Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для развития культуры педагогического общения




ЗАДАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ

Бестактность

Информация к размышлению: Бестактность - это неумение выбрать подходящий момент, причиняющее неприятность людям, с которыми общаешься.

Вопросы для обсуждения:

Применимо ли суждение древнегреческого философа к пе­дагогическому общению? В чем выражается бестактность учителя?

Задания по анализу информации:

Опишите известные вам случаи проявления бестактности

Учителя.

еоФраст. Характеры. // Психология личности. Тексты. - М., 1982.

Педагогический такт

Информация к размышлению: «Педагогический такт - это мера педагогически целесообразного воздействия учителя на уча­щихся, умение устанавливать продуктивный стиль общения Педагогический такт не допускает крайностей в общении со школьниками».

«Практически такт выражается в соблюдении педагогически обоснованной меры в применении воспитательных воздействий, в педагогически целесообразной их оптимизации, причем мера регулируется сложным психологическим и нравственно-пси­хологическим содержанием».

«Педагогический такт - это всегда творческое, нешаблон­ное применение норм педагогической этики».

«Итак, педагогический такт будем считать категорией эти­ческой, профессионально значимым качеством личности учи­теля. Педагогический такт обусловливает культуру педагогичес­кого общения учителя и ученика, учителя и родителей учени­ков, учителя с его коллегами в организации при осуществлении учебно-воспитательного процесса и способствует наибольшему эффекту в воспитании и общении».

Задания по анализу информации:

• Выберите одно из приведенных определений педагогичес­кого такта, которое представляется вам самым удачным с точки зрения его сущностной характеристики.

• Дайте свою формулировку педагогического такта.

Комогорцева И. Ф. Культура педагогического общения Учеб. пособие по спецкурсу. Калинин, 1982.

Основы педагогического мастерства. — М., 1989.

Страхов И. В. Такт учителя как педагогическая способность. // Творчес­кий труд учителя: Лекции в пединституте. — Саратов, 1971. — С. 28.

Якобсон Я. Г. Лекция о педагогической этике. // Основы марксистско-ленинской этики. Л., 1973.

Слушание в конфликтном взаимодействии

Информация к размышлению: «Слушание показывает нашу открытость тому, что говорит другой. Как можно показать эту восприимчивость в диалоге? Вот некоторые специфические приемы:

_ поддерживать постоянный контакт глаз,

_ не прерывать,

__ не давать советов,

_ подводить итог тому, что вы услышали,

_ делать рефлективные замечания, показывая, что вы по­нимаете, что чувствует другой.

Непримиримые враги не слушают. Если вы будете пользо­ваться этими правилами слушания, другой почувствует, что вы не являетесь его непримиримым врагом и готовы понять его нужды и заботы. Если другой чувствует, что к его потребнос­тям относятся с уважением, он будет менее агрессивен, пыта­ясь довести до вашего сознания свои мысли».

Вопросы для обсуждения:

• Можно ли руководствоваться советами американского кон­фликтолога в преодолении педагогических конфликтов? Как вы их оцениваете?

• Какие из предложенных рекомендаций часто не соблюда­ются в школьной практике?

Дэн Д. Преодоление разногласий: Как улучшить взаимоотношения на ра­боте и дома. - СПб., 1994.

Выслушать и успокоить

Информация к размышлению: «Если человек чувствует раз­дражение или страх, ему следует избавиться от этих эмоций, поскольку они могут служить препятствием во взаимоотноше­ниях. Только после того, как человек выслушан и успокоен, может возобновиться обычное бесконфликтное общение. Если человеку не дать высказаться, то с его стороны может возник­нуть враждебность и подозрительность, а общение скатится к хаосу и волнению».

Вопросы для обсуждения:

Каждый ли учитель способен выслушать нелицеприятную

критику учащихся?

Как бы вы отреагировали в подобных случаях? Приведите

возможные модели речевых реакций.

к°пт Д. Г. Способы разрешения конфликтов. Вып. 2. — Киев, 1991.

ТЕСТ«УМЕЕТЕЛИ ВЫ СЛУШАТЬ? »

Отметьте ситуации, вызывающие у вас неудовлетворение досаду или раздражение при беседе любым человеком.

1. Собеседник не дает вам высказаться, постоянно прерывает меня.

2. Собеседник никогда не смотрит на меня во время разговора.

3. Собеседник постоянно суетится: карандаш и бумага зани­мают его больше, чем мои слова.

4. Собеседник никогда не улыбается.

5. Собеседник всегда отвлекает меня вопросами и коммента­риями.

6. Собеседник старается опровергнуть меня.

7. Собеседник вкладывает в мои слова другое содержание.

8. На мои вопросы собеседник выставляет контрвопросы.

9. Иногда собеседник переспрашивает меня, делая вид, что не расслышал.

10. Собеседник, не дослушав до конца, перебивает меня, лишь затем чтобы согласиться.

11. Собеседник при разговоре сосредоточенно занимается посто­ронним: играет сигаретой, протирает стекла очков и т. д. -я твердо уверен, что он при этом невнимателен.

12. Собеседник делает выводы за меня. 13. Собеседник всегда пытается вставить слово в мою речь. 14. Собеседник смотрит на меня внимательно, не мигая. 15. Собеседник смотрит на меня, как бы оценивая. Это беспо­коит.

16. Когда я предлагаю что-нибудь новое, собеседник говорит, что он думает так же.

17. Собеседник переигрывает, показывая, что интересуется бе­седой, слишком часто кивает головой, ахает и поддакивает.

18. Когда я говорю серьезно, собеседник вставляет смешные истории, шуточки, анекдоты.

19. Собеседник часто смотрит на часы во время разговора.

20. Собеседник требует, чтобы все соглашались с ним. Любое его высказывание завершается вопросом: «Вы тоже так ДУ" маете? » или «Вы не согласны? »

Если количество ситуаций, вызывающих у вас досаду и раз­дражение, составляет:

14-20. Вам необходимо кропотливо работать над собой и учить­ся слушать.

«-14. Вам присущи некоторые недостатки, вы критически от­носитесь к высказываниям, но вам еще недостает некото­рых достоинств хорошего собеседника. Избегайте поспеш­ных выводов, не заостряйте внимание на манере говорить, не притворяйтесь, не ищите скрытый смысл сказанного не монополизируйте разговор.

2-8. Вы хороший собеседник. Но иногда отказываете партне­ру в полном внимании. Повторяйте вежливо его высказы­вания. Дайте время высказать свою мысль полностью, при­спосабливайте свой темп мышления к его речи и можете быть уверены, что общаться с вами будет еще приятнее.

0-2. Вы отличный собеседник. Вы умеете слушать. Ваш стиль общения может стать примером для окружающих.

Психология делового общения. / Авт. -сост. Ю. А. Фомин. — Минск, 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...