Упражнения для активизации представлений
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АКТИВИЗАЦИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Для успешного выполнения упражнений на произвольное расслабление целесообразно использовать имеющиеся в памяти человека представления, связанные с личным опытом переживания состояний расслабления и отдыха. Конкретное представление знакомой ситуации приводит к хорошему мышечному расслаблению и облегчает обучение упражнениям на расслабление. Приняв исходное положение упражнения, следует закрыть глаза и постараться припомнить и ярко представить себе, например, следующие ситуации: 1) Я лежу на теплом песке пляжа, он приятно согревает тело; солнце мягко припекает, легкий ветер холодит кожу лба, не хочется двигаться; приятное ощущение покоя во всем теле оно как будто растворилось в теплом воздухе летнего дня; 2) Я медленно плыву в теплой тихой морской воде; перевернулся на спину, совершенно расслабился, и вода сама держит меня; тело почти невесомо, оно потеряло границы; меня слегка покачивает на легкой волне; приятно так отдыхать; 3) Я лежу в мягкой пуховой постели; сегодня я много сделал, хорошо поработал, и приятная усталость как-то особенно ощутима; она вдавила тело в постель; тяжелые руки, тяжелые неподвижные ноги, не хочется двигаться; ни о чем не думается, только физически ощущается покой, тишина, отдых. Подобные воспоминания и ситуации из личного опыта подбираются с учетом индивидуального опыта человека. Когда соответствующее воспоминание найдено, надо представить себе данную ситуацию в деталях, в подробностях и обратить на них внимание, тогда представления начнут приобретать отчетливость и яркость. Черникова О. А., Дашкевич О. В. Активная саморегуляция эмоциональных состояний спортсмена. — М., 1971.
МЕТОДИКА РЕЛАКСАЦИИ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ Методика дает положительный результат лишь при тщательном усвоении приемов. Занятия по овладению методикой релаксации в период подготовки и сдачи экзаменов могут проводиться вначале с группой, а затем индивидуально в форме домашнего задания. Целесообразно тренироваться утром сразу после пробуждения и непосредственно перед засыпанием в вечерние часы. Это обусловлено тем, что заторможенное состояние коры головного мозга после пробуждения или перед засыпанием способствует эффективности. ТЕКСТ ДЛЯ РЕЛАКСАЦИИ СТУДЕНТОВ ВО ВРЕМЯ СЕССИИ 1. Я отдыхаю. Я расслаблен. Все тело отдыхает. Не чувствую никакой усталости. Я отдыхаю. 2. Дышу свободно и легко. Дышу ровно и спокойно. 3. Сердце успокаивается. Все реже сокращения сердца. Оно бьется ровно и ритмично. Спокойно и ровно бьется сердце. 4. Расслаблены мышцы правой руки. Расслаблены мышцы левой руки. Плечи расслаблены и опущены. Руки расслаблены. Чувствую тяжесть рук. Приятное тепло чувствую в руках. 5. Расслаблены мышцы левой ноги. Расслаблены мышцы правой ноги. Мышцы ног расслаблены. Они неподвижные и тяжелые. Приятное тепло чувствую в ногах. 6. Все тело расслаблено. Расслаблены мышцы спины. Расслаблены мышцы живота. Чувствую приятное тепло во всем теле. 7. Расслаблены мышцы лица. Брови свободно разведены. Лоб разглажен. Веки опущены и мягко сомкнуты. Углы губ опущены. Расслаблены мышцы рта. Все лицо спокойное, расслабленное. 8. Я отдохнул. Чувствую себя свежим. Дышу глубже и чаще. С каждым вдохом уменьшается тяжесть мышц. Дышу глубоко. Чувствую бодрость и свежесть во всем теле. Потягиваюсь. Открываю глаза. 9. Тело напряжено как пружина. Хочется встать и действовать. Сегодня ответственный день. Экзамен. Я полон сил и бодрости. Много и упорно готовился. Уверен в своих силах. 10. Быстро встать.
Заняться гимнастикой. Корчагина Т. Д. Психическое состояние уверенности в себе в экстремальной ситуации (на примере экзамена в вузе). — Дис. канд. психол. наук. — М., 1989. ПСИХОРЕГУЛИРУЮЩАЯ ТРЕНИРОВКА Основной задачей психорегулирующей тренировки является управление своим эмоциональным состоянием. Для наиболее эффективного протекания процесса общения, поведения, деятельности в каждой конкретной ситуации существует определенный, индивидуально наиболее благоприятный, оптимальный, уровень эмоционального состояния. Поэтому, осознанно управляя своим эмоциональным состоянием, мы тем самым создаем предпосылки для оптимизации общения, поведения и деятельности. В учебной деятельности эта способность к самоуправлению особенно необходима в условиях экзаменов, когда изменение эмоциональных состояний (волнение, беспокойство, страх) сказывается в первую очередь на продуктивности психических процессов — памяти, внимания, мышления, то есть на успешности учебной деятельности в целом. Управлению своим психическим состоянием вполне может | научиться каждый. Осуществляется оно в различных ситуациях с помощью формул оптимального состояния — организующих формул самовнушения — на фоне мышечной и психичес-1 кой релаксации. Опыт показывает, что расслабить мышцы намного труднее, чем кажется, и не всем удается достичь этого с первого раза. Поэтому полезны подготовительные упражнения по релаксации еще до выполнения первого упражнения по аутогенной тренировке. Поскольку следствием расслабления мыши является возникновение своеобразного приятного чувства тяжести, грузной истомы и тепла, необходимо это чувство осоз- нать, запомнить и научиться вызывать произвольно, сначала используя для этого, кроме формул, вспомогательные образы, затем оставляя уже только соответствующие формулы самовнушения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|