Правила эмпатического слушания
• Необходимо настроиться на слушание: на время забыть о своих проблемах, освободить душу от собственных переживаний и постараться отойти от готовых установок и предубеждений относительно собеседника. Только в этом случае можно понять, что чувствует собеседник, «увидеть» его эмоции. • В своей реакции на слова партнера необходимо в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящие за его высказыванием, но сделать это так, чтобы продемонстрировать собеседнику, что его чувство не только правильно понято, но и принято. • Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, чтобы разобраться в своем переживании. 1 Необходимо помнить, что эмпатическое слушание — не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения этого чувства. Замечание типа: «Так это у тебя оттого, что ты просто завидуешь своему другу» или «На самом деле тебе хотелось бы, чтобы на тебя все время обращали внимание» - не могут вызывать ничего, кроме ответной агрессии и защиты. В тех случаях, когда партнер возбужден и беседа складывается таким образом, что партнер говорит «не закрывая рта», а ваша беседа носит достаточно доверительный характер, вовсе необязательно отвечать развернутыми фразами. Достаточно просто поддерживать партнера междометиями, короткими фразами типа «да-да», «угу», кивать головой или повторять, его последние слова. Методика эмпатического слушания применима только в том случае, когда человек сам хочет поделиться какими-то переживаниями. В случае же, когда он задает обычные вопросы - «А вы не знаете, что означает то-то? » - или же просто не хочет говорить с вами, а вы бы очень хотели
обсудить с ним что-либо, применение эмпатического слушания просто невозможно. Эмпатическое слушание поможет учителю лучше понять ребенка, нейтрализовать имеющуюся у учителя склонность к оценке. Стремление многих учителей слушать другого человека не столько с целью вслушиваться в то, что он им сообщает, сколько с целью оценить его, часто становиться причиной коммуникативных барьеров. К ним относятся барьеры диалогического общения (предубеждение, недоверие, отсутствие чувства юмора, навыков социального контакта). Одним из разновидностей диалога между учителем и учеником является спор. Только высокая культура этого вида диалога страхует от опасности превратить его в ссору, то есть в «состояние взаимной вражды». Культура спора обеспечивается соблюдением следующих педагогических правил*: • Восприятие несогласия учащихся как естественной реакции, следствия критического отношения к информации. • Учет глубинных мотивов конфронтации учащихся (потребности в личностном самоутверждении, повышении статуса в среде сверстников, обиды, эмоционального возбуждения, состояния психологического дискомфорта и пр. ). • Выражение неизменной доброжелательности по отношению к оппоненту, без учета репутации и статуса. • Заинтересованное и уважительное отношение к любой точке зрения, даже абсурдной, забота о сохранении и повышении престижа каждого учащегося. • Критическая оценка конкретных действий, а не личности в целом (допускается высказывание: «Этот поступок представляется мне некрасивым», недопустима фраза типа: «Ты всегда стремишься сорвать урок, потому что бездельник» и др. ). • Контроль за эмоциональной тональностью спора, чтобы предупредить его перерастание в ссору. При отстаивании своего мнения необходимо использование общепринятых этикетных норм («Мне кажется», «Подумаем вместе», «Может быть, я ошибаюсь» и т. п. ), а также проявлять готовность признать ошибки, извиниться за оплошность.
Рыданова И. И. Основы педагогики общения. - Минск, 1998. • Готовность принимать компромиссные решения, учитывая интересы учащихся, их потребности. • Терпимость, уступчивость в мелочах. • Дисциплинирование класса с помощью косвенных воздействий — переключения внимания, шутки. • Доминирование экспрессии оптимизма. Показателями низкой культуры диалога с учащимися можно считать следующие: • Ограничение свободы выражения мнений, в особенности несовпадающих с точкой зрения учителя («Хватит спорить о бесспорном», «Тебе еще рано иметь свои взгляды! Для этого нужно хотя бы прилично учиться»). • Ориентация лишь на запланированные цели («Опять ты у нас, Кокарев, отнимаешь время пустыми вопросами! Я ничего не успеваю сделать! », «Не отвлекай нас, Сидорова, своими заумными вопросами! »). • Акцентирование того, что разъединяет с учащимися («Как ты можешь так думать, Гаврилова? Твое несогласие с головой выдает незнание материала»). • Мелочная нетерпимость, придирчивость («Как ты сидишь, Игнатьева! Положи руки на парту», «Как можно не знать таких простых вещей? »). \ • Дисциплинирование путем нажима, прямого порицания («Хватит показывать, какой ты умный», «Тебе, Веремеева, лучше бы помолчать и вспомнить о полученной двойке! »). • Угрозы («Попробуйте не выполнить это задание! »). • Упреки («Сколько раз напоминала, а ты... », «Я тебя предупреждала, а ты не хотел слушать...! »). • Унижение достоинства («Такого ленивого ученика у меня еще не было! », «Ну посмотрите на этого «профессора»! Лучше бы постригся»). • Высмеивание («Ребята, кого напоминает Лазарев? Санчо-Панса, правда? Такой же толстый и ленивый»). 1 Демонстрация своего превосходства в различной форме: прямой («У тебя что в голове — две извилины? »), смягченной («Ты вроде понятливый, Гальперин, а говоришь несуразности»), скрытой («Тут не в чем сомневаться, Никифорова, каждому нормальному человеку это ясно! »). Ссылка на свой статус и жизненный опыт как аргумент в споре («Я работаю в школе 20 лет, как ты можешь сомневаться в моих знаниях»).
, Менторство («Запомни, Хламова, так себя культурные люди не ведут», «Стыдно, стыдно не знать элементарных вещей»). , Использование лести, показной доброты, улыбки, ласкательного вокатива (Наташенька, Сереженька) или обмана, запугивания в манипулятивных целях для извлечения своей выюды, достижения эгоистических целей. • Доминирование экспрессии пессимизма («Ничего-то вы не умеете. И что мне с вами делать, ума не приложу», «Не представляю, как вы сдадите экзамены»). Таким образом, ведение коммуникативного диалога с учащимися требует от учителя высокой культуры — лингвистической, нравственной, психологической, педагогической. Высокая культура общения является одной из составляющих имиджа педагога как профессионала. Имидж - это образ, впечатление, которое оставляет человек в воспоминаниях и представлениях о нем. Одной из важнейших составляющей имиджа педагога является коммуникативная толерантность. Это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступков партнеров по взаимодействию. Педагог, обладающий высоким уровнем данного качества, достаточно уравновешен, терпим и совместим с очень разными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной Деятельности в педагогическом процессе. Учитель должен стремиться безусловно принимать ребенка со всеми его недостатками, промахами, бедами. Принимать ребенка - это значит: • проявлять к нему терпимость, стремиться понять его и помочь ему; проявлять уважение к его личности, поддерживать в нем чувство собственного достоинства; осознавать за ним право быть непохожим на других; смотреть на проблему с его позиций, его глазами; Учитывать индивидуально-психологические и личностные особенности ребенка. Особенно важно проявлять коммуникативную толерантность в напряженной, конфликтной ситуации. Однако в таких ситуациях обычно наблюдается высказывание прямых негативных оценок в адрес ребенка: «Вы всегда ведете себя так... »5 «Ты как всегда не готов... », «Ты снова начинаешь оправдываться... ». На такие высказывания ребенок обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой. В отличие от «ты-высказыва-ния» «я-высказывание» учителя характеризуется описанием собственных чувств и переживаний по отношению к данной ситуации, безоценочной характеристикой поведения ребенка. Высказывая свои чувства без приказа, осуждения или выговора, учитель оставляет за ребенком возможность самому принять решение, учитывая переживания взрослого. Схема «я-высказывания» такова:
1. Описание ситуации, вызвавшей напряжение: «Когда я вижу, что ты... », «Когда это происходит... », «Когда я сталкиваюсь с тем, что... ». 2. Точное называние своего чувства в данной ситуации: «Я чувствую... », «Я не знаю, как реагировать... », «Я огорчаюсь... ». 3. Называние причин этого чувства: «Потому что я не люблю грязь», «Потому что ты нарушил обещание». Развитию коммуникативной толерантности и формированию позитивного имиджа педагога способствует знание и выполнение «заповедей» общения*: • Отношения с людьми - главные в любой деятельности, а тем более в педагогической. Думайте над своими взаимоотношениями с окружающими людьми, стройте их на взаимопонимании и доверии. • Общаясь с человеком, никогда не зацикливайтесь на достижении ваших конкретных целей и задач. Будучи учителем, не превращайтесь в чиновника, для которого программа, план урока - главное. Не забывайте, что ребенок, его интересы, стремления, его настоящее и будущее — вот смысл вашей работы. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. — М., 1987. учитесь видеть в каждом человеке, ребенке то, что выгодно отличает его от других, ту «изюминку», которая делает его уникальным, неповторимым. Помните, что каждый человек - уникален и к каждому необходим свой подход. , Придя к человеку, оставьте свои проблемы, амбиции, сложившиеся стереотипы. Говоря с человеком, общайтесь с ним, а не с его официальным статусом, своими представлениями о нем. Потребность в равенстве присуща всем, а тем более детям. • Учитесь видеть себя как бы со стороны, глазами других людей. Анализируйте, как вы вели себя во время общения с ними, стремитесь поставить себя на место того человека, с которым общаетесь. • Чаще улыбайтесь людям. Улыбка располагает к вам окружающих, создает благоприятный эмоциональный настрой, вызывает у других стремление общаться с вами. • Развивайте свой внутренний духовный мир, ваши таланты и способности. Помните, что творческая, духовно богатая личность всегда привлекает других людей, особенно если это сопрягается с чуткостью и способностью понимать окружающих.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|