Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Занятие 9. Регуляция сердечной деятельности




Занятие 9. Регуляция сердечной деятельности

Основная цель — научиться управлять сердечной деятельно­стью.

Упражнение направлено на тренировку органов кровообра­щения миокарда, т. е. на профилактику ишемической болезни сердца. Оно основано на том, что ощущение тепла в левой руке способствует рефлекторному расширению коронарных сосудов.

После повторения всех предыдущих формул нужно, скон­центрировав внимание, выделить левую руку, то есть сосредо­точиться таким образом, чтобы ощущать во всем теле только ее одну. Далее, четко осознав левую руку, представить ее ра­зогревающейся, а для этого можно вообразить, например, что рука погружена в приятную горячую воду, освещена солнцем или нагрета любым другим образом. Ощущение тепла, воз­никшее в кисти руки, усиливается; представьте, как оно под­нимается по руке, постепенно согревая левое плечо и левую

сторону груди. Когда и это ощущение становится явным, мож­но переходить к последнему этапу - к проникновению тепла в грудную клетку и согреванию сердца.

1. «Моя левая рука теплая... очень теплая... Моя левая рука го-ря-ча-я!

Очень горячая! » (Пауза. )

2. «Мое левое плечо начинает теплеть... теплеет... Мое левое плечо теплое... очень теплое... Го-ря-че-е! » (Пауза. )

3. «Тепло проникает в грудную клетку... Мое сердце согревается...

Мое сердце теплое... приятно теплое...

Сердце бьется спокойно и ровно... »

(Повторить несколько раз. )

Задание на дом: освоить возникновение ощущения прият­ного тепла в области сердца. Продолжать сокращать количе­ство предыдущих формул. Добиваться глубокого аутогенного погружения.

Как уже отмечалось, от занятия к занятию при усвоении новых формул количество первых, уже усвоенных, постепен­но сокращается и заменяется обобщающими формулами. Так, формула: «Все мое тело полностью расслаблено, оно тяжелое, теплое, неподвижное» — постепенно заменяет формулы, пос­ледовательно вызывающие эти ощущения в руках, ногах, брюш­ной области, спине, пояснице, шее и загривке.

Занятие 10. Освоение обобщающей формулы

Основная цель — освоение формулы, обобщающей ощущения всех мышц тела, на фоне сокращения предыдущих формул.

Объяснить, что при прочном закреплении основных формул предыдущих занятий (уже в сокращенном виде) все они могут быть заменены одной обобщающей формулой: «Мое тело пол­ностью расслаблено, оно тяжелое, теплое, неподвижное». По­скольку с начала занятий прошло сравнительно небольшое количество времени, даже при постоянных регулярных заня­тиях дома переходить на обобщающую формулу еще рано. Поэтому она разучивается после использования предыдущих, а не заменяет их.

Для достижения большего эффекта используются индивиду­альные образы: «Мое тело в футляре»; «Я не пляже, засыпан по щею теплым, влажным песком»; «Я в спальном мешке» и др.

Задание на дом:

• Освоить обобщающую формулу для тела.

• Продолжать сокращать ранее освоенные формулы.

• Подготовить черновой вариант формулы оптимального со­стояния.

В конечном итоге после всего цикла занятий остается не­сколько формул, включая и вводную:

• «Я расслабляюсь и успокаиваюсь...

• Все мое тело полностью расслаблено, оно тяжелое, теп­лое, неподвижное...

• Мое лицо спокойное... теплое...

• Моя голова легкая... прохладная...

• Сердце бьется спокойно и ровно... »

Задачей дальнейших самостоятельных занятий является от­работка методики релаксации до такой степени, чтобы при проговаривании «про себя» только вводной формулы уметь погрузиться в необходимое аутогипнотическое состояние, бла­гоприятное для восприятия самовнушения.

Занятие 11. Подведение итогов

Основная цель занятия — подведение итогов и обсуждение результатов психорегулирующей тренировки.

На этом, последнем занятии преподаватель подводит итоги, отмечая успехи, неудачи или недостатки каждого занимающего­ся, дает рекомендации для дальнейших самостоятельных заня­тий. Поскольку курс занятий предельно сжат и является в основ­ном ознакомительным, рекомендуется популярная литература.

Занимающимся предлагается обсудить результаты психоре­гулирующей тренировки и высказать свои пожелания и пред­ложения по поводу методики ее проведения. Назначаются оп­ределенные дни консультаций (раз в месяц), на которых пла­нируется обсуждение вопросов, возникающих у студентов в процессе дальнейших самостоятельных занятий.

Габдреева Г. Ш. Самоуправление психическим состоянием: Учеб. пособие. Казань, 1981.

УПРАЖНЕНИЯ НА ОСОЗНАНИЕ, НАХОЖДЕНИЕ И СНЯТИЕ МЫШЕЧНЫХ ЗАЖИМОВ

УПРАЖНЕНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ И СНЯТИЕ ИЗЛИШНЕГО НАПРЯЖЕНИЯ

В начале занятий необходимо, прежде всего, предложить студентам ощутить, что такое напряжение и освобождение мышц. Для этого предлагается следующее:

• Напрячь все мышцы и разделить число 3450 на 15.

• Тянуть стул из рук партнера и в то же время мысленно про­извести умножение числа 17 на 120 или вспомнить строки знакомых стихов, или последовательно изложить все собы­тия сегодняшнего дня. Студенты на собственном опыте убеж­даются, что физическое напряжение, непроизвольная зажа-тость мышц парализуют активную деятельность человека, его психическую жизнь, мешают творческому процессу.

• Сесть удобнее, ослабить напряжение и начать проверку лишних напряжений. Следует обратить внимание на то, что даже в этом спокойном положении можно наблюдать час­тичные напряжения в мышцах рук, ног и т. д. Чтобы точнее научиться определять зажимы, нужно слегка напрячь кисти рук, плечи, ноги и т. д., а потом объяснить разницу в состо­яниях и ощущениях.

• Сесть на ручку кресла, определить зажимы и попытаться снять их.

• Походить по комнате, определить излишнее напряжение и снять его. Проверить, не перешло ли напряжение, например, из кисти руки в локоть или шею, а из шеи в плечи и т. д.

• Прислоняться к стене, облокотиться на стол, на подокон­ник и т. д. и еще раз найти лишнее напряжение.

Если какой-то мышечный зажим все-таки не удается снять, необходимо использовать следующие упражнения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...