ПРАКТИКУМ. Симптомы компьютерной зависимости. Детская интернет-зависимость. Признаки аддикции общения. Признаки предрасположенности подростка к употреблению ПАВ
ПРАКТИКУМ Симптомы компьютерной зависимости Симптомы делятся на психические и соматические. К соматическим признакам относятся: сухость глаз; отсутствие аппетита; неряшливость. К психическим признакам относятся: 1) появление чувства радости, эйфории при контакте с компьютером или игровой приставкой, или даже при ожидании («предвкушении») контакта; 2) отсутствие контроля за временем взаимодействия с компьютером или игровой приставкой;
3) желание увеличивать время взаимодействия («дозу») с компьюте- ром или игровой приставкой; 4) появление чувства раздражения, гневливости, либо угнетения, пусто- ты, депрессии при отсутствии контакта с компьютером или игровой приставкой; 5) использование компьютера или игровой приставки для снятия внут- реннего напряжения, тревоги, депрессии; возникновение проблем во взаимоотношениях с родителями, в школе или на работе.
Детская интернет-зависимость Ответы даются по 5-балльной шкале: 1 — очень редко, 2 — иногда, 3 — часто, 4 — очень часто, 5 — всегда. 1. Как часто ваш ребенок нарушает временные рамки, установленные вами для пользования сетью? 2. Как часто ваш ребенок запускает свои обязанности по дому для того, чтобы провести больше времени в сети? 3. Как часто ваш ребенок предпочитает проводить время в сети вместо того, чтобы провести его в кругу семьи? 4. Как часто ваш ребенок формирует новые отношения со своими дру- зьями по сети? 5. Как часто вы жалуетесь на количество времени, проводимое вашим ребенком в сети? 6. Как часто учеба вашего ребенка страдает из-за количества времени, проводимого им в сети? 7. Как часто ваш ребенок проверяет свою электронную почту, прежде чем делать что-либо еще?
8. Как часто ваш ребенок предпочитает общение в сети общению с окру- жающими? 9. Как часто ваш ребенок сопротивляется или секретничает при вопро- се о том, что он делает в Интернете? 10. Как часто вы заставали своего ребенка пробравшимся в сеть против вашей воли? 11. Как часто ваш ребенок проводит время в своей комнате, играя за ком- пьютером? 12. Как часто ваш ребенок получает странные звонки от его новых сете- вых «друзей»? 13. Как часто ваш ребенок огрызается, кричит или действует раздражен- но, если его побеспокоили во время пребывания в сети? 14. Как часто ваш ребенок выглядит более уставшим и утомленным, чем в то время, когда у вас еще не было Интернета? 15. Как часто ваш ребенок выглядит погруженным в мысли о возвраще- нии в сеть, когда он находится вне сети?
16. Как часто ваш ребенок ругается и гневается, когда вы сердитесь по поводу времени, проведенного им в сети? 17. Как часто ваш ребенок предпочитает своим прежним любимым за- нятиям, хобби, интересам других нахождение в сети? 18. Как часто ваш ребенок злится или становится агрессивным, когда вы накладываете ограничения на время, которое он проводит в сети? 19. Как часто ваш ребенок предпочитает вместо прогулок с друзьями проводить время в сети? 20. Как часто ваш ребенок чувствует подавленность, упадок настроения, нервничает, когда находится вне сети, а по возвращении в сеть все это исчезает?
Ключ. При сумме 50–79 баллов родителям необходимо учитывать вли- яние Интернета на жизнь своего ребенка и всей семьи. Если сумма баллов 80 и выше, необходима помощь специалиста.
Признаки аддикции общения 1. Сверхценность. Общение занимает доминирующее положение в де- ятельности человека, несмотря на ущерб другим важным сферам его жиз- ни. Он наслаждается своим состоянием во время разговора, тема которого совершенно не важна. Оставшись один, думает лишь о том, о чем он будет говорить во время следующего разговора.
2. Толерантность. Человек говорит беспрерывно. За разговорами про- водятся рабочие часы, разговорам отдается время сна, а иногда человек и во сне продолжает разговаривать. 3. Симптом отмены. Во время вынужденного прекращения общения или молчания в компании человек испытывает дискомфорт. 4. Конфликт. У человека возникают межличностные и социальные про- блемы из-за неспособности слушать других и нерационального использо- вания времени. 5. Рецидивы возникают вследствие неспособности аддикта к самокон- тролю, толерантного отношения общества к аддикции отношений и несвое- временному оказанию помощи аддикту.
Признаки предрасположенности подростка к употреблению ПАВ 1. Низкая устойчивость к психическим перегрузками и стрессам. 2. Частая неуверенность в себе, низкая самооценка, завышенные требо- вания к себе. 3. Трудности в общении со сверстниками на улице. 4. Тревога и напряжение в общении по месту учебы. 5. Стремление к получению новых ощущений, удовольствия, причем как можно быстрее и любым путем.
6. Чрезмерная зависимость от друзей, стремление к подражанию при- ятелям, отсутствие критичности, подчинение влиянию. 7. Непереносимость конфликтов, стремление к уходу в мир фантазий. 8. Переедание, азартная и компьютерная игромания, сексомания. 9. Отклонения в поведении в связи с травмами головного мозга, инфек- ционными или врожденными заболеваниями. 10. Перенесенное физическое, психологическое или сексуальное наси- лие. 11. Уходы из дома, конфликты с законом, принадлежность к неформаль- ным объединениям радикального типа. 12. Заболевание наркоманией или алкоголизмом родителями или близ- кими родственниками. Явное неблагополучие в семье.
Ключ. За каждый положительный ответ на вопросы 1, 2, 3, 4 начисли- те по 5 баллов, на вопросы 5, 6, 7 — по 10 баллов, на остальные вопросы — по 15 баллов. Суммируйте результаты. Менее 15 баллов. Вероятность зависимости низкая, подросток не вхо- дит в группу риска. От 15 до 30 баллов. Средняя вероятность зависимости. Подросток на- ходится в зоне риска и нуждается в консультации психолога. Свыше 30 баллов. Высокая вероятность зависимости, требуется по- мощь психотерапевта.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|