Психология юного наркомана. Портрет аддиктивной семьи
Психология юного наркомана Употребление наркотиков помогает юношам и девушкам временно «вы- ходить из себя», ослабляя кризис идентичности с его болезненными кон- фликтами с родителями и сверстниками. Наркотики выполняют для под- ростка следующие важные функции: поддерживают чувство взрослости и освобождения от родителей; формируют ощущение принадлежности к группе, а также среду неформального общения; дают возможность оты- грывать сексуальные и агрессивные побуждения, не направляя их на лю- дей; помогают регулировать эмоциональное состояние; реализуют твор- ческий потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами. ПАВ дают подростку чувство взрослости и освобождения от родителей; формируют ощущение принадлежности к группе, а также среду нефор- мального общения; дают возможность отыгрывать сексуальные и агрессив- ные побуждения, не направляя их на людей; помогают регулировать эмо- циональное состояние; реализуют творческий потенциал подростков через экспериментирование с различными веществами. Подросток, не знающий, что он из себя представляет, нередко начинает принимать алкоголь и наркотики из стремления к самопознанию, с целью нащупать внешние границы своего «Я», ускользающие от него, когда он послушно функционирует в трезвом упорядоченном мире. Употребление ПАВ также помогает юношам и девушкам временно «выходить из себя», ослабляя кризис идентичности с его болезненными конфликтами с родите- лями и сверстниками и мучительными колебаниями в выборе профессии. У химически зависимых подростков выявляются следующие иррацио- нальные убеждения. • Все надоело. • В жизни нужно попробовать все.
• Наркотики делают жизнь интереснее. • От травки зависимости не бывает. • Один раз не опасно. • Если не колоть в вену, зависимости не будет. • Если колоться редко, то зависимость не возникнет. • Если я почувствую, что «сажусь», я сумею остановиться. • Наркоманами становятся слабые. • Все зависит от меня. • Я постепенно буду снижать дозу и брошу. • Чтобы избавиться от героина, можно курить анашу. • Все сидят на наркотиках. • Мне никто не поможет. • Я никому не нужен. • Мне все равно. • По кайфу даже умирать не страшно. Аддиктивное поведение может стать формой псевдолидерства вслед- ствие сильной потребности подростка в лидерстве среди сверстников, ко- гда он не в состоянии приобрести статус лидера иным путем. Из-за особен- ностей воспитания подросток не может реализовать в поведении модели
сексуального поведения, принятые обществом. Поэтому он втягивается в аддиктивную практику в тайном сговоре со сверстниками, чтобы спра- виться с чувствами стыда, тревоги или вины. Участие в группе наркоманов облегчает обретение статуса, который за- висит здесь не столько от личных качеств, сколько от возможностей добы- вания наркотика, предоставления места для сбора компании и т. п. В груп- пе молодых наркоманов нередко нет лидера, ее стабильность построена на слепом выполнении каждым членом группы своей функции, а попыт- ка оставить группу грозит издевательствами и побоями. Обычно наркоманы объединяются в группы под влиянием следующих факторов: • страх передозировки наркотика и надежда, что группа спасет; • совместный криминальный поиск средств и добычи наркотиков; • наркопритоны специально снабжаются наркодельцами; • взаимовыручка перед лицом внешней угрозы со стороны семьи, пра- воохранительных органов, врачей, граждан; • наличие сильного лидера или лица, способного удовлетворить по- требность в наркотиках;
• совместные действия и яркие, эмоционально насыщенные пережи- вания; • отсутствие обычных обязанностей, независимость от общества и се- мьи. Портрет аддиктивной семьи Большинство наркоманов происходит из неполных или распавшихся семей, в которых родители страдали алкоголизмом, психопатиями, депрес- сией. Родственникам наркомана часто свойственно зависимое поведение, которое проявляется в форме трудоголизма, аддикции оздоровления, ал- когольной зависимости, гемблинга, религиозного фанатизма и т. п. Это по- зволяет говорить о семейном аддиктивном сценарии, в котором наркотиза- ция подростка служит связующим звеном для разобщенной семьи. В аддиктивной семье говорят, думают, рассуждают на одном уровне, а взаимодействуют, чувствуют, переживают — на другом, что образует скрытый подтекст семейных отношений, провоцирующий и фиксирую- щий наркотизацию подростка. Характерны: • невовлеченность членов семьи в жизнь и дела друг друга, когда се- мейная жизнь низводится до совместного быта; • директивный стиль отношений и эмоциональное отвержение; • поведение подростка контролируют чрезмерно или недостаточно; • избегание эмоционально близких отношений с подростком: «Я сде- лаю, как ты хочешь, только отстань! » или: «Что еще тебе нужно? У тебя же все есть! »; • готовность родителей идти на поводу у подростка;
• непоследовательность в отношениях с подростком: его то приближа- ют к себе, то отвергают, независимо от особенностей его поведения; • манипулирование чувствами подростка со стороны родителей и вза- имный обман; • использование подростка как средства давления и манипуляции су- пругами друг другом («Не кричи на меня: видишь, ребенок от этого страдает! »); • чувство вины родителей друг перед другом и перед подростком; • явные и скрытые сообщения, подчеркивающие вину подростка за про- исходящее, упреки в неблагодарности и слабоволии; • непоследовательность в ожиданиях, выражающаяся то в уверенно- сти в успехе терапии и реабилитации, то в высказываниях о беспер- спективности и бесполезности терапии, фатальной обреченности под- ростка; • острые, болезненные реакции наркотизирующегося подростка на се- мейную ситуацию, особенно на холодную и строгую мать;
• преимущественная активность матерей и растерянность и пассив- ность отцов. Описаны три типа матерей химически зависимых детей: 1) «мама-девочка» сохраняет дозамужние интересы и безразлична к ре- бенку; 2) «мать-героиня» организует лечение членов семьи, страдающих алко- голизмом, и нередко сама начинает лечиться от наркомании вместо своего ребенка; 3) «мать-страдалица» самоотверженно борется с неисчислимыми про- блемами семьи, одновременно усугубляя их (например, «из жалости» дает сыну деньги на героин). Отцы этих детей также представлены тремя типами: 1) «отец-герой», лишающий ребенка ответственности за его аддиктив- ное поведение; 2) агрессор, жестоко наказывающий ребенка за аддиктивное поведение, нередко сам страдает алкоголизмом; 3) «отсутствующий отец» — разведенный, двоеженец, тихий алкоголик, работоголик. В семье наблюдается слишком серьезная и тяжелая атмосфера, в ко- торой каждый ведет себя как жертва, и единственное допустимое прояв- ление юмора — высмеивать других и превращать детей или посторонних в мишени для насмешек. Личные границы полностью отсутствуют, уеди- нение невозможно. Основные правила в таких семьях: «Не смей говорить о реальных проблемах! Не смей чувствовать! Не верь! » Дети не имеют права на тайну, зато имеется масса семейных секретов. Самые частые се- мейные секреты — алкоголизм в родительской или прародительской се- мье, супружеские измены и сексуальные дисфункции, психические за- болевания.
Часто возникновению аддикции способствуют отсутствие других детей в семье, конфликты между родителями, излишне заботливая или, наобо- рот, властная мать. При полном отсутствии подлинного единства в семье конфликты между членами семьи игнорируются или отрицаются. Некото- рые члены семьи объединяются в подгруппы, чтобы защититься от других и манипулировать ими. Никому не разрешается говорить с посторонними о семье; другие люди воспринимаются как враждебные.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|