Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 3. Релаксация обеих рук




Занятие 3. Релаксация обеих рук

Основная цель занятия — обучение произвольной релакса­ции обеих рук.

После того как вы ощутили тяжесть и тепло в правой руке, внимание медленно переводится на левую руку. Формулы ре­лаксации произносятся в той же последовательности, что и для правой руки. Затем круг внимания расширяется и захватывает обе руки. Заключительная формула релаксации выглядит сле­дующим образом: «Мои руки полностью расслаблены, они тяжелые, теплые, неподвижные».

Субъективно можно различить три фазы аутогенного по­гружения. Во время первой ощущается тяжесть в расслабляе­мых мышцах; во второй — телесная легкость, «невесомость». Для третьей характерны нарушение схемы тела, ощущение де­формации и полного исчезновения его частей. Вот характер­ная запись в дневнике студентки С-ой: «Явно ощутила тяжесть и тепло в обеих руках, кончики пальцев покалывало, и толчка­ми охватывал жар. Затем стало казаться, что руки распухли и «всплыли» над коленями, пришлось открыть глаза и убедить­ся, что они на месте».

При освоении релаксации новых групп мышц необходимо добиваться последовательного перехода во все более глубокие фазы аутогенного погружения, не останавливаясь и не дожи­даясь возникновения ощущения тяжести и тепла. Достигается оно не сразу, но регулярные занятия дома позволяют многим уже к четвертому — пятому занятию погружаться во вторую и даже третью его фазу. Некоторые же, несмотря на регуляр­ность занятий, начинают испытывать ощущения глубокого аутогенного погружения значительно позже.

Задание на дом: освоение релаксации обеих рук.

Занятие 4. Релаксация ног

Основная цель — научиться произвольно вызывать чувства тяжести и тепла в обеих ногах.

Занятие проходит по обычному плану, и после того как за­кончено расслабление мышц рук, круг внимания переводится на ноги. Причем на первых занятиях в центре внимания оказы­ваются лишь стопы ног. Затем, когда ощущения в стопах вызы-

ваются быстро и ощутимо, их можно постепенно распростра­нять на голени и бедра.

При объяснении новых формул следует обсудить возмож­ные образные представления, к помощи которых придется прибегнуть на занятии: «Я в жаркий летний день на пляже погружаю ноги в горячий песок», «я принимаю горячую нож­ную ванну» и др.

Если во время занятия нужные ощущения не возникнут, дома можно использовать вспомогательные приемы, подобно тому как это делалось на первых занятиях, чтобы вызвать чув­ства тепла и тяжести в руках. Например, хорошо запоминается ощущение тепла, если стопы ног опустить ненадолго в холод­ную воду, энергично растереть их жесткой тканью, а затем надеть теплые носки или закутать ноги в одеяло и прочувство­вать, как они согреваются...

Вот приблизительная последовательность формул на дости­жение релаксации ног:

1. «Мои ноги рас-слаб-ля-ют-ся... Мои ноги рас-слаб-ле-ны... » (Минутная пауза. )

2. «Мои ноги начинают тяжелеть... тяжелеют... тяжелые... Ноги налились свинцовой тяжестью....

Мои ноги тяжелые... не-под-виж-ны-е... » (Минутная пауза. )

3. «Мои ноги начинают теплеть... теплеют... теплые... Мои ноги теплые... очень теплые!..

Го-ря-чи-е!.. Ногам жарко! » (Минутная пауза. )

4. «Мои ноги полностью расслаблены, тяжелые, теплые, неподвижные».

Эта формула произносится несколько раз.

Пауза 2—3 минуты, во время которой студенты пытаются самостоятельно добиться глубокого аутогенного погружения.

Далее занятие проводится по обычному плану.

Задание на дом: закрепление навыка релаксации мышц рук и освоение релаксации мышц ног.

Убедившись, что упражнения первых занятий усвоены хо­рошо, нужные ощущения, переходя в более глубокие стадии аутогенного погружения, возникают быстро и ярко, можно

постепенно, от занятия к занятию, сокращать количество фор-мул. Так, для релаксации мышц рук становится достаточной последняя формула: «Мои руки полностью расслаблены, тяже­лые, теплые, неподвижные».

Занятие 5. Разучивание формул для органов брюшной полости

Основная цель — научиться вызывать ощущение тепла в орга­нах брюшной полости.

В начале занятия следует объяснить, что субъективное ощу­щение тепла в брюшной полости связано с приливом крови к внутренним органам. В первую очередь тепло обычно ощуща­ется в области солнечного сплетения — «под ложечкой». Сол­нечное сплетение — сосредоточение нервов внутренних орга­нов. Тепло ощущается при полном расслаблении гладких мышц и усилении кровоснабжения внутренних органов — пищевода, желудка, кишечника, мочевого пузыря и др. Оживление кро­вообращения внутренних органов облегчает отток желчи от печени, улучшает пищеварительную функцию, нормализует газообмен. Таким образом, предлагаемое упражнение полезно при ряде заболеваний желудочно-кишечного тракта и в каче­стве их профилактики. Противопоказано оно при острых вос­палительных процессах в брюшной полости и при заболева­ниях, связанных с кровотечениями (например, при кровото­чащей язве желудка).

Глубокое согревание органов брюшной полости может быть достигнуто с помощью следующего приема. Нужно проглотить слюну и представить, что она горячая. Дома рекомендуется не­сколько раз оживить этот образ, выпив чашку горячего бульона, молока, чая и запомнив ощущение приятного глубинного тепла, разливающегося при этом по брюшной полости.

После привычного расслабления ног и рук внимание мед­ленно поднимается к мышцам живота.

1. «Мой живот начинает расслабляться... расслабляется...

Мой живот мягкий... расслабленный»... (Пауза. )

1. «Мой живот начинает прогреваться приятым глубинным теплом...

Мой живот прогрелся... » (Пауза. )

и.                                         211

2. «Тепло в брюшной полости усиливается...

Мое солнечное сплетение начинает излучать тепло...

Мое солнечное сплетение излучает тепло... » (Пауза. )

4. «Мой живот мягкий... теплый... » (формула повторяется несколько раз).

Если с помощью предложенного приема результат не дос­тигается, можно использовать другой прием. На область сол­нечного сплетения положите грелку с теплой водой и, закрыв глаза, прочувствуйте и запомните, как приятное тепло разли­вается по брюшной полости. Вместо грелки на область сол­нечного сплетения положите ладонь правой руки и вслед за самовнушением и возникновением в ней чувства тепла ярко представьте себе, как это тепло «переливается» в брюшную полость. В этом случае последовательность формул будет не­сколько иной:

1. «Мой живот расслабляется...

Мой живот мягкий... расслабленный... » (Пауза. )

2. «Мое солнечное сплетение теплеет, теплое... очень теплое... Мое солнечное сплетение очень теплое!.. Го-ря-че-е!.. » (Пауза. )

3. «Тепло начинает проникать в брюшную полость... Мой живот начинает прогреваться приятным глубинным

теплом...

Мой живот прогревается приятным глубинным теплом... Мой живот прогрелся приятным глубинным теплом... » (Пауза. )

4. «Мой живот мягкий... теплый... » (2—3 раза).

Задание на дом: закрепление материала прошлых занятий; глубинное согревание органов брюшной полости.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...