Лекция 1.1. «Социальная педагогика как отрасль знаний и учебный предмет»
План 1. Предмет, основные категории и функции социальной педагогики. 2. Социализация как социально-педагогическое явление. 3. Человек в процессе социализации. 4. Законодательная база социальной педагогики.
Практическое занятие 1.1. «Социализация как социально-педагогическое явление» Вопросы для обсуждения 1. История возникновения социальной педагогики (презентация). 2. Современные концепции социализации личности. 3. Этапы социализации. 4. Средства социализации. 5. Социально-психологические механизмы социализации. Приведите примеры. 6. Социально-педагогические механизмы социализации. Приведите примеры. 7. Составляющие процесса социализации. Роль воспитания в социализации. Лекция 1.2. «Факторы и институты социализации» План 1. Факторы социализации. 2. Социально-педагогическая характеристика институтов социализации личности 3. Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка. 4. Школа как институт социализации. 5. Социализация детей и молодежи в общественных объединениях. 6. Механизмы социализации.
Практическое занятие 1.2. «Семья как социально-педагогическая среда развития ребенка» Вопросы для обсуждения 1. Социально-педагогическая характеристика институтов социализации личности 2. Факторы социализации. 3. Семья как малая социальная группа. Функции семьи (презентация). 4. Семья как субъект социализации и воспитания. 5. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. 6. Социально-педагогическая работа с семьей. 7. Алгоритм социально-педагогической работы с неблагополучной семьей (презентация). 8. Технология социального партнерства (презентация).
Лекция 1.3 – 1.4 «Социально-педагогическая работа с отдельными целевыми группами» План 1. Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних. 2. Особенности социально-педагогической реабилитации маргинальных слоев населения. 3. Социально-педагогическое сопровождение детей с особями нуждами. 4. Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема. 5. Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. 6. Социально-педагогическая работа с заключенными, реабилитация лиц, вернувшихся из мест лишения свободы. 7. Основные направления и методы работы с неформальными молодежными объединениями (презентация). 8. Социально-педагогическая работа с людьми в кризисной ситуации.
Практическое занятие 1.3. «Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних» 1. Понятие, формы, виды и уровни отклоняющегося поведения 2. Основные принципы отклонения в поведении 3. Понятие профилактики, виды и уровни социально-педагогической профилактики (презентация). 4. Основные социальные институты, осуществляющие процесс профилактики отклонений в поведении детей и подростков. 5. Чем объясняется значительный рост случаев отклоняющегося поведения детей и подростков в последние годы? 6. Какие меры, способствующие повышению ответственности семьи за последствия девиантного поведения детей, вы можете предложить? 7. Почему, на ваш взгляд, уровень преступности в обществе остается относительно стабильным? Практическое занятие 1.4. «Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами» 1. Дайте определение понятий «инвалид», «дети-инвалиды», дети с ограниченными возможностями. В чем принципиальная разница данных понятий? 2. Основные направления помощи инвалидам 3. Детская инвалидность как социально-педагогическая проблема. 4. Основные проблемы детей с особыми нуждами.
5. Основные проблемы семей, воспитывающих детей-инвалидов. 6. Основные формы помощи детям инвалидам (презентация). 7. Помощь семьям, имеющим детей с особыми нуждами (презентация). 8. Технология комплексной поддержки родителей, воспитывающих ребенка-инвалида (презентация). 9. Основные принципы психолого-педагогического сопровождения данной категории клиентов.
Практическое занятие 1.5 «Зависимое поведение несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема» 1. Механизмы формирования зависимого поведения. 2. Социальные факторы, способствующие формированию зависимого поведения. 3. Основные направления профилактики зависимых форм поведения. 4. Уровни профилактики зависимого поведения у несовершеннолетних (презентация) 5. Программное обеспечение профилактики зависимого поведения у несовершеннолетних. 6. Методика «Прямое вмешательство» (презентация). 7. Методика «Оценка мотивации» (презентация). 8. Методика «12 шагов» (презентация) 9. Методика «Группы взаимопомощи» (презентация). Практическое занятие 1.6 «Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних» 1. Типология клиентов и целевых групп в профилактике суицидального поведения. 2. Факторы риска суицидального поведения (презентация). 3. В чем сходство и различие суицидального поведения у подростков и взрослых? 4. Основные направления деятельности по взаимодействию с несовершеннолетними, имеющими суицидальные мысли, намерения или поведение. 5. Шаги неотложной помощи (кризисной интервенции) (презентация). Практическое занятие 1.7 «Социально-педагогическая работа с людьми в кризисной ситуации» 1. Подходы к определению кризиса. 2. Виды кризисов. 3. Помощь людям, находящимся в кризисной ситуации. 4. Технология взаимодействия с человеком в кризисном состоянии (презентация). 5. Технология помощи людям, перенесшим утрату (презентация). Методический комплекс по изучению раздела. (заочная форма обучения) План. - Лекция 1.1. «Социальная педагогика как современная отрасль теории и практики педагогики» - Лекция 1.2. «Социально-педагогическая работа с отдельными целевыми группами»
- Практическое занятие 1.1. «Профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних. Зависимое поведение несовершеннолетний как социально-педагогическая проблема» - Практическое занятие 1.2. «Социально-педагогическое сопровождение семей с особыми нуждами (детей-инвалидов)» - Практическое занятие 1.3. «Социально-педагогическая профилактика суицидального поведения несовершеннолетних. Работа с людьми в кризисной ситуации» - Самостоятельная работа № 1 - Практическая работа № 1 - Работа со случаем - Вопросы для самоконтроля - Текущее оценивание по разделу. Фронтальный опрос - Рекомендованная литература
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|