Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Медитация влияет на нашу жизнь 2 глава




У каждого есть неприятные эпизоды в своей жизни. Люди иногда говорят о таких вещах, которые нам неприятно слышать. Они иногда делают то, что мы не хотим, чтобы они делали. Люди нас не ценят, не любят, не восхищаются нами. Они уходят, тогда как мы хотим, чтобы они остались. Они остаются, тогда как мы хотим, чтобы они ушли. Та­кое случается со всеми. Будду самого оскорбляли. Он был в таких си­туациях, которые создавали очень неприятные ощущения, но он на них не реагировал.

Обращайте внимание только на ощущение. Когда неприятное ощущение возникает в теле из-за непривычно долгого сидения, не вини­те в этом никого и ничего. Некого обвинять в том, что такое ощущение возникает. Это только ощущения, которые возникают и исчезают. На­блюдайте за ощущением и становитесь мудрее. До тех пор, пока вы не сможете взглянуть на неприятное ощущение со стороны, вы никогда не сможете вызвать изменение. Это необходимо будет сделать однажды. Ситуация, когда до вас доходит, что неприятные ощущения есть всего лишь ощущения, является идеальной. Эти ощущения не принадлежат нам, потому что мы их не приглашали, мы их не просили прийти. Поче­му мы думаем, что они нам принадлежат?

До тех пор, пока мы не поймем того, что происходит в нашем уме, когда такие ощущения будут постоянно возникать, мы опять и опять будет следовать своим старым стереотипам поведения, старым привыч­кам. То, над чем мы размышляем постоянно, на что мы реагируем постоянно, прокладывает колею в уме. Это напоминает машину, буксую­щую на грязной дороге - колея становится все глубже и глубже. То же самое происходит и с нашим умом. Колея становится все глубже и глубже, и, наконец, становится настолько глубокой, что кажется, вы­браться из нее и начать движение вперед нет никакой возможности.

Тут перед нами появляется правильная ситуация, хорошая возмож­ность увидеть реакцию ума на неприятное ощущение. Не нужно рассу­ждать - «это не для меня, это плохо для моего кровообращения, мне следует прекратить» - ничего подобного. Просто наблюдайте за реакци­ей ума. Ум очень хитер и любит манипулировать. Он способен на все. Мы называем его колдуном, для него это самое подходящее слово. Он способен сотворить любой фокус. Он способен рассуждать таким обра­зом, что все вокруг будут ошибаться и только вы одни будете правы.

Вот чему нам необходимо научиться во время медитации - понять, что быть абсолютно правым невозможно. Большей частью мы только и занимаемся тем, что защищаем свою точку зрения, основанную на собственном эго. Из-за того, что у нас есть это эго, иллюзия «я», все наши взгляды и убеждения окрашены им. И иначе быть не может. Никак. Ес­ли окно окрашено в красноватый цвет, то все снаружи будет выглядеть красным.

Когда в результате медитаций нам становится лучше понятна ра­бота ума и его реакция, мы будем готовы в большей мере принять тот факт, что наше мнение по поводу той или иной вещи совсем не разде­ляют четыре миллиарда других людей на этой планете. Как такое может случиться, что правы мы, а четыре миллиарда других людей не правы? Мы можем защищать некую точку зрения, которая возможно и справед­лива, но только до какого-то предела, до того момента, где она связана с вами. Единственный человек, который может быть абсолютно прав, это Арахант, так как у него нет иллюзии эго.

Все эти шаги должны привести к пониманию сути вещей и пользо­ваться ими нужно не тогда, когда ум сосредоточен на дыхании, а тогда, когда он реагирует на чувства и мысли. Каждое мгновение может быть использовано для прозрения, откуда проистекает успокоение. Каждый новый проблеск понимания дает еще больше успокоения. Когда мы видим, что не нужно обращать внимание на мысли, их легче отбросить. Когда мы видим, что не нужно реагировать на ощущения, то становится гораздо легче их отбросить. Еще большее спокойствие способствует еще большему пониманию, и оба эти фактора нужно использовать

Учение Будды идет против течения наших инстинктов и понять его не так просто. Понять способен ум, который подготовлен. Обычный ум сразу вступает в дискуссию, которая ни к чему не приводит - это еще одна пустая трата времени. Для того, чтобы действительно пережить то, о чем говорит Будда, требуется ум более успокоенный и сконцен­трированный, ум, который увидел себя таким, каким он есть - как явле­ние возникающее и проходящее.

Все это может произойти здесь, во время сидения и наблюдения за дыханием.

Спокойствие и озарение. Озарение - это цель. Спокойствие - спо­соб его достичь. До тех пор, пока спокойствие не установится в уме, волны приятия и неприятия будут накатываться на нас. Эти волны бу­дут заслонять нашу цель. Человек неспособен увидеть свое отражение в бурлящей воде. Вода должна успокоиться, стать гладкой. Так же и ум должен успокоиться и стать неподвижным, чтобы цель была ясно видна. Понимание возможно тогда, когда есть ясность и проникновенность.

Медитация хождения направлена на то же. Когда мы действитель­но становимся внимательны и сосредоточены на движении, возникает спокойствие. Если при этом идет мыслительный процесс, мы его ис­пользуем для того, чтобы узнать, что происходит у нас в уме.

Навешивание ярлыков - другой способ выявления того, чем зани­мается ум. Если нам удастся наклеивать ярлыки во время медитации, то мы сможем это делать и в повседневной жизни. Любому человеку с до­брыми намерениями иногда приходит в голову мысль, к которой можно было бы навесить ярлык «жадность» или «ненависть». Таким образом, происходит очищение. Спокойствие ума зависит от очищения. Очище­ние также приходит через озарение, через самопознание. Навешивание ярлыка показывает нам то, что происходит у нас в уме. В медитации все ярлыки, все мысли нужно отбросить. В повседневной жизни отбросить нужно те мысли, которые являются непродуктивными, неуклюжими. Когда мы научимся это делать, произойдет очищение.

Тропа очищения ведет к окончанию всех страданий.

Глава 4. Четыре друга

В наших сердцах есть четыре друга, ожидающих нашего им покло­нения. Но у нас также есть пять врагов, ждущих любой возможности выпрыгнуть наружу. Они никогда не дремлют (см. гл. 5). Сложность ситуации заключается в том, что мы недостаточно усердны для того, чтобы отбросить врагов и взращивать только наших друзей. Взращива­ние друзей - это вполне естественно и разумно для каждого из нас. И всё же, в умах людей не хватает достаточной ясности, чтобы увидеть это в самих себе.

Наши друзья - это четыре божественные прибежища: любящая доб­рота, сострадание, радость, разделённая с другими, и спокойствие. Это то, что нам надо искать у себя сердце. И когда мы обнаружим нехватку этого в себе и поймём, что всё зависит от нас, тогда мы начнём делать что-то для развития этих качеств.

 

Любящая доброта

Слова опасны. Они дают иллюзию постоянства. Мы кормим себя словами, но они не что иное, как всего лишь концепции. Они не настоящие. Представьте себе реку: слово «река» не может создать реаль­ность текущей воды. Слово «река» статично: основное качество реки - это то, что она течёт. Любящая доброта никак не может существовать, если она не течёт из нашего сердца. До тех пор, пока она зажата в сло­вах, она ничто, она не имеет никакой ценности. Само по себе это поня­тие не значит ничего, также как и слово «река» - это только описание. Для того, чтобы узнать, что это такое, необходим опыт. Если сказать маленькому ребёнку «река», он не поймёт, о чём вы говорите. Но если вы опустите руку ребёнка в воду и дадите почувствовать её поток, ребе­нок будет знать, что такое река, независимо оттого, знаком он с этим словом или нет.

То же самое происходит и с любящей добротой. Само слово ничего не значит. И только когда вы почувствуете, как она проистекает из ва­шего собственного сердца, вы начнёте понимать, о чём говорил Будда во многих своих речах. Невозможно жить полной жизнью, если вы не живёте и сердцем, и разумом. Если кто-то живёт только сердцем, то он склонен к эмоциональности, это очень частая ошибка, встречающаяся не только у женщин. Эмоциональность подразумевает отклик на всё, что происходит, и это не совсем верно. Разум должен занять здесь своё законное положение. Необходимо понимать, что происходит. Но может быть только понимание, когда человек достаточно развит интеллекту­ально, а сердце его при этом молчит. И сердце, и разум должны идти рука об руку. Необходимо и понимание, и положительное чувствование, те эмоции, которые наполняют и несут ощущение спокойствия и гармо­нии в наших сердцах.

Любящая доброта или любовь - какое бы значение ни несли эти сло­ва для вас - это не те эмоции, которые возникают в присутствии любя­щего человека или в кругу семьи и детей, или потому что кто-то заслу­живает любви. В этом случае это просто инстинктивная реакция, кото­рая не имеет ничего общего с любящей добротой. Практически любой человек может так реагировать. Совсем не сложно любить собственных детей. Многим людям это свойственно. Не представляет также большой трудности любить своих родителей. Некоторые люди не могут даже этого, но большинство вполне с этим справляется. Но это нельзя назвать метта - чувством любящей доброты.

Когда Будда говорил о любящей доброте, он говорил о способности сердца не проводить никаких границ между живыми существами. Вы­сочайшее вдохновение, упомянутое в речи о любви (см. главу 8), заключается в том, чтобы любить всё живое так, как мать любит своё дитя. Тем из вас, у кого есть дети, знакомо это чувство и вы можете уви­деть разницу. Что вы чувствуете по отношению к своим детям, и что вы чувствуете по отношению к другим людям? Это работа, которую необходимо проделать. И если вы хотите очиститься, начните относить­ся ко всем живым существам как к своим собственным детям, иначе невозможно понять, что такое любящая доброта, и насколько она важна.

Если вы видите, как маленький ребёнок упал с велосипеда и запла­кал, вполне естественно поднять его и успокоить. Это доброта, но до­вольно простая. Сложность заключается в том, чтобы развивать это чув­ство по отношению ко всем, а ведь большинство людей полюбить очень сложно. Никто из нас не может любить в совершенстве. Это может только Архат. И если мы сами не до конца любящие, с какой стати мы ожидаем этого от других? Мы думаем, что у нас есть право не любить тех, кто с нашей точки зрения ведёт себя неправильно. Но никто не ве­дёт себя всё время правильно, включая каждого из нас. Только поду­майте об этом, мы все совершали ошибки. Конечно, я не знаю ваших жизней, но я вполне могу быть уверена в этом, глядя на свою жизнь. Каждый совершал ошибки, так почему же мы ожидаем от других со­вершенства, недостижимого для нас самих?

Можно сказать, что есть три степени любящей доброты. Первую мы можем назвать доброй волей. У нас есть добрая воля по отношению друг к другу. Это первое требование к совместной жизни. Если у нас нет по отношению друг к другу доброй воли, то мы не сможем даже совместно медитировать. Мы встанем и начнём бродить туда - сюда. Мы начнём шуметь, тогда как все остальные спокойны. Ни одна страна не может существовать, если у людей нет доброй воли по отношению друг к другу. Вы когда-нибудь думали о том, насколько мы все зависим друг от друга. Мы зависим от почтальона, доставляющего нам письма, от продавца овощного магазина и крестьянина, обеспечивающих нас едой, от муниципального правительства, отвечающего за водоснабже­ние наших домов. Мы зависим от доброй воли наших соседей. И по­скольку добрая воля - это необходимое условие выживания, каждый человек выражает её в большинстве случаев. Если этот порядок нару­шается, мы оказываемся в хаосе.

Следующую степень любящей доброты мы могли бы назвать друж­бой. Мы чувствуем дружелюбие по отношению к определённой группе людей - наших друзей, наших соседей, тех, кого мы знаем или тех, кто хорошо к нам относится. Дружелюбие - это шаг к любящей доброте, но это пока ещё не сама доброта. Это качество, которое внушается сердцу, внушается другим по отношению к нам. Здесь очень близко может быть заложена враждебность, или привязанность. Хотя мы думаем о привя­занности, как о чём-то положительном, это можно сравнить с зависимостью. Мы привязаны к нашим друзьям и коллегам по работе, к тем, кто помогает нам, к тем, кто живёт рядом с нами. Эта привязанность рожда­ет ненависть, но не по отношению к людям, а по отношению к мысли, что мы можем потерять этих людей. Здесь присутствует страх, а бояться мы можем только того, что мы ненавидим. Таким образом, чистота любви теряется. Привязанности лишают это чувство чистоты, таким образом, она меньше удовлетворяет нас. Она не наполняет нас совер­шенно. Именно это происходит внутри семьи. Вот почему в такой любви всегда присутствует неудовлетворённость.

Любовь, которую человек испытывает по отношению к своей семье, может стать благодатным полем для взращивания чувства любящей доброты. Это поле можно возделывать, помогать семенам прорасти и сеять их дальше. Только тогда семейная любовь обретёт своё истинное значение. Иначе взаимоотношения могут стать питательным полем для эмоций, как это часто и происходит, подобно кипящему чайнику с за­крытой крышкой. Чувство любви в семье должно быть использовано для взращивания истинного чувства любящей доброты в сердце челове­ка, которое не зависит от условий, таких как «мой муж, моя жена, моя дочь, мой сын, мой дядя, моя тётя, моя мать, мой отец». Всё это не что иное, как присвоение. И пока мы не сможем превзойти это и взрастить в себе чувство необусловленной любви, семейная любовь не будет пол­ностью служить своим целям. Вместо этого она будет служить для под­держки эго и выживания. Выживание - это пустое занятие, оно не требует наших усилий. Произойдёт атомный взрыв или нет, мы не собира­емся заниматься выживанием. Есть только одно место, куда мы все со­бираемся, это место, где мы все встретимся.

Наша дружба окружена теми же сложностями, а именно - привязан­ностями. Мы привязаны к нашим друзьям. Мы не хотим их терять. Мы добры к ним так, чтобы они оставались нашими друзьями. Если они не отвечают нам тем же, мы сразу же думаем, можем ли мы быть друзьями. Мы хотим, чтобы наши дружеские чувства возвращались обратно, воз­вращались обратно те же признание и забота. Это превращается в ком­мерческое предприятие. Я даю что-то, и я хочу, чтобы это вернулось ко мне в том же объёме. Это то, что большинство людей делают так есте­ственно, что мы даже не задумываемся об этом. Так случается по отно­шению к нашим друзьям, но ещё чаще так происходит с теми, кого мы любим. Если они не любят нас в ответ, мы ощущаем это как потерю, одиночество, депрессию. Если бы они покинули нас, любовь показалась бы просто потерянной. Разве это не абсурд, что любовь должна быть ограничена одним человеком, или двумя, или тремя?

Любовь нельзя ограничить одним человеком. Человек - это не что иное, как мешок костей, обтянутых кожей. Как можно ограничить свою любовь только этим? Но как раз это является предметом знамени­тых трагедий. «Ромео и Джульетта», «Унесённые ветром» - это драматические истории о том, как кто-то кого-то покидает, кто-то в ком-то не заинтересован, о том, как смерть разлучает героев. Люди обречены на то, чтобы уходить - либо через смерть, либо через изменения в своих суждениях и чувствах. Нужно им делать это или нет - для них не во­прос. Как может быть любовь ограничена одним или двумя такими людьми?

Любовь заключена в чувство. Если человек не использует семейную любовь для того, чтобы расширить и увеличить это чувство, тогда он обречён на то, чтобы пережить травму, когда по тем или иным причи­нам кто-то из объектов его привязанности покидает его. Изначальная цель семейной любви заключается в том, чтобы узнать чувство любви и затем работать с ним.

Работа с ним не ограничивается ни курсом десятидневной медита­ции, ни произнесением речей о любящей доброте. Ни ум, ни сердце не могут быть включены и выключены как лампочки. Они нуждаются в систематической работе с терпением и настойчивостью.

Сердце надо тренировать, поскольку по природе своей оно не уст­роено так, чтобы всё время чувствовать любящую доброту. По своей природе оно содержит в себе и чувство любви, и чувство ненависти. В нём есть зависть, непринятие, обида и страх, а также любовь. До тех пор, пока мы не уменьшим ненависть, и не увеличим любовь, делая что-то с этим в повседневной жизни, у нас не будет шансов пережить то умиротворённое чувство, которое рождает в сердце любящая доброта.

Когда в сердце человека живёт любовь - безусловная любовь к дру­гим - это создаёт ощущение безопасности. Мы знаем свои ответные реакции. Мы можем положиться на самих себя. Мы можем полностью положиться на себя, когда у нас нет страха. Мы знаем, что работа над собой освободила нас от проявления ненависти или гнева, даже в самой небольшой степени, способной нарушить наше спокойствие. Это пер­вый и очень важный результат взращивания в сердце любящей доброты.

Особенно важно взращивать в себе любовь к тем, с кем мы вражду­ем, кто кажется нам недостойным этого чувства. Это самое подходящее время для того, чтобы мы действительно смогли изменить что-то в сво­ём сердце и в своём разуме. Нам необходимо делать это. Большинство из нас знают таких людей, которых трудно полюбить. Мы должны быть благодарны за это. Вспоминая прошлое, легко быть благодарным, но когда мы сталкиваемся с таким человеком, в сердце поднимаются все самые негативные переживания: неприязнь, ненависть, оправдание себя за нашу неприязнь и ненависть, объяснение, гнев. Время быть любящим наступает тогда, когда поднимаются все эти негативные чувства. Это лучшее время любить.

Большая досада иметь такую возможность и не использовать её. Ес­ли в вашей жизни прямо сейчас нет никого, кого бы вы не любили, по­пробуйте относиться с любовью ко всем и каждому. Любое живое су­щество - это учебная ситуация для любви, не важно кто это, чем он занимается и во что верит. Не имеет значения, что он говорит, заинтере­сован ли он в вас или нет, и есть ли в нём самом чувство любящей доб­роты. Ничто из этого не имеет значения. Единственное, что имеет зна­чение - это ваше сердце, и это единственное, о чём надо помнить. «Если моё сердце может быть любящим и принимающим, если я могу научить своё сердце не гневаться и не обижаться, тогда я делаю большой шаг на пути Дхаммы». Дхамма должна быть понята, усвоена, она должна вжиться в нас.

У каждого есть возможность работать с запросами других. Каждый человек всё время встречается с другими людьми, и всегда есть кто-то, кто с ним не соглашается. Если закрыть рот на замок и ничего не гово­рить, это не будет создавать чувство любви. Всё, что создаётся таким образом - это обида, подавленность, беспокойство или безразличие. Ни одно из этих состояний не может быть полезным или очищающим. Ве­ликий результат, когда мы можем положиться на себя, можем быть в безопасности с самими собою, приходит только тогда, когда мы знаем, что готовы ответить во всей полноте своего сердца.

Будда говорил об одиннадцати заслугах, которые исходят из любя­щей доброты. Вот первые три: «Засыпать счастливо, не видеть плохих снов и просыпаться счастливым». Если у вас есть какие-либо сложности с засыпанием, можете быть уверены - вам не хватает чувства любящей доброты, и никакие успокоительные средства не решат эту проблему. Это может сделать только любовь. Тогда подсознание не возбуждает неприятные ощущения, не возникает никаких плохих снов, никаких ночных кошмаров, и вы встаёте с тем же чувством, с которым и засыпа­ли, с чувством любви ко всему живому, как и в предыдущий день.

Перед сном полезно подводить итоги. Это можно делать просто в уме, но это можно делать и письменно, если вам так удобно. Подведите итог: «Как часто я испытывал чувство любви по отношению к другим людям сегодня?» На другой стороне листа напишите «Как часто я испы­тывал сегодня гнев, боль, обиду, неприятие, страх, тревогу, конфликто­вал с другими людьми?» Затем подведите итог, и если баланс окажется на дебетовой стороне, примите решение изменить положение вещей. Каждый хороший торговец подводит балансный отчёт за прошедший день, и если его коммерческий подход не нравится покупателям, вполне очевидно, что он его изменит.

Это умение. Это не навсегда заложенная в характере черта или спо­собность. Это умение менять себя снова и снова, до тех пор, пока все завалы ни будут расчищены. Это существует не из-за того, что другие люди такие любящие. Это не так. Если бы они были такими, они бы уже были богами. Их бы не было здесь. Наш мир - это пятая ступень в кос­мологии, где есть тридцать одно прибежище. Если мы находимся в пя­том классе снизу в ряду тридцати одного класса, тогда чего же мы мо­жем ожидать?

В этом мире есть многое, чему можно научиться, и в этом заключа­ется цель. Это класс с постоянными уроками для взрослых, это то, для чего было создано человечество. Не с целью найти какой-либо ком­форт, не с целью стать богатыми, обеспеченными, обладающими мате­риальными благами. Не для того, чтобы стать знаменитыми и изменить весь мир. У людей есть много представлений. Жизнь - это класс строго­го образования взрослых, и самый важный урок - это взращивание сво­его сердца. Нет урока более важного. Как в саду, когда сорняки окру­жают прекрасный розовый куст. В первую очередь они отбирают у него всё питание, он перестаёт цвести, и в результате никто не может насла­диться ни его цветами, ни его ароматом. Очевидно, что сорняки задушат розы. То же самое происходит с нашими сердцами. Розовый куст - это наша любовь, которая растёт там. Если мы не будем срезать сорняки и не будем уверены в том, что можно видеть цветы и вдыхать их аромат, если мы не подрежем сорняки, а будем позволять им расти и расти, ско­рее всего, они задушат всё вместе - и любовь, и доброту. Сорняки - это гнев, и все сопутствующие ему эмоции.

Большинство людей ищут того, кто бы их полюбил. Некоторые на­ходят тех немногих, кто может их полюбить, и думают, что они могли бы полюбить в ответ. Но некоторые люди несчастливы и не могут найти никого. Они становятся желчными и полными обиды. Но всё происходит как раз наоборот. Если мы сами любим, тогда вокруг нас собирается бесчисленное количество людей, потому что все хотят быть любимыми. Если кто-то любит нас, это не означает, что мы тоже любим. Другой человек просто испытывает чувство любви. Мы же не чувствуем ничего, кроме благодарности за то, что кто-то нас полюбил. Это ещё одна поддержка эго, это то, что его взращивает. Однако любовь к другим идёт по пути уменьшения эго.

Чем больше любви мы можем распространить вокруг себя, тем больше людей мы можем включить в этот круг, и тем больше любви будет у нас самих. Всё то, что мы можем взрастить, находится внутри нас самих. Это очень простое уравнение, однако, немногие люди видят это именно так. Каждый надеется, чтобы как можно больше людей по­любили его. Это не работает. Это нелепо, но в наших жизнях так много нелепостей.

Это находится на одном ряду ещё с одним из одиннадцати благ, о которых говорил Будда: «Быть любимым человеческими и нечеловече­скими существами». Если мы распространяем свою любовь на других, то они чувствуют притяжение к нам. У нас нет недостатка в любящих нас людях. Мы даём им любовь не потому, что хотим что-то давать, не потому что они нуждаются в этом, не потому что они достойны этого, но потому, что наше сердце научено делать только это и ничего, кроме этого. Это всё равно, что учиться арифметике. Если расположить перед вами ряд цифр, вы сможете их сложить. Что ещё вы будете делать с ни­ми, если вам надо узнать их сумму? Ваш разум обучен этому. Если ваше сердце научено, оно излучает любовь независимо от того, что происхо­дит вокруг.

«Дэвы защищают каждого». Дэвы - это существа из высших миров, ангелы-хранители. Человек, который распространяет свою любовь на других, защищён. Часто возникают возражения: «Если люди ведут себя по отношению к вам ужасно, и вы отвечаете с любовью, не подумают ли они, что вы слабы и не начнут ли пользоваться вами?» Если они нач­нут так делать - что вполне возможно, потому что люди склонны вести себя именно так - то это их плохая камма, не так ли? Однако человек, обладающий любовью, ничего не потеряет. Как можно потерять лю­бовь, которую вы несёте в своём собственном сердце? Если кто-то вос­пользуется вами, это будет ещё одним примером, на котором вы може­те узнать, научено ли ваше сердце - чувствуете ли вы обиду или же вы можете действительно любить этого человека и отвечать ему с добро­той. Это пример, на котором мы можем проверить, делаем ли мы всю необходимую работу. Безусловно, любовь включает в себя признание прав других людей. Человеку, который может воспользоваться другим человеком, будет не хватать любви. Слабость, которую кто-то возможно боится показать, - это заблуждение, поскольку любовь даёт силу, а не слабость. Человек, который испытывает не что иное, как чувство любви, ощущает себя в безопасности, абсолютно спокойным, поскольку ничто не может поколебать это. Любовь укрепляет, а не ослабляет. Но когда она идёт в паре со страстью, как это часто неправильно считают и должно быть, тогда любовь ослабляет, потому что создаёт зависимость.

Если же это взращивание вашего сердца, тогда она так же сильна, как скала. Защита, которую вы получаете, защита, исходящая из вашей чистоты.

«Быстрая концентрация ума» - это ещё одно из одиннадцати благ, идущих через любящую доброту. Это причина для того, чтобы начинать каждую медитационную сессию с мыслей о любви к самому себе. Ум не может концентрироваться без трёх основ: щедрость, мораль и любящая доброта. Это три столпа медитации, которые поддерживают медитаци­онную практику. Любовь, как чувство в вашем сердце, абсолютно необ­ходима для концентрации, поскольку она создаёт мир и покой в вашем уме. Если же её не хватает, в начале каждой сессии может быть очень полезна медитация любящей доброты, для того, чтобы развивать в себе это чувство.

Нельзя полюбить других, если вы не любите себя. Однако, любить себя не значит потакать себе. Желать, чтобы всегда всё было приятно и комфортно, чтобы не было ни единого комара вокруг, и пища была бы исключительно та, к которой вы привыкли. Это потакание себе, но не любовь. Это может быть глупо. Любовь матери к своему ребёнку про­низана мудростью. Если мать потакает своему ребёнку, ребёнок будет платить за это, так же как и его мать. Но если мать любит по- настоящему, она не будет портить своего ребёнка. Она будет воспитывать его с любовью и мудростью, и, из-за того, что любит, будет требо­вать, чтобы он придерживался определённых норм поведения. Это то, что мы должны делать с самими собою. Мы должны требовать от себя согласия с определёнными правилами поведения, потому что мы любим себя. Прийти на курсы по медитации и пройти их полностью - это про­явить любовь к себе.

Концентрация, которой каждый пытается достичь во время медита­ции, действительно зависит от чувства любви, которое есть в нашем сердце. Это также зависит от практики. Однако если практики не хвата­ет, любящая доброта может занять её место с тем, чтобы помочь в концентрации.

«Иметь сияющий вид». Это означает иметь приятное выражение ли­ца. Это большая помощь красоте, чем та, которую можно купить в апте­ках. Это то, откуда исходит настоящая красота, и если кто-то хочет воз­родить красоту, то это будет её составляющей. Молодой человек может хорошо выглядеть, не имея многого внутри себя. Но настоящую красоту человека можно увидеть, наблюдая за ним. Будда часто производил на людей именно такое впечатление, он просто шёл по улице, а люди на­чинали идти за ним и становились его учениками, увидев его лишь од­нажды. В одно мгновение Рахула, его сын, возгордился от того, что был таким же прекрасным, как его отец. Будда тут же исправил его и сказал: «Ко всем формам нужно относиться так: это не моё, это не я, это не материально».

Следующее из одиннадцати благ - это «Быть неподвластным ни ог­ню, ни яду, ни стрелам». В наши дни люди не бросают стрелы, но они применяют оружие и дубинки, по-прежнему в ходу яд и огонь. Совсем необязательно, что вы становитесь непобедимым, но значит, что чело­век с большой любовью в своём сердце, как правило, не оказывается в подобных ситуациях. И если такое и произойдёт, его сердце не будет ранено. То, чем он обладает, - может быть, но сердце - никогда. Человек непобедим в своём сердце, потому что он не способен ненавидеть.

«Умереть спокойной смертью». Мы все когда-нибудь умрём. Мо­мент смерти очень важен, потому что это момент возрождения, факти­чески, это наш день рождения. Все говорят о смерти как о чём-то очень печальном, исполненном горечи и страдания. Если смерть переживается осознанно, и человек наполнен любящей добротой, тогда это хороший день рождения. Всё это действительно так, если только речь не идёт об Архате. Наша привычная манера мышления и чувствования останется с нами в конце жизни, в самый миг смерти. Привычную модель мышле­ния нельзя поменять в одно мгновение. Если это была любящая добро­та, то тогда в сердце будут осознанность, мир и безопасность, и не будет места страху. Миг смерти должен быть благоприятным, поскольку он является началом следующего жизненного цикла.

Любящую доброту можно взращивать в своём сердце с великим бла­гом для нас самих же. Однажды кто-то сказал, и сказал совершенно верно: «Это путешествие эго». Это так. До тех пор, пока у нас есть эго, каждое путешествие, которое мы совершаем, это путешествие эго. Но, по крайней мере, это путешествие идёт в нужном направлении. Оно идёт по направлению к конечному пункту - отсутствию эго - посколь­ку, чем больше в нас любви, тем меньше в нас эго. Чем меньше стано­вится наше эго, тем больше любви течёт из нашего сердца. Когда вы принимаете в своё сердце других людей, ваше «я» должно подвинуться, чтобы освободить для них место. Совершенно естественно, что другие получают от этого пользу, но это находится на втором плане. Единст­венный человек, которого мы можем вести к освобождению, это мы сами. Каждый человек должен идти один, в полном одиночестве. Лю­бой, кто хочет прийти также один, приветствуется. Наш фургон боль­шой, и в нём ещё недостаточно много людей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...