. Второй член пары реагирует тремя разными способами: а) оправдывается и извиняется (с позиции ребенка, жертвы); б) использует ты-высказывание для ответных обвинений; в) использует я-высказывание (по схеме). Затем участники меняются ролями и придумывают новую ситуацию. Каждая пара показывает группе свою ситуацию и варианты решений. Группа анализирует увиденное, правильность использования приема я-высказывания. Упражнение «Анализ проблемной ситуации» Ведущий предлагает участникам следующую проблемную ситуацию: «Идет урок, учительница уже объяснила новую тему, когда в класс вошел опоздавший ученик Шапкин, - он опаздывает часто. Ш. Здрасьте. Можно? У. Здравствуй, Шапкин. Что опять случилось? Ш. Я... отводил сестру в детский сад... и мы... забыли вещи и Должны были вернуться... потому что забыли... У- Ну все, хватит, Шапкин, мне все ясно. Ты опять врешь. Больше это тебе так не пройдет. Иди к директору и не мешай мне работать! » Ведущий предлагает участникам группы проанализировать пРИемы общения учительницы и предложить свой способ ре- шения ситуации с учетом я-высказываний. Все участники предлагают свои варианты поведения учительницы.
Возможный вариант я-высказывания: «Миша, ты же хорошо понимаешь, что это все легко проверить. Всякий раз, когда я слышу твои оправдания, я чувствую, что не верю тебе. Садись, Миша, разберемся позже». Далее можно предложить студентам разбиться на группы по 4—5 человек, придумать какую-либо проблемную ситуацию из школьной жизни и разыграть ее два варианта — с учетом я- и ты-высказывани й. Столяренко Л. Д. Основы психологии. — Ростов н/Д., 1997. ИГРОВЫЕ ЗАДАНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ БАРЬЕРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ Игровая ситуация «Барьеры на уроке» Выбирают двух студентов, играющих роли учителей. Остальные участники играют учеников начальной школы. Инструкции ученикам и учителям даются отдельно. Каждому из учеников нужно проиграть определенный характер: «выскочку», «тихоню», «болтуна», «отличника» и т. д., но при этом все они должны четко показать свое отношение к учителю в зависимости от ситуации — интерес, скуку, страх, равнодушие и т. д. Учителя в соответствии с инструкциями должны изобразить персонаж, создающий барьер на уроке, но об этом они не знают. Изображаемые барьеры общения: • Барьер «Я сам» Студенту предлагается сыграть молодого учителя, неуверенного в себе, который очень боится, что дети ответят не то и он не сможет выйти из данной ситуации, поэтому данный персонаж сам задает вопросы и сам на них отвечает. Студент должен передать внутреннее состояние своего персонажа. Тему беседы студент выбирает по своему желанию. • Барьер «Робот» Второй студент играет роль учителя, хорошо подготовившегося к уроку, но данную тему дети уже прошли, о чем не сообщается студенту, играющему эту роль, а студентам, изоб- *аюших учеников, говорится о том, что они знакомы с дан-й темой. «Учителю» дается инструкция, несмотря ни на что, познакомить «учеников» с новой темой, которую выбирает ям студент и название которой он сообщает преподавателю, а тот втайне от него — студентам-«ученикам». Таким образом, моделируется барьер «Робот», суть которого состоит в том, что учитель из-за неуверенности в себе не может перестроиться в случае необходимости, занимает родительскую позицию по отношению к детям, не проявляя интереса к их внутреннему состоянию.
• Барьер «Монблан» Учитель парит в мире науки, мало интересуется личностью ученика, свою задачу видит только в собирании информации. Основная эмоция по отношению к детям — равнодушие, отсутствие к ним интереса, взрослая или родительская позиция в общении ведут к стандартизированному уровню общения. • Барьер «Китайская стена» Позиция похожа на предыдущую, но при этом учитель подчеркивает свое снисходительно-покровительское отношение к ученикам, поскольку занимает родительскую позицию по отношению к детям. Чувство превосходства возникает как следствие сверхкомпенсации из-за неосознаваемой неуверенности в себе, в итоге — стандартизированный уровень общения. • Барьер «Тетерев» Учитель слышит только себя, не задумывается о реакции детей, поскольку основная эмоция — любовь по отношению к себе, отсутствие интереса к детям. Педагог закрыт маской «выдающегося учителя», занимая позицию родителя, что ведет к стандартизированному уровню общения. • Барьер «Гамлет» Учитель такого типа из-за возникающего страха перед неудачей обеспокоен отношенческой, а не содержательной стороной обучения. Он стремится нравиться всем ученикам, поэтому попадает в зависимость от их мнения, так как занимает «Детскую» позицию в общении с ними. При наличии интереса к детям, способным оказать данному учителю необходимую эмоциональную поддержку, и любви к детям, смешанной со страхом, «Гамлет» выходит на манипулятивный уровень обще- ния, на котором то он сам, то дети становятся объектами манипуляции. • Барьер «Приятель» Учитель недооценивает значение собственной личности забывает, что движущей силой педагогического процесса является единство человеческой культуры и профессиональных знаний, поскольку не уверен в себе, занимает позицию ребенка в общении с детьми, закрыт маской «своего», что приводит к манипулятивному уровню общения с детьми, при котором объектом манипуляции выступает сам учитель.
• Барьер «Локатор» Учитель работает только с сильными или слабыми учениками из-за той же неуверенности в себе, отсутствия интереса ко всем детям. Такой учитель не может подняться выше стандартизированного уровня общения. Большой воспитательный эффект возникает именно в тех случаях, когда на роли выбираются студенты, для которых характерны подобные барьеры. После проигрывания ситуации преподаватель подчеркивает, что студенты изображали не себя, а тех персонажей, которых он попросил сыграть. Затем начинается обсуждение, цель которого - подвести студентов к понятию барьера в общении, показать причины его возникновения и пути преодоления. Схема обсуждения барьера «Я сам»: • Ваше отношение к данному персонажу. Был ли контакт между вами и учителем? • Можно ли назвать ваше ощущение барьером в общении? • Что способствовало возникновению барьера? • Какую эмоцию испытывал учитель? • Какие жесты, поза, мимика и другие средства невербального общения выдавали его неуверенность в себе? • На какой позиции находился учитель? • Что выдавало его детскую позицию? • Проявлял ли данный персонаж интерес к ученикам? • Был ли открыт в общении? • На каком уровне он остался? По аналогичной схеме проводится обсуждение второго персонажа и всех последующих барьеров. Вопросы для обсуждения: Что способствует возникновению барьеров общения учителя на уроке (эмоция страха, агрессии, несоответствующая позиция в общении, отсутствие подлинного интереса к детям, закрытость в общении)? . Что помогает избегать барьеров между учителем и учениками на уроке (интерес к личности учеников, открытость учителя, умение правильно и гибко менять позицию в общении в зависимости от ситуации)? [Целихова Н. И. Техника педагогического общения. / Под общ. ред. М. Р. Гинзбурга. — М., Воронеж, 1998.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|