Упражнение «Подчеркивание общности»
Упражнение «Подчеркивание общности» Упражнение проводится в кругу с мячом. Участник, бросающий мяч другому, должен назвать психологическое качество, которое объединяет его с тем человеком, кому он бросает мяч. При этом он начинает свою фразу словами: «Я думаю, нас с тобой объединяет... », и называет это качество, например: «Мы с тобой одинаково общительны»; «Мне кажется, мы оба бываем несколько прямолинейны». Тот, кто получает мяч, отвечает: «Я согласен», если он действительно согласен, или: «Я по-ДУмаю», если не согласен. Тот, к кому попал мяч, продолжает Упражнение, передавая мяч кому-нибудь другому, и так до тех пор, пока каждый не получит мяч. Упражнение «Подчеркивание значимости» Упражнение выполняется в кругу с мячом. Участникам предлагается подумать и отыскать у своих коллег качества, вызыва- * 99 ющие восхищение, уважение, симпатию. Обращение к своему коллеге начинается со слов: «Таня, мне в тебе нравится... » - „ называется то личностное качество, которое было найдено Таня, в свою очередь, должна назвать то чувство, которое возникло у нее в ответ на эти слова. Затем упражнение продолжает кто-либо другой из участников. И так до тех пор, пока каждый не выскажется. Упражнение «Снятие эмоционального напряжения в парах» Участники разбиваются на пары и садятся по кругу напротив друг друга: внутренний круг направлен наружу, внешний -к ним лицом. Предлагается для решения какая-либо эмоционально напряженная ситуация. Участник, сидящий во внутреннем круге, должен снять напряжение партнера, находящегося во внешнем круге. Ситуации, предлагаемые для разрешения, должны носить отвлеченный характер, чтобы избежать излишней личностной вовлеченности участников. Например, пациент записался на прием к врачу, к которому ему посоветовали обратиться знающие люди, но в назначенное время его принимает другой врач (молодой и менее опытный; мужчина, а не женщина и др. ). Ситуации могут касаться валютной стипендии, в которой кому-то отказали по неизвестной причине; отмены поощрительной поездки в Париж и т. п. Время ограничено дву-мя-тремя минутами. Ситуаций предлагается, как правило, три. Каждый раз меняется партнер, снимающий напряжение, так как внешний круг после каждой ситуации перемещается на одного человека вправо.
Вопросы для обсуждения: • Какие приемы были использованы для снятия эмоционального напряжения? • Кому это удалось лучше всего? Упражнение «Почтительная вербализация» Участники объединяются в пары по кругу. Один из них -нападающий, его задача — агрессивно нападать на партнера-Задача сидящих напротив - снизить напряжение его партнера с помощью почтительно выполненной техники вербализации яств. Парам дается две минуты, чтобы подготовить демонст-пионную сценку. По истечении времени пары по очереди лжны продемонстрировать свои сценки. Материал: таблица формул вербализации чувств. Обсуждение: Всякий раз после окончания сценки ведущий спрашивает у группы: «Было ли это сделано почтительно? Было ли это сделано эффективно? ». По окончании круга группе задается вопрос: «Какие формулировки оказались наиболее эффективными? » В том случае, если у группы появились формулировки новых техник снижения эмоционального напряжения, они записываются на доске. Формулы вербализации чувств
Упражнение «Метафорическая вербализация»
Участники объединяются в пары. Выбирается для разыгрывания какая-либо конфликтная ситуация. Один участник пары нападает на другого участника. Тот, на кого напали, должен ответить метафорическим описанием своего состояния. Напри-МеР, один участник может сказать: «По-моему, вы уже забыли о нашем вчерашнем разговоре». Второй участник может ответить: «Я чувствую себя как школьник, отвечающий у доски». Варианты ответа: «Я чувствую себя как подсудимый в зале сУда», «я чувствую себя как Дюймовочка в тюльпане: упала и барахтаюсь в цветке». Метафора должна быть яркой и в тоже время мягкой, правдивой и в то же время шутливой, точной и в тоже время ува-ительной по отношению к себе. Для обсуждения: • Каковы возможности метафорического ответа на чужое нападение? Игра «Парижская выставка» Всем участникам предлагается разбиться на три команды и придумать им название. Каждая из команд — фирма, производящая ценные человеческие качества. Инструкция ведущего: «Вам дается восемь минут для того чтобы обсудить, какие ценные качества каждая команда может представить на Парижской выставке. Для этого вы по очереди должны высказать каждому участнику вашей команды, что вы в нем цените. Например, первая команда может сначала поговорить об Алексее. Участники команды скажут Алексею, что они в нем ценят. После этого они вместе с ним решат, какое из его ценных качеств можно представить на выставке. Затем таким же образом нужно обсудить ценные качества других участников и решить, какие ценные качества участников вашей команды вы будете представлять на выставке». Названия презентуемых ценных качеств указываются на специальных табличках для выставки (на каждом листке -одно качество), они остаются в тайне от остальных групп. После выполнения задания предлагается подумать, какие ценные качества представят на выставке другие команды, и составить их список (на эту работу дается еще восемь минут). Далее следует открытие Парижской выставки. У каждой команды берется интервью - задается вопрос: «Первая команда, что именно вы надеетесь увидеть в павильоне команды номер два? ». После высказываний команд делается вывод о сочетании спроса и предложения, об осознании производителем своих продуктов. Подобная процедура проводится со всеми командами.
Для обсуждения: • Какое действие оказывает обсуждение ценных качеств человека? Дерманова И. Б., Сидоренко Е. В. Психологический практикум. Межличностные отношения Метод, рекомендации — СПб., 2001. Сидоренко Е. В. Тренинг коммуникативной компетентности в деловом взаимодействии. — СПб., 2002.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|