Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упражнения для активизации представлений




УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Для успешного выполнения упражнений на произвольное расслабление целесообразно использовать имеющиеся в памя­ти человека представления, связанные с личным опытом пере­живания состояний расслабления и отдыха. Конкретное пред­ставление знакомой ситуации приводит к хорошему мышеч­ному расслаблению и облегчает обучение упражнениям на расслабление.

Приняв исходное положение упражнения, следует закрыть глаза и постараться припомнить и ярко представить себе, на­пример, следующие ситуации:

1) Я лежу на теплом песке пляжа, он приятно согревает тело; солнце мягко припекает, легкий ветер холодит кожу лба,

не хочется двигаться; приятное ощущение покоя во всем теле оно как будто растворилось в теплом воздухе летнего дня;

2) Я медленно плыву в теплой тихой морской воде; пере­вернулся на спину, совершенно расслабился, и вода сама дер­жит меня; тело почти невесомо, оно потеряло границы; меня слегка покачивает на легкой волне; приятно так отдыхать;

3) Я лежу в мягкой пуховой постели; сегодня я много сде­лал, хорошо поработал, и приятная усталость как-то особенно ощутима; она вдавила тело в постель; тяжелые руки, тяжелые неподвижные ноги, не хочется двигаться; ни о чем не думает­ся, только физически ощущается покой, тишина, отдых.

Подобные воспоминания и ситуации из личного опыта под­бираются с учетом индивидуального опыта человека. Когда со­ответствующее воспоминание найдено, надо представить себе данную ситуацию в деталях, в подробностях и обратить на них внимание, тогда представления начнут приобретать отчетли­вость и яркость.

Черникова О. А., Дашкевич О. В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. М., 1971.

МЕТОДИКА РЕЛАКСАЦИИ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ

Методика дает положительный результат лишь при тща­тельном усвоении приемов.

Занятия по овладению методикой релаксации в период под­готовки и сдачи экзаменов могут проводиться вначале с груп­пой, а затем индивидуально в форме домашнего задания.

Целесообразно тренироваться утром сразу после пробужде­ния и непосредственно перед засыпанием в вечерние часы. Это обусловлено тем, что заторможенное состояние коры головно­го мозга после пробуждения или перед засыпанием способ­ствует эффективности.

ТЕКСТ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ

1. Я отдыхаю. Я расслаблен.

Все тело отдыхает. Не чувствую никакой усталости. Я отдыхаю.

2. Дышу свободно и легко. Дышу ровно и спокойно.

3. Сердце успокаивается.

Все реже сокращения сердца. Оно бьется ровно и ритмично. Спокойно и ровно бьется сердце.

4. Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены мышцы левой руки. Плечи расслаблены и опущены. Руки расслаблены.

Чувствую тяжесть рук.

Приятное тепло чувствую в руках.

5. Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены мышцы правой ноги. Мышцы ног расслаблены.

Они неподвижные и тяжелые. Приятное тепло чувствую в ногах.

6. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Расслаблены мышцы живота. Чувствую приятное тепло во всем теле.

7. Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб разглажен.

Веки опущены и мягко сомкнуты.

Углы губ опущены.

Расслаблены мышцы рта.

Все лицо спокойное, расслабленное.

8. Я отдохнул. Чувствую себя свежим. Дышу глубже и чаще.

С каждым вдохом уменьшается тяжесть мышц.

Дышу глубоко.

Чувствую бодрость и свежесть во всем теле.

Потягиваюсь.

Открываю глаза.

9. Тело напряжено как пружина. Хочется встать и действовать. Сегодня ответственный день. Экзамен.

Я полон сил и бодрости. Много и упорно готовился. Уверен в своих силах. 10. Быстро встать.

Заняться гимнастикой.

Корчагина Т. Д. Психическое состояние уверенности в себе в экстремаль­ной ситуации (на примере экзамена в вузе). — Дис. канд. психол. наук. М., 1989.

ПСИХОРЕГУЛИРУЮЩАЯ ТРЕНИРОВКА

Основной задачей психорегулирующей тренировки являет­ся управление своим эмоциональным состоянием. Для наибо­лее эффективного протекания процесса общения, поведения, деятельности в каждой конкретной ситуации существует опре­деленный, индивидуально наиболее благоприятный, оптималь­ный, уровень эмоционального состояния. Поэтому, осознан­но управляя своим эмоциональным состоянием, мы тем самым создаем предпосылки для оптимизации общения, поведения и деятельности.

В учебной деятельности эта способность к самоуправлению особенно необходима в условиях экзаменов, когда изменение эмоциональных состояний (волнение, беспокойство, страх) сказывается в первую очередь на продуктивности психических процессов — памяти, внимания, мышления, то есть на успеш­ности учебной деятельности в целом.

Управлению своим психическим состоянием вполне может | научиться каждый. Осуществляется оно в различных ситуаци­ях с помощью формул оптимального состояния — организую­щих формул самовнушения — на фоне мышечной и психичес-1 кой релаксации.

Опыт показывает, что расслабить мышцы намного труд­нее, чем кажется, и не всем удается достичь этого с первого раза. Поэтому полезны подготовительные упражнения по ре­лаксации еще до выполнения первого упражнения по аутоген­ной тренировке. Поскольку следствием расслабления мыши является возникновение своеобразного приятного чувства тя­жести, грузной истомы и тепла, необходимо это чувство осоз-

нать, запомнить и научиться вызывать произвольно, сначала используя для этого, кроме формул, вспомогательные образы, затем оставляя уже только соответствующие формулы само­внушения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...