Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Темы разделов дисциплины для очной формы обучений




СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА

 

Учебно-методическое пособие

 

для обучающихся по направлению подготовки

37.03.01 Психология

 

 

Севастополь – 2017г.


УДК УДК 37.013,42+364-78]:159.9(072)

ББК 74.6

Терницкая, С.В.

Социальная педагогика и социальная работа Учебно-методическое пособие [Текст] / С.В. Терницкая. ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского». – Симферополь, 2017. – 69 с.

Рецензенты учебного издания:

Фамилия, инициалы рецензента, ученая степень, звание

 

 

Учебно-методическое пособие «Социальная педагогика и социальная работа» разработано в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования. Практическая ценность данного пособия состоит в том, что в нем содержатся материалы, необходимые для изучения и преподавания дисциплины. Значительное место в данном пособии отведено анализу трудных социально-педагогических ситуаций. Этот вид учебной деятельности поможет будущему специалисту психологу научиться активно использовать их социально-педагогический потенциал, применять на практике современные социально-педагогические знания.

Для преподавателей и обучающихся по направлению подготовки 37.03.01 Психология очной и заочной форм обучения, а также для всех, кто интересуется проблемами современной педагогики.

 

Рекомендовано к присвоению грифа Ученым советом ФГАОУ ВО
КФУ им. В.И. Вернадского»

от __________ 20____ г.

протокол № _____

© Терницкая С.В., КФУ, 2017

СОДЕРЖАНИЕ

 

Пояснительная записка……………………………………………..……………….4

Содержание дисциплины………………………………………...……………….…8

Раздел 1. Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики ………………………………………..…………..………….…............16

Раздел 2. Основы социальной работы ……………....………………...………….34

Примерные вопросы для промежуточной аттестации…………..………............53

Результаты обучения по дисциплине……………………………………………..56

Формы промежуточной аттестации и виды оценочных средств.....................…80

Формы текущего контроля и виды используемых оценочных средств по дисциплине………………………………………………………………………….59

Методические материалы, определяющие процедуры оценивания знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующие этапы формирования компетенций……………………………………………………….69

 

 


Пояснительная записка

Учебно-методическое пособие по социальной педагогике и социальной работе разработано в соответствии с ФГОС ВО № 946 от 07. 08. 2014 г. и содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и практическим занятиям, методические рекомендации по организации самостоятельной и практической работы обучаемых, контрольные задания для текущей и промежуточной аттестации и др.

Курс «Социальная педагогика и социальная работа» включен в федеральный компонент государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и относится к вариативной части основной образовательной программы бакалавриата по направлению подготовки 37.03.01 Психология.

Изучением дисциплины достигается ознакомление обучающихся с основными принципами социальной педагогики и социальной работы; понимание особенностей социально-педагогической работы в современных условиях; овладение обучающимися диапазоном знаний и умений по сущности, специфики, формам, методам работы с детьми и молодежью разных социальных категорий; профессионально-педагогическая подготовка к осуществлению социально-педагогической и социальной работы в учреждениях школьного и внешкольного образования, социально-педагогической поддержки различного типа клиентов.

Для изучения «Социальной педагогики и социальной работы» обучающийся должен владеть знаниями, которые сформированы в ходе изучения дисциплин «Анатомия ц.н.с.», «Нейрофизиология», «Математическая статистика», «Педагогика», «Психофизиология», «Психогенетика», «Экспериментальная психология», «Психодиагностика», «Психология развития и возрастная психология», «Дифференциальная психология», «Психология стресса»

Знания и навыки, полученные обучающимися в результате изучения данной дисциплины, необходимы для последующего углубленного изучения дисциплин: «Психология семьи», «Психология социальной работы», «Социальная психология», «Организационная психология», «Основы консультативной психологии»

Цель дисциплины: формирование у будущих специалистов научного представления о профессии, научной социально-педагогической картины мира, которым предстоит в своей профессиональной деятельности работать с людьми в разнообразных сферах и областях социума.

Задачи дисциплины:

– сформировать основные понятия и представления о важнейших концепциях социальной педагогики и социальной работы;

– сформировать соответствующие профессиональные компетенции и компетентности;

– обеспечить овладение обучаемыми знаниями о сущности процесса социализации, его закономерностях и принципах;

– создать условия для овладения практическими умениями и навыками социальной работы;

– научить обучаемых наблюдать, выявлять и оценивать результат социализации;

– изучить процесс социализации (структурные компоненты, принципы, подходы, содержание, механизмы, агенты, факторы и условия, методы, технологии).

– познакомить с особенностями содержания, форм, методов социального воспитания в различных типах и видах воспитательных учреждений.

– изучить и проанализировать функций социальных институтов, их характеристики.

– сформировать способности к интеграции, систематизации и применения полученных функциональных знаний, умений и навыков в решении профессиональных задач.

 

Решение поставленных задач позволит перевести усвоенные обучаемыми знания, умения и навыки в готовность и способность к выполнению конкретных профессиональных функций. Эффективность усвоения обучаемыми содержания названного учебного курса значительно возрастает при реализации принципов личностно-деятельностного и уровневого подходов в организации его изучения.

В результате освоения данной дисциплины студент должен овладеть следующими компетенциями: способностью к выявлению специфики психического функционирования человека с учётом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК – 4); способностью к проведению стандартного прикладного исследования в определённой области психологии (ПК – 8); способностью к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК – 9); способностью к реализации психологических технологий, ориентированных на личностный рост сотрудников организации и охрану здоровья индивидов и групп (ПК – 14).

Овладение компетенциями подразумевает:

Знание:

- Конституции Российской Федерации, Декларации о правах ребенка, своих гражданских прав и обязанностей, законов Российской Федерации и нормативных документов органов управления в сфере образования и социальной сфере;

- основных категорий и понятий социальной педагогики и социальной работы;

- законов и закономерностей социального развития личности и организации процесса социальной работы;

- объективных связей обучения, образования, воспитания и развития личности в социуме;

- способов, методов, механизмов, технологий организации различных видов деятельности с обучаемыми и воспитанниками, способов взаимодействия и интеграции сил при организации процесса социализации личности;

- основных подходов к организации взаимодействия в построении процесса социального воспитания;

- различных способов и технологий использования диагностики личности в организации коррекции личности и процесса социального воспитания.

Умение:

- использовать методы социально-педагогической и психологической диагностики, изучать коллектив и индивидуальные особенности обучаемых;

- применять понятийно-категориальный аппарат социально-педагогической науки;

- применять активные методы и технологии социальной работы, социально-педагогического взаимодействия специалистов в решении социальных задач;

- применять инструментарий социально-педагогического анализа и проектирования;

- применять различные методы и методики по выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся и воспитанников

- составлять документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности.

Владение:

- понятийным аппаратом социальной педагогики и социальной работы;

- системой понятий социальной педагогики и социальной работы: социализация, агенты социализации, социальное воспитание и его компоненты, социально-психологические технологии, социальная работа, социальная поддержка, социальная помощь, социальная защита и др.;

- способами и технологиями организации диагностики личности в процессе социализации личности, организации межличностного взаимодействия и совместной деятельности по применению результатов диагностики в коррекционных процессах;

- навыками контакта с аудиторией;

- навыками организации самостоятельной работы обучаемыми;

- приемами контроля знаний, публичной речи, морально-этической аргументации, организации дискуссии и круглых столов, практического анализа логики различного рода рассуждений;

- навыками осуществления своей деятельности в различных сферах общественной жизни.

Итогом курса является экзамен. При его проведении в билет включается два теоретических вопроса и один практический.

Результирующая оценка складывается из многих компонентов. В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на практических занятиях, написание конспектов, ведение терминологического словаря, выполнение самостоятельной и практической работы, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов, посещаемость занятий.


Содержание дисциплины

Динамичное изменение социально-экономической ситуации в обществе, усиление конкуренции в социальной сфере требуют не только знать теорию и практику решения данных проблем, но и ориентироваться на поиск новых подходов, принципов, технологий, средств решения профессиональных задач этой сфере. Учебная дисциплина «Социальная педагогика и социальная работа» интегрирует содержание педагогических, психологических, медицинских, правовых, социологических и других учебных дисциплин, на основе синтеза базовых знаний, умений и навыков, полученных из них, формируются необходимые для обозначенной деятельности профессиональные компетенции.

Вместе с тем данный курс отличают специфические особенности, к которым можно отнести: практический и прикладной характер обучения, дидактическое оснащение, логика построения и структурирования содержания учебного материала в соответствии с задачами выдвинутыми во ФГОС ВО. Эти особенности детерминированы особенностями интеграции социально-профессиональных, психолого-педагогических знаний, умений и навыков и перенос их в функциональную плоскость. Существенным отличием данного учебного курса является объединение целей управленческой науки и учебной дисциплины. Первая цель связана с получением обучаемыми объективно нового знания, раскрытием законов, закономерностей, механизмов и явлений в организации социального воспитания и социальной работы. Вторая цель связана с усвоением систематизированных, дидактически структурированных научно-прикладных знаний, умений и навыков, с формированием познавательных и профессионально ориентированных интересов и способностей, профессионально важных личностных качеств обучаемого.

Лекции. Посещение и активная работа обучаемого на лекции позволяет сформировать базовые теоретические понятия по дисциплине, овладеть общей логикой построения дисциплины «Социальная педагогика и социальная работа», усвоить закономерности и тенденции, которые раскрываются в данной дисциплине.

При этом обучаемому рекомендуется быть достаточно внимательным на лекции, стремиться к пониманию основных положений лекции, а при определенных трудностях и вопросах, своевременно обращаться к лектору за пояснениями, уточнениями или при дискуссионности рассматриваемых вопросов, получения от лектора собственной научной точки зрения как ученого.

Работа над материалами лекции во внеаудиторное время предполагает более глубокое рассмотрение вопросов темы с учетом того, что на лекции невозможно полно осветить все вопросы темы.

Для глубокой проработки темы обучаемый должен:

- внимательно прочитать лекцию (возможно несколько раз);

- рассмотреть вопросы темы или проблемы по имеющейся учебной, учебно-методической литературе, ознакомиться с подходами по данной теме, которые существуют в современной научной педагогической литературе (посмотреть монографии, статьи в журналах, тезисы научных докладов и выступлений).

Кроме того, обучаемый может при глубокой проработке темы пользоваться материалами, которые представляют эксперты, различные научные дискуссии и т.п.

Изучая тему в теоретическом аспекте обучаемый может пользоваться как литературой библиотеки СЭГИ, университета, так и использовать электронные и Интернет-ресурсы, обращаясь в другие библиотеки страны или других стран.

Задачи лекционных занятий:

- обеспечить овладение обучающимися знаниями по социальной педагогике и социальной работе в соответствии с требованиями ФГОС ВО № 946 от 07.08.2014 г.

- сформировать основные понятия и представления о важнейших базовых теориях социальной педагогики;

- обеспечить овладение обучающимися знаниями о сущности процесса социализации и социального воспитания, их закономерностях и принципах;

- помочь осмыслить механизм процесса социализации, т. е. его целей, содержания, форм, механизмов, этапов и фаз в процессе формирования личности.

Практические занятия.

Посещение и работа обучаемого на практическом занятии позволяет в процессе решения практических задач и коллективного обсуждения результатов их решения глубже усвоить теоретические положения, сформировать отдельные практические умения и навыки, формулировать выводы и предложения. Работа на практическом занятии, решение социально-педагогических задач дает возможность обучаемому всесторонне изучить дисциплину и подготовиться для самостоятельной работы. В процессе выполнения аудиторных практических работ обучаемый подтверждает полученные знания, умения и навыки, которые формируют соответствующие компетенции.

Задачи практических занятий:

- проверить понимание обучающимися содержания рекомендованной литературы;

- обратить внимание обучающихся на проблемные вопросы курса;

- оказать помощь обучающимся в выборе дидактических теорий и подходов, которые наиболее полно отвечают запросам и потребностям будущих специалистов социальной сферы;

- создать условия для овладения соответствующими компетенциями формирования процесса социализации;

- обеспечить формирование у обучающихся умений и навыков осуществления социально-педагогической деятельности и осуществления социальной работы.

- научить обучающихся наблюдать, выявлять и оценивать результат социальной и социально-педагогической работы.

Подготовка обучающихся к практическим занятиям

В организации практических занятий реализуется принцип совместной деятельности, сотворчества, общий поиск ответов учебной группой, возможность раскрытия и обоснования различных точек зрения обучаемых. Такое проведения занятий обеспечивает контроль за усвоением знаний и развитие научного мышления обучаемых.

Готовясь к практическому занятию, обучаемые должны:

1. Ознакомиться с рекомендованной литературой;

2. Рассмотреть различные точки зрения по вопросу;

3. Выделить проблемные области;

4. Сформулировать свою точку зрения;

5. Предусмотреть спорные моменты и сформулировать дискуссионный вопрос.

Требования к выступлениям обучаемых.

Одним из условий, обеспечивающих успех занятий, является совокупность определенных конкретных требований к выступлениям, докладам и дополнений обучаемых. Перечень требований к любому выступлению обучаемого примерно таков:

1) Связь выступления с предыдущей темой или вопросом.

2) Раскрытие рационального зерна проблемы.

3) Методологическое значение для научной, профессиональной и практической деятельности.

Разумеется, обучаемый не обязан строго соблюдать следующий порядок изложения, но все аспекты вопроса должны быть освещены, что обеспечит выступлению необходимую полноту и завершенность.

Важнейшие требования к выступлениям обучаемых – самостоятельность в подборе фактического материала и аналитическом отношении к нему, умение рассматривать примеры и факты во взаимосвязи и взаимообусловленности, отбирать наиболее существенные из них.

Если приводятся обучаемым примеры и факты то они должны быть существенными, по возможности перекликаться с профилем обучения и в то же время не быть слишком «специализированными». Примеры из области наук, близких к будущей специальности обучающегося «Психология».

Выступление обучающегося должен соответствовать требованиям логики: четкое вычленение проблемы, излагается ее точная формулировка; неуклонная последовательность аргументации именно данной проблемы, без неоправданных отступлений от нее в процессе обоснования; непротиворечивость и полнота аргументации; правильное и содержательное использование понятий и терминов.

Требования к представлению презентации обучаемыми.

При представлении презентации обучаемый должен показать: а) самостоятельность выполнения задания; б) глубину усвоения материала; в) способность формулировать выводы и принимать решения; г) способность вести дискуссию; д) способность отстаивать свою точку зрения, аргументируя те или иные теоретические или практические положения (решения).

Самостоятельная работа.

Самостоятельная работа обучающихся направлена как на более глубокое самостоятельное изучение теории, так и закрепление практических навыков и умений. Выполняя самостоятельную работу, обучающийся опирается на знания, умения и навыки, полученные в процессе аудиторной работы. Вместе с тем, самостоятельная работа требует от обучающегося дополнительной работы, включая тестирование, презентацию, доклад. Для выполнения самостоятельной работы обучающиеся могут использовать все доступные им источники информации, пользоваться знаниями, умениями и навыками, полученными в процессе изучения других дисциплин. Кроме того, при выполнении заданий для самостоятельной работы обучающиеся могут консультироваться с преподавателем, что позволяет ускорить процесс обучения или придать ему больший динамизм.

При подготовке, обучающийся должен правильно оценить вопрос, который он взял для выступления. Но для того, чтобы правильно и четко ответить на поставленный вопрос необходимо правильно уметь пользоваться учебной и дополнительной литературой. Обучающийся по завершению выполнения самостоятельной работы (задания) в установленные преподавателем сроки обязан представить свою работу для оценки преподавателя и защитить ее путем формулирования объяснений по выполнению практических заданий, раскрытия содержания теоретических вопросов, выступления перед группой обучающихся.

Практическая работа.

Практическая работа включает в себя задания для подготовки к семинарским занятиям, анализ нормативных документов, социально-педагогический анализ различных ситуаций (работа со случаем), составление рекомендаций специалистам по изучению и развитию личности, решение социально-педагогических задач.

В результате подготовки и выполнения практической работы студенты должны уметь: определять социально-педагогические возможности различных методов, приемов, методик, форм организации социальной работы; оценивать постановку цели и задач социальной помощи; ориентироваться в современных проблемах социальной работы, тенденциях её развития и направлениях реформирования. Обучающиеся также должны знать: взаимосвязь социально-педагогической науки и практики с социальной работой, тенденции их развития; принципы оказания социальной помощи; особенности содержания и организации социально-педагогического процесса в условиях разных типов и видов образовательных и социальных учреждений; формы, методы и средства социальной работы, их социально-педагогические возможности и условия применения; мотивацию обращения за социальной помощью; средства контроля и оценки качества социальной работы, социально-педагогические основы оценочной деятельности социального работника.

При такой подготовке занятия пройдет на необходимом методологическом уровне и принесет интеллектуальное удовлетворение всей группе.

Экзамен.

Завершающим этапом изучения дисциплины «Социальная педагогика и социальная работа» является промежуточная аттестация в виде устного (ОФО) или письменного (ЗФО) экзамена. При этом обучаемый должен показать все те знания, умения и навыки, которые он приобрел в процессе текущей работы по изучению дисциплины. Дисциплина считается освоенной обучаемым, если он в полном объеме сформировал установленные компетенции и способен выполнять указанные в данной программе основные виды профессиональной деятельности. Освоение дисциплины «Социальная педагогика и социальная работа» должно позволить обучаемому осуществлять как практическую так и научно-исследовательскую деятельность, что предполагает глубокое знание теории и практики данного курса.

Темы разделов дисциплины для очной формы обучений

Раздел Номер занятия Вид занятия Номер вида заня- тий Тема занятия Часы
Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики     Лекция   Социальная педагогика как отрасль знаний и учебный предмет.  
  Семинар   Социализация как социально-педагогическое явление  
  Лекция   Факторы и институты социализации  
  Семинар   Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка  
5,6 Лекция 3,4 Социально-педагогическая работа с отдельными целевыми группами  
  Семинар   Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних  
  Семинар   Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами (детей-инвалидов)  
  Семинар   Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема  
    Семинар   Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних  
Основы социальной работы   Лекция   Методологические основы социальной работы  
  Семинар   Социальная работа как наука, дисциплина и особый вид практической деятельности  
  Семинар   История социальной работы в России  
  Семинар   Социальная политика современного российского государства. Государственно-правовые основы социальной работы  
15,16 Семинар   Психологические, педагогические и коммуникативные основы социальной работы.  
  Лекция 6,7 Основные направления социальной работы в условиях реформирования в России  
  Семинар   Семья, дети и женщины как объекты социальной работы  
  Семинар   Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами  
  Семинар   Роль социальной работы в нормализации отношений между социально-этническими общностями. Миграция как проблема социальной работы  
  Семинар   Социально-педагогическая деятельность и социальная работа в профилактике семейного насилия  
        ВСЕГОаудиторных часов по дисциплине  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...