Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Медитация влияет на нашу жизнь 7 глава




Мы называем это Зажатый гордыней. Зажатость проявляется в не­способности принимать новые идеи и взгляды. Гордыня - это точка зрения, и всё новое означает опасность для того, на чём покоится эта гордыня. Для гордого человека очень трудно учиться чему-то новому. Такой человек обычно говорит: «Я знаю» без всякого знания.

Умеющим легко говорить... Человек, который легко говорит, - это человек, который не прибегает к злости, ярости и гневу при малейшей провокации, тот, кто заинтересован в том, что говорят другие, кто умеет слушать. Слушание - это искусство, которое большинство людей не развили. Умение легко говорить рождает хорошие отношения с другими людьми. Другие могут быть уверены в том, что такой человек сопере­живает, он будет слушать, не будет обвинять и попытается помочь.

Легко говорить - не означает пустую болтовню, разговор ради разго­вора. Это значит быть человеком, заслуживающим того, чтобы с ним поговорили, человеком, развивающим сострадание в собственном серд­це. Без сострадания невозможно легко разговаривать, потому что чело­век постоянно думает о самом себе, а не о другом.

Все эти умения необходимы прежде даже упоминания о любви к ка­ждому. Эта беседа не приводит к всемирной любви, пока для этого ни создаются все необходимые условия.

Будда использовал сравнение, указывающее на различные типы лю­дей. Он сравнивал тех, кто слушает его, с четырьмя разновидностями глиняных горшков. У первой разновидности дырки в самом дне. В них вливают воду, и она сразу вытекает. Что услышано, тут же забыто. У второй разновидности есть трещины. После того, как вода залита, она начинает просачиваться наружу. К тому времени, когда человек такого типа встаёт со своего места и выходит за дверь, всё забывается. Третья разновидность заполнена до краёв. Это те люди, которые говорят: «Я знаю». Они или не слушают вовсе или то, что они слышат, не оказывает на них никакого влияния. В них невозможно ничего влить, они полны своим знанием и суждениями. Затем, есть горшки без дыр и без трещин, абсолютно пустые. В них можно наливать чистую новую воду, и она останется и будет освежающей и бодрящей для всех, кто станет пить её.

Следующее условие быть мягким... Мягкость - противоположна аг­рессивности. Мягкий человек воспитывает своё сердце до такого уров­ня, когда он винит себя, а не других. Винить себя полезно, потому что с этим можно работать. Видеть вину в других бесполезно. Обычно чело­веку просто перестаёт нравиться другой человек. Неприязнь, становя­щаяся недружелюбием, споры, или попытки убедить кого-то в чём-то - всё это бесполезно. Мягкий человек - это человек, смотрящий вовнутрь, он сверяет себя с разумностью.

Быть довольным... Довольный человек - это лёгкий человек. Нам надо быть довольными своей ситуацией, нашими партнёрами, нашими доходами, нашими взглядами и нашим знанием. Это не значит, что надо становиться самодовольным. Удовлетворение и самодовольство - это не одно и то же.

Самодовольство говорит: «У меня всё хорошо. Я в порядке. Я сделал всё, что мог». Удовлетворение говорит: «То, как всё происходит, обес­печивает условия для моего роста». Удовлетворение необходимо для покоя. Неудовлетворённость создаёт всё беспокойство в сердце и в ми­ре. Неудовлетворённость заставляет нас делать самые абсурдные вещи с целью изменить то, что мы считаем причиной. Мы спорим, пытаясь изменить людей, с которыми мы живём, страну, в которой мы живём, пи­щу или идеологию, а может быть даже и религию. Из-за чего всё это? Из-за того, что мы не довольны. Такие действия никогда не принесут удовлетворения. Единственный способ, который приносит удовлетво­рение, - когда мы меняем самих себя. Это нельзя делать с неудовлетво­рённостью. Это можно делать только через терпение и постоянные уси­лия, когда есть хотя бы небольшое понимание происходящего. Без по­нимания ничто действительно не может произойти.

Легко удовлетворяемым... Быть человеком, которого легко удовле­творить, означает, что у нас нет большого количества личных требова­ний; не потому что мы подавляем их, а потому что мы видим, что они не делают нас счастливыми. Мы не гоняемся за разными новыми одеж­дами, мебелью, едой или другими материальными объектами. Это соз­даёт удовлетворение, поскольку мы довольны тем, что у нас есть. Мы понимаем, что не имеет значения, что мы купим или приобретём, всё это постареет и износится и, в конце концов, нам надо будет это выбро­сить. Здесь нет ничего общего с довольством в разуме. Есть основные требования, чтобы жить без большой нужды, но нам не нужно такое большое количество различных форм, цветов и размеров для того, что­бы жить в довольстве.

Желание болезненно, поскольку оно указывает на недостаток. Если мы довольствуемся малым, мы уходим от желания, потому что мы хо­тим уйти от страдания, от дуккхи. Если мы получаем то, что хотим, мы получаем моментальное удовольствие, если мы не можем получить это­го, мы расстраиваемся, и желание воскрешается позже. Это - никогда не кончающийся порочный круг, не ведущий нас к умиротворённости. Прежде, чем может возникнуть идея об истинной любви, нам надо уйти от некоторых желаний, так, чтобы эго не всегда находилось в центре всего нашего мышления.

Не поддающимся суматохе... Если у нас нет времени для внутренне­го анализа, для исследования себя, мы вряд ли сможем что-либо изме­нить. Если мы посещаем собрания и навещаем соседей и родственников, если мы создаем суету вокруг себя, изо дня в день не имея времени для медитации и созерцания, мы не можем обрести покой. Нам нужно время, чтобы создать спокойную обстановку вокруг и внутри себя.

Бережливым на своём пути... Бережливость - это добродетель. Она подразумевает уважение к работе, сделанной другими и уважение к их стараниям; мы не отбрасываем созданное ими при первом же признаке износа. Это также означает довольствоваться малым и не пытаться все­гда иметь самое лучшее. Всегда доступно что-то лучшее. Всегда есть больший телевизор, больший холодильник, машина поновее и больший дом, не говоря уже обо всех других возможностях. Им нет конца. Ис­пользовать жизнь для того, чтобы достичь их, - пустая трата времени, трата ценной человеческой жизни.

Бережливость означает, что мы можем быть довольны настолько ма­лым, насколько возможно, не пытаясь иметь так много, как возможно. Есть предел того, как мало мы можем взять, но нет предела тому, как много мы можем желать. Наши желания увели нас даже на луну. Что ещё можно здесь сказать? Кому нужна луна? Мы можем исследовать это и попытаться сделать бережливым наш жизненный стиль, потому что опять же в этом путь к умиротворению.

С успокоенными чувствами... Успокоение чувств - одно из важных свойств Будды. Наши чувства постоянно сбивают нас с пути. Мы видим что-то, что нам нравится, и мы хотим его, даже если это всего лишь цветок. Видение чего-то прекрасного ведёт людей к бестолковой актив­ности срезать, другими словами, убивать цветы, которые впоследствии не смогут радовать больше никого.

Осознавая, мы сможем научиться понимать, что слушать - это про­сто слушать, и видеть - это просто видеть. Слух - это только звук. Зре­ние - это только вид. Ум создаёт все представления вокруг наших чув­ственных ощущений, такие как: «Это прекрасно, и я это хочу. Это ужасно, и я даже не хочу это видеть и слышать снова». Наши ощущения в постоянном контакте с миром. Нам не надо быть слепыми и глухими и не иметь ощущения вкуса, прикосновения или запаха. В этом случае жизнь будет чрезвычайно сложной, но ощущения создают для нас мир иллюзий. Они волшебники, потому что во время контакта сразу же во­влекают ум в создание отражений. Смысл в том, чтобы оберегать двери ощущений так, что осознавая виды, звуки, прикосновения и запахи, не желать и не отвергать их. Это трудная, но очень важная часть освобож­дения от страданий.

Во времена Будды был религиозный учитель, учивший много лет, по имени Бахиа. Будучи многие годы благочестивым и уважаемым учите­лем, он думал о том, что он просветлённый. Долгое время у него не бы­ло сильных желаний или какого-либо гнева. Однажды ночью перед ним явился дэва (бог). Дэва сказал: «Бахиа, ты не просветлённый. Ты даже не знаешь путь к просветлению». Бахиа очень расстроился и сказал: «Что? Я не знаю путь к просветлению? Хорошо, тогда кто знает? Быст­ро скажи мне». Дэва ответил: «Будда знает путь к просветлению. Иди и увидь его».

Бахиа спросил, где находится Будда. Дэва объяснил и среди ночи Бахия встал и отправился искать Будду. Он пришёл утром, нашёл дом, где остановился Будда, но люди сказали: «Сожалеем, мы не можем по­просить Будду о чем-либо прямо сейчас. Он собирает пожертвования». Бахиа сказал: «Я пойду и найду его». Люди сказали: «Нет, нет. Не ходи. Он не отвечает на вопросы, когда собирает пожертвования». Но Бахиа нельзя было удержать. Ему очень хотелось выяснить, как стать просвет­лённым.

Он побежал вслед за Буддой и увидел, что он собирает пожертвова­ния на улице. Он поклонился перед ним и сказал: «Господин, я хочу задать тебе вопрос». Будда ответил: «Бахиа, ты пришёл не вовремя» Бахиа снова спросил и снова получил ответ: «Ты пришёл не вовремя» Тогда он спросил в третий раз, и Будда ответил: «Хорошо, Бахиа. Что ты хочешь узнать?» Бахиа сказал: «Я хочу знать, как стать просветлен­ным?» Будда ответил так: «Для тебя, Бахиа, видимое - это только то, что ты видишь глазами, слышимое - это только то, что ты слышишь ушами, осязаемое - это только то, что ты чувствуешь руками». Бахиа поблаго­дарил его и удалился.

Вечером, когда Будда шёл с монахами, он увидел Бахиа лежащим мёртвым на краю дороги. Он был убит бежавшим жеребцом. Будда ска­зал: «Бахиа стал просветлённым перед своей смертью». Бахиа практи­ковал тридцать лет, и без сомнений в других жизнях тоже, и смог сразу же понять, что имел в виду Будда. Когда мы видим что-то - это только видение. Но обычно мы придумываем историю о человеке или объекте, таким образом, возникает или желание или неприязнь. То же самое про­исходит с нашими ощущениями, включая познавание, мыслительный процесс. Все чувственные контакты каммически нейтральны, включая мыслительный процесс, пока мы не начинаем любить, желать, не лю­бить и отвергать. Бахиа понял это.

Сейчас возможно мы так же понимаем и можем практиковать. Это можно делать при любых обстоятельствах. Когда кто-то кашляет, когда хлопают дверями, лают собаки, когда происходит какое-то движение - всё это поводы для практики слышания только звука. Когда вы видите прекрасный цветок, просто смотрите, не говоря: «Я хочу посадить такой в моём саду», или «позвольте мне взять его, я поставлю его в вазу». Просто смотрите и следите за мыслительным процессом, который идёт вслед за чувственным контактом.

Про Архатов говорят, что успокоение чувств и освобождение от же­ланий придаёт им силу. Это сила преодоления себя, когда нечего при­обретать и нечего терять.

Успокоить чувства - не значит их не использовать, так же как и не значит подавлять желания. Это значит признание ощущений через внутренний взгляд - чем они являются на самом деле. Например, когда вы чувствуете боль в левой ноге, познайте это как ощущение прикосно­вения. Через контакт приходит ощущение, в данном случае неприятное. Из ощущения приходит суждение: «Это боль». Через суждение прихо­дит умственная формулировка этого: «Мне это не нравится. Мне надо уйти от этого». Точно также, как мы хотим убежать от неприятных ви­дов или звуков, здесь мы хотим убежать от неприятного ощущения. Эта практика, таким образом, означает быть осознанным и останавливать привычные реакции. По мере успокоения наших ощущений, наши желания уменьшаться, и с этим придёт некоторое умиротворение. Желания создают беспокойство и смятение в сердце. Чем сильнее желание, тем сильнее смятение, особенно, если желание не может быть удовле­творено. Не получать того, что хочется - это страдание. Успокоение ощущений ведёт к покою.

Умным... Интересно, что умственные способности должны быть одним из пятнадцати условий, потому что часто мы думаем, что люди ро­жаются или с высокими умственными способностями или без них. Очевидно, это не так. Если кто-то лежит в постели в течение трёх меся­цев, ему нужно будет снова учиться ходить. Если мы не используем свой ум, нам надо учиться думать. Интеллект необходимо и можно воспитывать через тренировку разума во время медитации. Если мы не ме­дитируем, нам очень трудно успокоить свой разум. Нетренированный разум идёт туда, куда ему хочется, от счастья к несчастью, от беспокой­ства к страху, от приподнятого настроения к депрессии, от желания к отвержению. Ум, натренированный в медитации, может применять свои врождённые способности, чтобы использовать все преимущества мышления. Необходимы умственные способности, чтобы понять учение Будды. Интеллектуальный разум - это подвижный разум, который мо­жет двигаться, но в определённом направлении. Он движется туда, куда хочет и при этом развивается. Он не направлен узко на свои старые и испытанные привычки, обычаи и традиции. У него есть возможность развиваться.

Не дерзким... Будда давал интересное сравнение мужчин и женщин. Он говорил: «Мужчины как вороны, сидящие вокруг, и высматриваю­щие чем бы им поживиться, а женщины как ползучие растения, пытаю­щиеся найти дерево для опоры». И тем и другим необходимо избавиться от этих качеств. Ворона - это пример дерзости. В нашей столовой воро­ны стащили кошачью еду. Это дерзко, не так ли? Они пробрались прямо в коридор и украли еду из-под носа кошек. Дерзость - это проявление самоуверенности. Самоуверенность может быть разной. Уверенность в себе основывается на удовлетворении, исходящем из чувства безопас­ности. Тогда нет необходимости в агрессивности. Никому не нравятся дерзкие люди, уверенные в себе настолько, что обращаются с другими как те вороны. Но уверенный в себе человек может стоять на своих соб­ственных ногах без страха, полагаясь на свои способности и возможно­сти. Нет необходимости в том, чтобы об этом знали другие. Это под­держивает не уверенность в себе, а эго.

Не поддающимся эмоциям толпы... Если кто-то разозлился, мы не злимся вместе с ним. Если кто-то опечалился, мы не печалимся вместе с ним. Если кто-то плохо относится к другому человеку, мы не соглаша­емся с этим, потому что об этом интересно поговорить. Наши эмоции находятся под контролем.

Когда мы не контролируем чувство страха, мы можем пережить па­нику. Когда мы не контролируем чувство ненависти, мы возмущаемся. Когда мы не контролируем свои собственные эмоции, нас поглощают другие - сплетни, клевета, паника, мятеж, война. Чтобы не поддаваться эмоциям толпы, нам надо взаимодействовать со своими собственными чувствами и доверять им. Мы знаем, когда они полезные, а когда не полезные.

Воздерживающимся от путей, которые отрицают мудрые... Это пятнадцатое условие, которое значит не нарушать пять заповедей:

1. Я принимаю обет воздержания от убийства живых существ.

2. Я принимаю обет воздержания от того, чтобы брать то, что не дают.

3. Я принимаю обет воздержания от неправильного поведения в сексе.

4. Я принимаю обет воздержания от ложных речей.

5. Я принимаю обет воздержания от алкоголя и одурманивающих веществ.

Каждый разумный человек посчитает нарушение какого-либо из этих обетов достойным порицания. Злость и гнев также достойны осуж­дения, и интересно заметить, как много людей хотят от этого избавить­ся. Не только потому, что это ошибка, но и потому что это даёт ужасные ощущения. Жадность и желание вряд ли осуждаются, тогда как оба одинаково разрушительны для духовного роста. Оба упомянуты здесь как часть подготовительной работы к тому, чтобы почувствовать на­стоящую любящую доброту к другим людям.

Нам не надо никуда ходить, чтобы спросить мнение другого челове­ка. У всех у нас есть сознание, которое совершенно ясно говорит нам о том, что заслуживает обвинения. Но мы всё объясняем: «Да, но я выну­жден делать так, потому что...» и далее следует список «потому что»: «потому что она так ужасна, потому что он не разрешает мне, потому что они всегда говорят». Нам надо остановиться, зная: «Это достойно обвинения». Знать, что мысль, речь или действие вредны, - этого доста­точно. Просто знать, поскольку это удержит нас от повторения того же действия снова и снова. Нам не надо расстраиваться из-за себя, говоря: «Я ужасен, что за ужасные вещи я думаю, говорю или делаю?» Это не любящая доброта. Мы сами являемся частью любящей доброты.

Нет объяснения, нет оправдания. Наши поведенческие привычки ещё не совершенны, и это даёт нам поле деятельности: воспитание та­ких умений. Вот эти пятнадцать условий, которые являются начальны­ми факторами воспитания чувств к другим. Только в следующих стихах Будда говорит о любви к другим.

Беседа продолжается словами: Вот мысль, которая всегда должна быть в вас:

«Пусть все существа будут счастливы и в безопасности, и пусть их сердца радуются внутри их самих...» Если бы эта мысль была с нами всегда, у нас никогда и ни к кому не было бы негативных мыслей.

Затем в беседе перечисляются различные качества существ:

 

Будут ли они хрупкими или сильными,

Без исключения, будут ли они высокими или низкими

Или средними, или будут они большими или маленькими,

Или полными, видимыми или невидимыми,

Обитают ли они далеко или близко,

Те, кто здесь, те, кто ищет существования...

 

Наши любящие мысли должны идти ко всем существам, живым или ищущим воплощения, людям или животным, какого бы то ни было раз­мера или формы, видимым или невидимым, в любом мире, всех без ис­ключения. Мы можем видеть только животных и людей, но это не зна­чит, что есть только эти существа. То, что наше зрение не позволяет нам видеть ничего другого, не означает, что больше ничего не существует. К примеру, пчёлы могут видеть ультрафиолетовые лучи, а мы не можем. Собаки могут слышать звуки такой высокой частоты, что мы не можем их различить. То, что невидимо или неслышимо для нас, всё же сущест­вует.

Пусть все существа радуются... Мы думаем, что все существа должны жить в гармонии и счастье. Мы учимся не причинять никому вреда, что значит, у нас есть уважение ко всем. Непричинение вреда лежит в наших намерениях. Пусть все существа будут счастливы и в безопасности, и пусть их сердца радуются внутри их самих. Если мы будем думать таким образом, внутри нас самих, и тех, кого мы встреча­ем, будут покой и безопасность.

Следующие строки говорят: Пусть никто не приносит другим раз­рушений и отчаяния никак и нигде... Пусть никто не причиняет другому боль. Даже, если совершено подлое действие, это не значит то, что мы презираем человека. Действие может не быть полезным, но мы прини­маем в расчёт неведение другого человека. Если мы презираем челове­ка, мы создаём плохую камму. Достаточно того, что другой человек уже делает это.

Просто как мать, рискуя жизнью, любит и защищает своё дитя, своё единственное дитя, так и каждый должен воспитывать это чув­ство безграничной любви ко всем живущим в этой вселенной... Если бы мы только могли представить себя матерью каждого - а это вполне воз­можно уже было в других жизнях - тогда у нас мог бы быть правильный подход к тому, как относиться к другим людям, к каждому. Таковы предписания Будды, и он упоминает их как указания, как руководство. Однажды он упомянул о том, что если положить кости всех отцов и ма­терей, которые были у нас во всех наших прошлых жизнях, одно к од­ному, они опояшут земной шар бесчисленное количество раз. Если у нас столько отцов и матерей, у нас должно быть столько же детей. Если мы можем думать в масштабах всей вселенной, а не только о своих соб­ственных двух детях дома, тогда мы можем расшириться до такой сте­пени, когда наша любовь простирается на многих людей. Если всё чело­вечество - наши дети, мы, конечно же, не будем ждать, что они все со­ответствовали нашим представлениям о том, какими они должны быть или, как они должны себя вести. Все они не «моё». Когда мы думаем об этом таким образом, мы немного меньше цепляемся за то, что называем «нашим». Мать рискует жизнью, защищая своего ребёнка, говорил Буд­да. Это то, как мы должны чувствовать себя по отношению к каждому.

Выполнять это кажется невозможным, но это действительно то руководство, которое показывает, чего нам не хватает в нашей любви к другим. Это становится очень очевидным, когда мы сравниваем чувства к своим детям и чувства к соседским детям. Что же говорить о всех существах во всей вселенной? Нет ничего нереального в том, чтобы пред­ставить возможность развития внимания, любви, заботы ко всем суще­ствам, особенно, если мы видим, что они страдают.

Будда сидел каждое утро в медитации и затем, говорят, раскидывал сеть своего сострадания. Своим божественным оком (ясновидением) он находил того, кто мог бы получить пользу от его учения. Затем он шёл к этому человеку и учил его Дхамме. Он делал это сорок пять лет, прохо­дя большие расстояния к этим людям. Такое сострадание - это состра­дание Просветлённого. Мы можем развивать чувство материнства по отношению к другим, когда мы видим их трудности, так как видел их Будда, бросая сеть своего сострадания.

Простирающейся от простого осознания, Вверх и вниз и по всему миру... Любовь ко всем существам распространяется от возвышенности подсознания, от сознания, которое не пронизано человеческими про­блемами. Это сознание, возвышенное через медитацию, которое прив­носит изменения осознания. У обычного сознания всегда есть какие-то проблемы, которые без конца обдумываются, это как крыса, грызущая дерево. Когда сознание пропитывается любящей добротой и сострада­нием, у него появляются два состояния - оно сфокусировано и свобод­но от светских размышлений. Такое сознание не обеспокоено.

Не обеспокоенный, свободный от ненависти и враждебности... Это не означает, что мирские проблемы исчезнут. Они не исчезнут никогда. Если оглянуться назад на миг, сможете ли вы вспомнить любой день в последние двадцать лет, когда вам не надо было ничем заниматься? Не обеспокоенный ум может быть свободным от ненависти и враждебно­сти, потому что не обеспокоенный разум - это счастливый разум, счаст­ливый разум не может ненавидеть.

Пока он стоит и пока он идёт и сидит

Или лежит без дремоты

Он должен быть нацелен на эту разумность -

Это святой обет, говорят здесь.

В каком бы положении вы ни находились, стояли, сидели, шли или лежали, но ещё не спали, вы можете воспитывать в себе любящую доб­роту. Заботливы в любви как мать ко всем существам. Разве не обреме­нительно для сердца и разума - любить только одного, двух, трёх или даже четырёх или пятерых людей, в то время, когда на земле живёт че­тыре миллиарда людей, достойных любви.

Если вы отец или мать, вам не трудно было бы измерить свои чувст­ва по отношению к другим, потому что вы знаете, что вы чувствуете по отношению к своим собственным детям. Вы помните также, как вела себя по отношению к вам ваша собственная мать. Со своим собственным опы­том, как основой, мы можем попытаться распространить свою любовь дальше.

Это святой обет, говорят здесь... Божественная жизнь прямо здесь, на земле. Это создаёт чувство полного спокойствия, безопасности и умиротворения и все другие благостные чувства сопутствуют этому. Последнее приводит к созданию разума, который быстро концентриру­ется, что является одним из одиннадцати благ любящей доброты. Это божественный путь жизни сейчас. Нам не надо ждать, пока мы достиг­нем мира богов.

Но когда кто-то живёт, не придерживаясь никаких взглядов,

Добродетельный, с совершенным озарением

Без жадности к чувственным удовольствиям,

Он никак не окажется больше в новой утробе.

Это описание Архата. Но когда кто-то живёт, не придерживаясь никаких взглядов... Любых взглядов! Единственно правильные взгляды - это четыре Благородные Истины, которые включают в себя просвет­ление. Точки зрения - это всегда точки зрения, не основанные на досто­верном опыте.

Назарудин, великий суфийский святой, однажды сказал: «Не пытай­тесь стать просветлёнными. Просто отбросьте все свои мнения и сужде­ния». Избавление от суждений не означает, что мы теряем разборчи­вость в том, что полезно, и что вредно в наших действиях. Но множест­во точек зрения, которые люди тащат на себе, заключает их в тюрьму их собственных состояний ума. Как должны они сами и другие люди го­ворить, вести себя и смотреть, что такое они сами и весь этот мир.

...добродетельный с совершенным озарением... Совершенное пони­мание достигается совершенной добродетелью как основой.

Без жадности к чувственным удовольствиям... Все чувственные желания почти что исчезли, а когда нечего желать, нет и страдания. Это дверь в Нирвану, свободу, в которой нет желаний.

Он никак не окажется больше в новой утробе. Перерождения нет! В начале этой беседы говорится о мирских умениях, правильности, чест­ности и отсутствия гордыни, и затем в нескольких коротких строках - о просветлении. Мы сначала развиваем в сердце любящую доброту до уровня любви ко всем существам так, как будто мы их мать, это даёт нам возможность медитировать, поскольку любящая доброта - это один из трёх столпов медитации. Из-за того, что мы всё время сохраняем осознанность, что означает быть «здесь и сейчас», мы освобождаемся от мнений о себе, о других, о всём мире. Утвердившись в добродетели, мы приобретаем понимание, затем следует просветление. Честный прямой путь без отклонений, оправданий, мы просто идём по нему.

В этом смысл так хорошо знакомой беседы, известной на словах, но не так хорошо знакомой в делах. Будда дал нам чёткое руководство как очистить сердце, как устроить нашу жизнь внутри и вокруг себя. В ней есть всё, что можно взять для себя, но никто не может сделать это за другого. Вы должны сделать это сами для себя.

Однажды был человек, который пришёл к Будде и сказал, что он хо­чет задать ему вопрос. Он сказал, что несколько лет назад слушал речи Будды, и за эти годы он встретил много монахов - учеников Будды. Не­которых из них он знал достаточно близко и обнаружил, что они очень сильно изменились. Они стали любящими и добрыми, мудрыми и тер­пеливыми, но другие не изменились совсем. Были даже такие, кто стал ещё более нетерпелив, чем был раньше, стал менее любящим, а некото­рые были очень недобрыми. Он встречал всех этих монахов, слушаю­щих те же самые беседы. Он хотел бы знать, почему это возможно.

Будда сказал: «Какой твой родной город?» И мужчина ответил: «Я из Раджагаха». Будда сказал: «Ты бываешь иногда в Раджагахе?» Муж­чина ответил: «Я часто бываю там. У меня там дело и семья». Тогда Будда спросил: «Ты знаешь путь в Раджагаху?» Мужчина ответил: «Я знаю его так хорошо, что могу дойти туда даже во тьме. Мне даже не надо видеть его, я знаю его очень хорошо». Будда спросил: «А если кто-нибудь ещё захочет узнать, как попасть в Раджагаху, сможешь ли ты объяснить дорогу?» Мужчина сказал: «Если ты знаешь кого-то, кто хо­чет попасть туда, пришли их ко мне, поскольку я действительно могу дать точное объяснение, как туда попасть. Я ходил этим путём много раз». Будда сказал: «Я верю тебе. Но если тебе придётся объяснить ко­му-то, как попасть в Раджагаху, а этот человек возьмёт, и останется здесь в Бенаресе, будет ли это твоя вина?» Мужчина сказал: «Конечно, нет. Я только тот, кто показал путь». Будда ответил: «Также и я. Я лишь показал путь».

Всё, что вы слышали, записывали или уже знали, - это только, указа­тели, вешки, указывающие правильное направление. Но пока мы не начнём сами идти по этому маршруту, мы останемся путешественниками, прикованными к своему креслу. Беседу о любящей доброте нужно воплотить в реальность. В ней немного слов, каждое имеет значение и указывает на что-то.

Будда сказал также: «Если бы это не было возможно, о монахи, де­лать любое добро, я бы не говорил вам делать его. Это возможно» Он сказал, что возможно воспитывать материнскую любовь ко всем суще­ствам в своём сердце. Также возможно стать просветлённым, иначе он не призывал бы всех своих учеников к этому. И конечно, возможно, чтобы у вас были только мысли о непричинении вреда и сострадании. Мысли очень важны. О том, какие мысли должны быть, также говорит­ся в этой беседе. Мышление определяет то, создаём ли мы внутри сумя­тицу, тяжесть, раскол или же покой и счастье.

Беседа начинается с того, что нужно делать для обретения состоя­ния покоя. Это не то, что мы делаем для других. Мы делаем это только для себя, и это настоящая мотивация. Именно так, потому что мы сами можем действительно изменить себя. То, что другие получат пользу от нашей любви, - это уже следующий шаг. На первом месте наше собст­венное очищение, и это должно быть главным. В первую очередь мы должны установить в своём разуме любовь и чистоту. Эти составляю­щие идут вместе, потому что любящий разум - это разум, в котором нет суматохи. Разум, в котором нет суматохи, - это разум, который ясно думает и выражается.

Когда мы установили в себе намерение очищаться, мы можем ис­пользовать эту речь с большой пользой для себя, проверяя себя: «Что я делаю? Следую ли я этому?» Это один способ убедиться, что мы не сбились с пути. Не нужно винить себя. Вполне возможно изменять свои мысли. Это не так трудно. Чем больше мы медитируем, тем легче это получается. Мы обретаем силу в своём разуме, что делает возможным менять наши мысли по желанию. Тот, кто обрёл озарение, становится хозяином своих мыслей.

 

Глава 9. Четыре вида счастья

У нас есть одно общее, что движет нами во всём, что мы делаем - это наш поиск счастья. Каждый человек ищет счастья, но немногие на­ходят его. Первая и вторая Благородные Истины в учении Будды ясно указывают, что мирское счастье - это миф, и тем не менее мы никогда не отказываемся от надежды достичь его. Это хорошо, поскольку в об­ратном случае мы находились бы в постоянной депрессии, не находя того, что могло бы сделать нас безусловно счастливыми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...