Упражнение «Вечерняя психогигиеническая гимнастика»
Упражнение «Вечерняя психогигиеническая гимнастика» Проводится перед сном с переходом в естественный глубокий сон. После принятия удобной, привычной позы в постели с закрытыми глазами и расслабленными мышцами начните выполнять упражнения, соответствующие I части утренней психогигиенической гимнастики. Очень важно обращать внимание на полнейшее, максимальное расслабление всех мышц и вызывание яркого ощущения тепла в конечностях и во всем теле. Добившись этого, все внимание сконцентрируйте на дыхании. Сделав несколько глубоких вдохов и выдохов, постарайтесь найти ровный замедленный и слегка углубленный ритм дыхания, сосредоточиваясь на расслабленном и удлиненном выдохе. После овладения приемами психогигиенической гимнастики словесные формулы и образные представления могут несколько видоизменяться в зависимости от цели. Например, при эмоциональной неустойчивости могут быть введены вместе с образной разверткой следующие формулы: «Спокойствие без усилий», «Я уверен в себе», «Я внутренне улыбаюсь». Главное правило в самостоятельном выборе формул: они должны утверждать, а не отрицать. Нельзя формулировать: «Я не раздражаюсь». Нужно: «Я совершенно спокоен». Если повелительный стиль формул вызывает внутреннее сопротивление, то строить формулу лучше в мягкой форме, в виде пожеланий («Пусть я стану совершенно спокойным! », «Я очень хочу, чтобы моя правая рука стала тяжелой и теплой! » и т. п. ). Беляев Г. С., Лобзин B. C., Копылова И. А. Психогигиеническая саморегуляция. - Л., 1977. Психология делового общения. / Авт. -сост. Фомин Ю. А. — Минск, 1999. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Профессиональная деятельность многих педагогов сегодня проходит в условиях интенсивного воздействия стрессовых факторов. В ряде случаев нагрузки на психику достигают такого уровня, что превышают адаптационные возможности организма. Следствием являются высокое эмоциональное напряжение, нервные срывы и психосоматические заболевания, приводящие к временному, а подчас и полному прекращению работы по специальности. Последствия психоэмоциональных перегрузок, свойственных современной цивилизации, обусловливают высокую актуальность вопросов, связанных с предупреждением и устранением состояния эмоциональной напряженности.
В этих условиях особое значение приобретает соответствие педагогических кадров современным требованиям жизни. Чрезмерные эмоциональные нагрузки, возникающие в процессе выполнения профессиональных обязанностей, вызывают у многих педагогов развитие заболеваний психосоматического характера: язвенных заболеваний желудочно-кишечного тракта, заболеваний сердечно-сосудистой системы, заболеваний неврогенного характера - нервные истощения, неврозы. Ухудшение профессионального здоровья педагога — «... национальное бедствие... показатель того, что одна из самых преданных популяций охвачена моральной апатией, нравственной депрессией... »*. А между тем требуемые от педагога выносливость, терпимость, выдержка, активность, оптимизм и ряд других профессионально важных качеств во многом обусловлены его здоровьем. Охране и восстановлению профессионального здоровья педагога в значительной степени способствует повышение уров- Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя. — М., 1998. - С. 121. ня его эмоциональной устойчивости. Особое внимание развитию данного личностного качества необходимо уделять еще на стадии профессионального становления педагога. В этих целях может использоваться предлагаемая в настоящем пособии комплексная система психологической подготовки, включающая специфические и неспецифические способы обучения будущего педагога. Специфические способы выражаются в использовании активных методов обучения — деловых игр, диспутов, дискуссий, специальных упражнений, направленных на развитие профессионально важных качеств личности и способствующих развитию эмоциональной устойчивости (педагогической направленности, профессионального самосознания, эмоциональной гибкости, коммуникативной компетентности). Неспецифические способы состоят в применении средств саморегуляции эмоционального состояния: специальных физических упражнений, дыхательной гимнастики, релаксации, самовнушения, психофизической тренировки и др. Такая предварительная подготовка будущего педагога к воздействию различного рода напряженных факторов позволит предотвратить раннее развитие синдрома эмоционального «выгорания», сохранит его здоровье, оптимистичный настрой и профессиональную активность.
институт психотерапии и клинической психологии Свидетельство о гос. аккредитации № 25-2014 от 20. 07. 2005 г. Гос. лицензия МО РФ № 169357 от 25 07. 2005 г. http: //www. psyinst. ru; http: //www. psygrad. ru; E-mail: psyinstOpsyinst. ru
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|