Тема 5. Учение об административном действии
Формы административных действий: Общего понятия «административное действие» в науке советского права не использовалось, оно использовалось в дореволюционной науке и в науке АП 20х гг, а советская наука рассуждала о формах административной деятельности, причем о формах говорилось в целом, достаточно абстрактно. Предполагалось изложение форм административной деятельности как тех, которые имеют правовые последствия, так и тех, что их не имеют, т.е. правовые и неправовые формы административной деятельности. Соответственно, в советской науке говорили о: -неправовые формы. Действия, деятельность гос органов, которые не имеют прямых правовых последствий. -правовые формы. Такая деятельность, которая так или иначе связана с правовыми последствиями.
Целесообразно на данный момент говорить лишь о правовых формах деятельности гос органов. Когда мы говорим о деятельности государственных органов, необходимо помнить, что гос орган зачастую предстает в разных правоотношениях в разных ипостасях; в определенных случаях гос орган может выступать в качестве субъекта частных правоотношений (заключение сделок, совершение действий, влекущих имущественные последствия). С этой точки зрения все действия, которые совершают гос органы и которые имеют правовые последствия, по своему юридическому оформлению, содержанию мб разделены на две группы: -публично-правовые (реализация органом административной компетенции, административных полномочий) -частноправовые (реализация органом частноправового статуса органа). Наш предмет – публично-правовые действия, т.е. действия, которые реализуют публично-правовую компетенцию, а также последствия и содержание которых лежат в сфере публичного права.
Административные действия могут реализовываться в двух видах административных правоотношений. Административные правоотношения могут осуществляться внутри государственного аппарата, могут выходить за пределы гос администрации и касаться отношений между гос органами и частными лицами. Административные действия могут совершаться как в одном, так и в другом случае; понятие административного действия определяет два типа административных действий, которые совершаются государственными органами. Виды административных действий (по характеру волеизъявления, по критерию воли гос органа, участвующего в издании того или иного админ действия): - юридически значимые действия – когда воля гос органа юридического значения не имеет; обычно констатация объективного факта, с которым действующие правовые нормы связывают возникновение определенных правовых последствий. Например: совершено админ правонарушение; закон связывает с этим правонарушением последствия в виде необходимости понести ответственность. Для того, чтобы ответственность наступила, правонарушение дб зафиксировано, и эта фиксация осуществляется юридически значимым действием, т.е. составлением протокола о совершении админ правонарушения. Когда орган составляет протокол, он не принимает юридически значимого решения, он просто фиксирует обстоятельство, которому далее придаются юридические последствия в соответствии с действующим законодательством - административно-правовые акты – когда воля должностного лица проявляется; Это одностороннее властное волеизъявление государственного органа, изданное в рамках его публично-правовой компетенции и влекущее определенные обязанности или ограничения для частных лиц или для иных лиц, которым этот админ акт адресован. Волеизъявление имеет явное правовое значение, но оно односторонне направленное.
- административные договоры – гос орган участвует в совместном волеизъявлении двух или более субъектов. Проблема админ договора достаточно давняя и довольно сложная; многие отрицают сам факт существования такого явления. Тем не менее, исходя из реально существующей практики мы должны констатировать, что в определенных случаях договоры, заключаемые государственными органами, явно не имеют отношения к реализации их частноправового статуса. Волеизъявление присутствует, но оно не одностороннее, оно увязывается, согласовывается в рамках договора с волеизъявлением другого лица, образуя самостоятельный отдельный вид административного действия – административный договор.
ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ДЕЙСТВИЙ КАК ФОРМ ПРОЯВЛЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ВЛАСТИ И РЕАЛИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ: Законность: - соответствие закону. Нужно помнить об открытой и закрытой моделях. Не только формальные требования закона должны соблюдаться, но и содержательные, общие требования, связанные с целями реализации административной власти в административной деятельности. Таким образом, речь идет о соответствии закону в широком смысле слова, соответствие как по формальным условиям, так и по содержанию админ деятельности, при том, что оценка административного действия мб дана судом и с точки зрения формального соответствия, и с точки зрения соблюдения целей предоставления административных полномочий, которые в конкретном случае реализуются. - основанность на законе – для исполнительной власти характерно жесткое ограничение теми ситуациями, когда закон в принципе позволяет совершать то или иное административное действие. По сути дела общие требования к исполнительной власти, которые вытекают из К РФ, об особенностях админ полномочий, о других требованиях главным образом предъявляются к админ действиям, при совершении которых гос органы не могут считать себя совершенно свободными, а могут осуществлять лишь те действия, которые предусмотрены законом. Степень предусмотренности, конечно, несколько разная. Для совершения каждого административного действия дб норма, позволяющая это действие совершить независимо от того юридически значимое это действие, адмн акт или админ договор.
2. принцип равенства и запрет произвола, т.е. равноправие – запрет произвольного издания админ актов, заключения админ договоров. Частные лица должны иметь возможность рассчитывать на то, что государство всех частных лиц будет воспринимать одинаково и устанавливать примерно одинаковые условия вступления их в отношения с государством. Соответственно, если эти условия произвольно и необоснованно начинают различаться, страдает конституционный принцип равенства перед законом, и административные действия могут рассматриваться как не имеющие необходимой правовой основы. 3. учет прав граждан при совершении любых админ действий. Гос органы не должны забывать, ради чего они существуют. Принцип минимизации вмешательства государства в права и свободы граждан, минимум ограничений. Любое действие, совершаемое административными органами, должно иметь какие-то основания, насколько действительно необходимо вмешательство, реализация админ власти. Если общая цель гос управления может быть реализована без доп вмешательства в права и свободы, без какого-либо принуждения или ограничения, то этого ограничения быть не должно. Например, предупреждение вместо применения мер админ ответственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|