Занятие 9. Регуляция сердечной деятельности
Занятие 9. Регуляция сердечной деятельности Основная цель — научиться управлять сердечной деятельностью. Упражнение направлено на тренировку органов кровообращения миокарда, т. е. на профилактику ишемической болезни сердца. Оно основано на том, что ощущение тепла в левой руке способствует рефлекторному расширению коронарных сосудов. После повторения всех предыдущих формул нужно, сконцентрировав внимание, выделить левую руку, то есть сосредоточиться таким образом, чтобы ощущать во всем теле только ее одну. Далее, четко осознав левую руку, представить ее разогревающейся, а для этого можно вообразить, например, что рука погружена в приятную горячую воду, освещена солнцем или нагрета любым другим образом. Ощущение тепла, возникшее в кисти руки, усиливается; представьте, как оно поднимается по руке, постепенно согревая левое плечо и левую сторону груди. Когда и это ощущение становится явным, можно переходить к последнему этапу - к проникновению тепла в грудную клетку и согреванию сердца. 1. «Моя левая рука теплая... очень теплая... Моя левая рука го-ря-ча-я! Очень горячая! » (Пауза. ) 2. «Мое левое плечо начинает теплеть... теплеет... Мое левое плечо теплое... очень теплое... Го-ря-че-е! » (Пауза. ) 3. «Тепло проникает в грудную клетку... Мое сердце согревается... Мое сердце теплое... приятно теплое... Сердце бьется спокойно и ровно... » (Повторить несколько раз. ) Задание на дом: освоить возникновение ощущения приятного тепла в области сердца. Продолжать сокращать количество предыдущих формул. Добиваться глубокого аутогенного погружения. Как уже отмечалось, от занятия к занятию при усвоении новых формул количество первых, уже усвоенных, постепенно сокращается и заменяется обобщающими формулами. Так, формула: «Все мое тело полностью расслаблено, оно тяжелое, теплое, неподвижное» — постепенно заменяет формулы, последовательно вызывающие эти ощущения в руках, ногах, брюшной области, спине, пояснице, шее и загривке.
Занятие 10. Освоение обобщающей формулы Основная цель — освоение формулы, обобщающей ощущения всех мышц тела, на фоне сокращения предыдущих формул. Объяснить, что при прочном закреплении основных формул предыдущих занятий (уже в сокращенном виде) все они могут быть заменены одной обобщающей формулой: «Мое тело полностью расслаблено, оно тяжелое, теплое, неподвижное». Поскольку с начала занятий прошло сравнительно небольшое количество времени, даже при постоянных регулярных занятиях дома переходить на обобщающую формулу еще рано. Поэтому она разучивается после использования предыдущих, а не заменяет их. Для достижения большего эффекта используются индивидуальные образы: «Мое тело в футляре»; «Я не пляже, засыпан по щею теплым, влажным песком»; «Я в спальном мешке» и др. Задание на дом: • Освоить обобщающую формулу для тела. • Продолжать сокращать ранее освоенные формулы. • Подготовить черновой вариант формулы оптимального состояния. В конечном итоге после всего цикла занятий остается несколько формул, включая и вводную: • «Я расслабляюсь и успокаиваюсь... • Все мое тело полностью расслаблено, оно тяжелое, теплое, неподвижное... • Мое лицо спокойное... теплое... • Моя голова легкая... прохладная... • Сердце бьется спокойно и ровно... » Задачей дальнейших самостоятельных занятий является отработка методики релаксации до такой степени, чтобы при проговаривании «про себя» только вводной формулы уметь погрузиться в необходимое аутогипнотическое состояние, благоприятное для восприятия самовнушения.
Занятие 11. Подведение итогов Основная цель занятия — подведение итогов и обсуждение результатов психорегулирующей тренировки. На этом, последнем занятии преподаватель подводит итоги, отмечая успехи, неудачи или недостатки каждого занимающегося, дает рекомендации для дальнейших самостоятельных занятий. Поскольку курс занятий предельно сжат и является в основном ознакомительным, рекомендуется популярная литература. Занимающимся предлагается обсудить результаты психорегулирующей тренировки и высказать свои пожелания и предложения по поводу методики ее проведения. Назначаются определенные дни консультаций (раз в месяц), на которых планируется обсуждение вопросов, возникающих у студентов в процессе дальнейших самостоятельных занятий. Габдреева Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие. — Казань, 1981. УПРАЖНЕНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ, НАХОЖДЕНИЕ И СНЯТИЕ МЫШЕЧНЫХ ЗАЖИМОВ УПРАЖНЕНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СНЯТИЕ ИЗЛИШНЕГО НАПРЯЖЕНИЯ В начале занятий необходимо, прежде всего, предложить студентам ощутить, что такое напряжение и освобождение мышц. Для этого предлагается следующее: • Напрячь все мышцы и разделить число 3450 на 15. • Тянуть стул из рук партнера и в то же время мысленно произвести умножение числа 17 на 120 или вспомнить строки знакомых стихов, или последовательно изложить все события сегодняшнего дня. Студенты на собственном опыте убеждаются, что физическое напряжение, непроизвольная зажа-тость мышц парализуют активную деятельность человека, его психическую жизнь, мешают творческому процессу. • Сесть удобнее, ослабить напряжение и начать проверку лишних напряжений. Следует обратить внимание на то, что даже в этом спокойном положении можно наблюдать частичные напряжения в мышцах рук, ног и т. д. Чтобы точнее научиться определять зажимы, нужно слегка напрячь кисти рук, плечи, ноги и т. д., а потом объяснить разницу в состояниях и ощущениях. • Сесть на ручку кресла, определить зажимы и попытаться снять их. • Походить по комнате, определить излишнее напряжение и снять его. Проверить, не перешло ли напряжение, например, из кисти руки в локоть или шею, а из шеи в плечи и т. д. • Прислоняться к стене, облокотиться на стол, на подоконник и т. д. и еще раз найти лишнее напряжение. Если какой-то мышечный зажим все-таки не удается снять, необходимо использовать следующие упражнения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|