Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

СОЗАВИСИМАЯ СЕМЬЯ. Детская комната созависимой семьи




СОЗАВИСИМАЯ СЕМЬЯ

С пищевым аддиктом созависимая мать ведет себя следующим образом. Контролирует вес подопечной (чаще всего это дочь), переживает за ее фи- гуру; непрерывно волнуется за больную, ходит на цыпочках, чтобы не рас- строить ее. Когда застает обжору за перееданием, произносит гневные тира- ды; связывает ее неустойчивое настроение, резкость, колебания настроения с пачкой печенья или коробкой конфет; прячет еду от обжоры или выбра- сывает ее; покупает правильную пищу и поощряет ее потребление, делает обещания, основанные на изменении веса. Манипулирует бюджетом, что- бы контролировать расходы на еду; поощряет гимнастику, здоровый режим и чудесные средства оздоровления; как бы случайно оставляет на видных местах «подходящую» литературу.

Мать постоянно расстраивается из-за рецидивов; неискренне утешает свою подопечную, когда та расстроена; устраивает испытания силы воли, чтобы подразнить ее; угрожает оставить больную из-за ее веса. Радуется, что она сама не такая; подавляет свои опасения, что способна вести себя так же; много говорит о питании; использует продукты как взятку. Читает литературу о диетах, хотя не имеет проблем с весом; соблюдает диету; на- бирает вес, когда аддикт худеет. Изменяет свою социальную активность, чтобы у обжоры не было соблазна; все меньше уделяет внимания себе; ис- пользует пищевое расстройство аддикта как возможность избегать чего-то и не развиваться. Считает, что в семье все идеально, кроме пищевого по- ведения аддикта; мечтает о том, как было бы прекрасно, если бы оно из- менилось. Все больше беспокоится о своем здоровье; много пьет, прини- мает снотворные и транквилизаторы, в своей терапии говорит в основном об аддикте.

Созависимая мать химического аддикта беспокоится из-за того, что он много пьет или потребляет наркотики; в то же время отрицает нали- чие аддикции, соглашается с его образом жизни, пытается употреблять ПАВ вместе с ним, берет на себя выполнение его семейных обязанно- стей, оправдывает его промахи и недостатки. Снабжает аддикта деньгами, хотя испытывает денежные затруднения из-за того, что он много тратит на ПАВ; то пополняет запасы вещества, то уничтожает его. Она стыдит- ся его поведения или страдает из-за него; состояние аддикта и его аддик- тивное поведение заставляет ее отказываться от своих семейных планов, встреч друзьями и т. д. Она чувствует, что ПАВ для аддикта важнее, чем она, но лжет, чтобы защитить его, и обвиняет во всем его друзей. Боит- ся прямо сказать ЗД (значимому другому) о чем-то неприятном, опасаясь вызвать срыв; чувствует себя виноватой в том, что не может удержать его от потребления ПАВ.

Она обнюхивает подростка на пороге с тайной целью уловить запах ал- коголя; разыскивает спрятанные им бутылки спиртного или наркотики. Несправедливо относится к детям, родителям, сотрудникам только из-за злости на ЗД за его аддиктивное поведение. Считает, что никто не понима- ет его проблем, рассчитывает, что все они будут решены, если ЗД исправит- ся. Думает: «Если бы он меня любил, то исправился бы». Пытаясь напугать ЗД и заставить его просить прощения, ругается с ним, бьет его, угрожает


 

выгнать его, покончить с собой, разрушить дом и т. п. Отдаляется от него, отталкивает от него друзей, вместо него договаривается о встречах или от- меняет их. Тайно подкладывает лекарства, укладывает в больницу, прово- цирует арест. «Купается» в жалости к себе и избегает получения помощи. К развитию созависимости ведут следующие условия. Стремящие-

ся к совершенству, принуждающие и наказывающие родители, устанав- ливающие жестокие правила и роли, масса семейных секретов. Зависи- мость от алкоголя, наркотиков, пищи, работы, секса, другого человека и т. п. Слишком серьезная и тяжелая атмосфера, в которой каждый ведет себя как жертва, и единственное допустимое проявление юмора — высме- ивать других и превращать детей или посторонних в мишени для насме- шек. Невозможность уединения, полное отсутствие личных границ. Де- тям не дается права на тайну. Один или оба родителя больны — умственно или физически. Родители находятся в созависимых отношениях. Имеется физическое, сексуальное или эмоциональное злоупотребление ребенком со стороны взрослого или взрослых. Родители исподволь внушают ребен- ку ложное чувство лояльности по отношению к семье. Никому не разре- шается говорить с посторонними о семье; другие люди воспринимаются как враждебные. Детям не разрешается проявлять сильные чувства. Кон- фликты между членами семьи игнорируются или отрицаются, при полном отсутствии подлинного единства в семье. Некоторые члены семьи объеди- няются в подгруппы, чтобы защититься от других и злоупотреблять ими.

Детская комната созависимой семьи

«Герой» выполняет множество обязанностей по дому, защищает своих братьев и сестер от родителей-алкоголиков или наркоманов. Он старает- ся хорошо учиться, чтобы компенсировать позор семьи, усиленно гото- вится в престижный вуз или добивается спортивных побед. Он лиша- ет себя отдыха и развлечений, становится антиподом отцу, но на той же основе: бегство в зависимость, саморазрушение. Чтобы не стать работо- голиком и «перегореть» или заболеть психосоматическим расстройством, ему нужно принимать поражения, сосредоточиться на себе и перестать ре- шать и думать за других, осознать свои потребности, просить о помощи и принимать ее.

«Сирота» — ребенок, который остался без внимания, так как мать взя- ла на себя функции зависимого отца. «Сирота» помогает сохранить семью тем, что ничего не требует. Он испытывает чувство ненужности, малоцен- ности, зачастую удовлетворяет свои эмоциональные потребности в компа- нии химически зависимых подростков. Его опорой в терапии могут стать такие сильные стороны, как терпение, независимость и творческие способ- ности. Чтобы не впасть в депрессию, ему нужно признать, что он испыты- вает боль, и создать новые близкие взаимоотношения.

«Шут» использует эйфорические состояния опьянения для разрядки тягостной атмосферы в семье, отвлечения от конфликтов. Его сильные сто- роны — юмор, умение играть и получать удовольствие. Чтобы его нача- ли воспринимать всерьез, ему нужно научиться принимать на себя ответ- ственность, быть серьезным и уверенным.


 

«Козел отпущения» служит громоотводом для разрядки негативных эмоций членов семьи. Он ведет себя плохо, в том числе потребляя ПАВ, чтобы отвлечь родителей от семейных конфликтов и сплотить семью пе- ред лицом необходимости своего спасения. Его сильные стороны — спо- собность видеть действительность, хорошая интуиция, чувствительность и мужество. Чтобы не стать изгоем, ему нужно пробиться сквозь стену гне- ва к чувству обиды и научиться обсуждать, а не бунтовать.

 

Детско-родительским отношениям в период обращения за помощью свойственны:

• приписывание ответственности и вины за наркоманию исключитель- но подростку;

• тотальный контроль, недоверие и подозрительность;

• патологическая лживость, манипулирование самыми святыми чув- ствами;

• скрытое чувство вины родителей перед подростком и друг другом;

преимущественная активность матерей и растерянность и пассив- ность отцов.

 

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...