Методический комплекс по изучению раздела.
(заочная форма обучения) - Лекция 2.1. «Основы социальной работы» - Практическое занятие 2.1. «Семья, дети и женщины как объекты социальной работы» - Практическое занятие 2.2 «Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами. Миграция как проблема социальной работы» - Практическое занятие 2.3 «Социально-педагогическая деятельность и социальная работа в профилактике семейного насилия» - Самостоятельная работа № 2 - Практическая работа № 2 - Работа со случаем - Вопросы для самоконтроля - Текущее оценивание по разделу. Тестирование - Рекомендованная литература
11. Лекция 2.1. « Основы социальной работы » План 1. Социальная работа как наука и дисциплина. 2. Социальная работа как особый вид практической деятельности. 3. История социальной работы в России. 4. Социологические основы социальной работы. 5. Политологические основы социальной работы. 6. Специфика современного Российского государства как основного социального института общества (презентация). 7. Крещение Руси и его влияние на развитие благотворительности
Практическое занятие 2.1. «Семья, дети и женщины как объекты социальной работы» Вопросы для обсуждения 1. Социальные проблемы семьи 2. Социальная защита семьи. 3. Социально-экономические особенности молодой семьи. 4. Социальная защита дошкольников и школьников. 5. Особенности социальной защиты и социализации воспитанников детских домов. 6. Сущность и эволюция «женского вопроса». 7. Социальное положение женщин в России. 8. Государственная политика по улучшению положения женщин Практическое занятие 2.2 «Социальная работа с пожилыми и инвалидами. Миграция как проблема социальной работы»
Вопросы для обсуждения 1. Понятие инвалидности и ее виды. 2. Правовые основы социальной защиты инвалидов. 3. Медико-социальные аспекты защиты инвалидов. 4. Социальное положение и психологические особенности пожилых людей. 5. Пожилой человек в семье. 6. Социальное обслуживание и обеспечение пожилых людей. Социальное попечительство над пожилыми людьми. 7. Понятие миграции. 8. Социологический аспект социальной работы с мигрантами. 9. Последствия вынужденной миграции и перспективы социальной работы с мигрантами.
Практическое занятие 2.3 «Социально-педагогическая деятельность и социальная работа в профилактике семейного насилия и жестокого обращения с детьми» Вопросы для обсуждения 1. Роль социальной работы и оказание помощи жертвам насилия История вопроса. Национальные особенности вопроса. 2. Насилие, агрессия, жестокое обращение. Виды насилия. 3. Особенности семейного насилия. 4. Насилие над детьми, его формы 5. Социально-психологическая работа с жертвами насилия 6. Особенности социальной помощи детям, пострадавшим от насилия 7. Основные направления социальной работы по профилактике насилия в семьях.
Самостоятельная работа № 2 Тема. Проблемы взаимодействия социального работника и клиента Задание. Ознакомиться с материалами теории и практики социальной работы о проблемах взаимодействия социального работника и клиента используя периодические изданиями социальной направленности (журналы) и другие источники, имеющимися в библиотеке СЭГИ. 1. Теоретические подходы к определению сущности понятия “клиент”. 2. Теоретические модели целостности человеческой личности. 3. Сущность основных методов работы с клиентом: – методы индивидуальной социальной работы; – групповая социальная работа; – социальная работа в микросоциальной среде Объем разработки 2-3 тетрадных листа.
Заполнить таблицу:
Практическая работа № 2 Тема. Индивидуальная работа со случаем Задание: Выберете и решите 3-4 задачи. Письменно ответьте на предложенные вопросы. Кратко опишите предлагаемые методы воздействия или технологии. Задача 5. Неполная семья, сыну 15 лет, в последнее время испортились отношения с матерью. Сын приходит домой поздно и в нетрезвом виде, к советам матери не прислушивается. Его друзья и девушка ничего не имеют против выпивок. Мать настроена против друзей и девушки, из-за чего отношения с сыном еще более ухудшились. Вопросы и задания 1. Что должен сделать социальный педагог на первом этапе работы с семьей? 2. Какие мероприятия необходимо осуществить социальному педагогу с данной семьей? 3.Какими методами социальный педагог может воздействовать на ребенка? Задача 6. Как-то в ненастный день отправили семиклассников на уборку картофеля. План уборки школой был уже выполнен, и обычно дисциплинированный класс не был настроен на эту поездку. Пришлось согласиться: ехать не обязательно. Классный руководитель так и сказал: желающие могут остаться дома. Но при этом добавил, что разговор сегодня идет не только о выполнении плана, а о том, чтобы помочь спасти урожай. Никто не остался в тот день дома. Вопросы и задания 1. Дайте характеристику ценностно-ориентационной готовности к труду? 2. С чего начинается социально-педагогическая деятельность? 3. В чем особенность мотивационной функции применяемой педагогом? Задача 7. Шестиклассник Витя К.– трудный подросток. Ему свойственно ярко выраженное стремление к лидерству. Но реализовать свое стремление в коллективе класса мальчик не может, а поэтому удовлетворяется поступками отрицательными. Одноклассники не доверяют ему и ни в чем не хотят признать его вожаком. Вопросы и задания 1. Какие существуют категории детей группы риска? 2. Какие особенности имеют дети группы риска? 3. Назовите основные аспекты негативного влияния на детей? Задача 8. Виктор К. в школе – один из лучших по успеваемости, активист, спортсмен, хороший товарищ, сдержан, спокоен. Дома же с матерью (отца у него нет) бывает груб, непослушен, иногда обманывает, уклоняется от помощи в домашних делах.
Вопросы и задания 1. Какой стиль воспитания мог привести к данной проблеме? 2. Понятие социального патронажа и надзора? 3. Какие виды консультирования может предложить специалист по социальной работе? Задача 9. Уже 11 часов вечера, а дочери все еще нет. Мать очень волнуется, обзвонила всех одноклассников, родственников. Дочери нигде не было. Мать не может найти себе места. Около полуночи Ира веселая и счастливая пришла домой. – Где ты болталась? Кто разрешил тебе так поздно приходить домой? Если ты в 11-м классе, то решила, что уже взрослая?.. Ты бы лучше училась, чем пропадать неизвестно где! – в сердцах выговаривала мать. – Мама, что ты так волнуешься, я была с Сережей на дискотеке в его училище, – пыталась защититься девушка. – С каким еще Сережей? С этим? – она выхватила из дневника Иры фотографию юноши. – Я тебе покажу, как гулять перед выпускными экзаменами! – закричала она и на клочки в гневе порвала фотографию Сергея. – Как ты смела! – закричала в свою очередь девушка, бросившись собирать разлетевшиеся по комнате кусочки. Подобрав их, со слезами она закрылась в своей комнате. Вопросы и задания 1. Проанализируйте диалог матери и дочери. 2. Дайте оценку поведению и действиям матери и дочери. 3. Что же делать, чтобы снять напряжение в семье? 4. Как должны относиться родители к появлению у детей (юноши или девушки) первого чувства? Задача 10. Один из учеников класса постоянно опаздывает на первый урок. Это продолжается уже несколько недель. Выслушав замечание учителя опоздавший извиняется и обещает не опаздывать. Однако опоздания продолжаются. Вопросы и задания 1. Проанализируйте поведение ребенка. 2. Как бы вы (на месте классного руководителя или учителя-предметника) поступили, если бы в Вашем классе был подобный ребенок. 3. Как правильно разрешить сложившуюся ситуацию. 4. Какую работу необходимо провести с данным учащимся.
Задача 11 (А.С. Макаренко)«У меня был Иван Петрович Городич. Это было еще в колонии имени Горького. Он что-то не так сделал в походе. Он дежурил по колонии. Я разозлился. Спрашиваю: – Кто дежурный? 5 часов ареста! – Есть 5 часов ареста. Слышу голос Ивана Петровича, педагога. Мне даже холодно немножко стало. Он снял с себя пояс, отдал дежурному, пришел ко мне в кабинет: – Я прибыл под арест. Я сначала хотел было сказать ему – “брось”. А потом думаю: “Ладно, садись”. И просидел 5 часов под арестом. Ребята заглядывают в кабинет – Иван Петрович сидит под арестом. Когда кончился арест, он вышел на улицу. Ну, думаю, что-то будет. Слышу гомерический хохот. Ребята его качают. – За что? – За то, что сел под арест и не спорил»! Вопросы и задания 1. Как Вы относитесь к наказанию воспитателя в присутствии коллектива воспитанников? 2. Не способствует ли такая мера ослаблению авторитета воспитателя у воспитанников? 3. Приемлемо ли такое решение с точки зрения педагогики сотрудничества? Как бы Вы поступили в данной ситуации с позиции руководителя колонии и воспитателя? Задача 12. В класс 7пришел ребенок из семьи мигрантов Алан Бероев. Его семья приехала из Чечни. Алан плохо владеет русским языком, так как в семье чаще говорят на родном – чеченском. Педагоги практически не спрашивают Алана на занятиях. Дети сторонятся его. А классный руководитель не оказывает мальчику помощи в адаптации к новым условиям жизни и учебы. Вопросы и задания 1. Как решались подобные задачи в истории педагогики? 2. Как решается данная задача, исходя из концепции поликультурного образования? 3. Какие педагогические принципы были нарушены педагогами? 4. Придумайте варианты развития ситуации: благоприятный и неблагоприятный, исходя из конкретных социально-педагогических реальностей. 5. Встречались ли вы в своей жизни с подобными ситуациями?
Вопросы для самоконтроля 1. В чем состоит актуальность проблем социальной работы в современном российском обществе? 2. Почему сейчас можно определять социальную работу как науку? 3. Что можно считать началом социальной работы в России? Почему? 4. Какое значение оказало христианство на развитие благотворительности? 5. Укажите основные направление социальной программы «Русской Правды» Ярослава Мудрого. 6. Что такое социальная политика? 7. Охарактеризуйте государство как основной субъект социальной политики. 8. В чем вы видите особенности современного российского государства как социального института общества? 9. Назовите основные направления социальной политики государства.
10. Раскройте содержание социальной справедливости как важнейшей характеристики социальной политики. 11. Каковы основные задачи социальной политики на современном этапе развития российского общества? 12. Каковы цели и задачи речевой коммуникации? 13. Какими навыками необходимо владеть для успешной коммуникативной деятельности? 14. Почему умение слушать является одним из критериев коммуникабельности человека? 15. Каковы принципы эффективного слушания? 16. Что такое семья, в чем ее социальное значение? 17. Каковы факторы российской (национальной) специфики семьи? 18. Каковы главные типы современных семей (с учетом разных оснований)? 19. В чем состоят социальные проблемы современных семей? 20. Раскройте содержание основных социально-экономических проблем занятости в России на современном этапе. 21. Что такое безработица и каковы ее основные формы? Охарактеризуйте каждую из них. 22. Какие основные показатели определяют современное положение женщин в обществе? 23. В чем проявляется социальная дискриминация женщин? 24. Как вы считаете, что важнее для современной женщины: работа или семья? Обоснуйте свое мнение. 25. Определите содержание понятия «инвалид». 26. Охарактеризуйте виды инвалидности. 27. Охарактеризуйте социальное положение и социально-психологические особенности пожилых людей. 28. Назовите объективные и субъективные условия, оказывающие влияние на социальное развитие молодежи. 29. Определите сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями. 30. Какие формы социальной работы приемлемы для решения проблем вынужденных мигрантов? 31. Что такое девиантное поведение? Перечислите виды отклоняющегося поведения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|