§ 2. Организация модуля нейропсихологических занятий на неделю
§ 2. Организация модуля нейропсихологических занятий на неделю Итак, модуль нейропсихологических занятий на неделю составляется из трех разделов: «Разминка», «Психомоторные координации» и «Познавательные компетентности». Приведем для примера конспекты двух первых недель занятий. Надеемся, что вас не смутят некоторые прямые повторы, поскольку данные примеры — «калька» из соответствующих разделов книги. В скобках везде указаны разделы, где описаны соответствующие блоки упражнений. 1 неделя занятий 1. Ритуал приветствия и знакомство. Мы пришли в Волшебную страну В первую неделю мы занимаемся в свободном режиме, давая ребенку возможность привыкнуть к упражнениям. Он все делает, «как может». Но общий план занятий уже жестко зафиксирован. Итак, вы освежили в памяти основные правила формирования произвольной саморегуляции (глава 2, §1). Они должны стать фоном нейропсихологических занятий и повседневной жизни в ДОУ и дома. Теперь приступаем к нейропсихологическим упражнениям. • «Сказка про левую руку». Когда-то давно люди никак не могли понять друг друга. И была страшная путаница. Тогда они договорились называть одну руку левой (показываем), а другую правой (показываем). А чтобы ничего не забыть, они надели на левую руку браслет (тряпочку, часы и т. п. ). И сразу все всем стало понятно. Охотники могли теперь договориться, что несколько человек обойдут зверя слева, а другие справа. Все стали читать книжки и рассматривать картинки слева направо (показываем) и т. д. Воспользуйтесь богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено- солома»), которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов, браслетика, значка у сердца и т. п. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Таким образом, вы даете прекрасную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством, — ведь представление о нем строится вначале от собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь ребенок знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». А «вверху» — это там, где потолок и голова. На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры, особенно на первых этапах, должны присутствовать на нем постоянно.
Важно, чтобы ребенок осознал свои двигательные возможности в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Для того чтобы ему легче было это сделать, побольше показывайте ему передачи про различных животных. И обсуждайте их, максимально подробно рассказывая ему о том, что в природе и в нашей повседневной жизни происходит «вверху», «внизу», «под землей», «в небе и в космосе», «близко к земле» и т. п. 2. Разминка (глава 4, этап I) Растяжки • «Вверх». • «Раскрылись». • Перекаты. • «Нога-рука». • Разминка и расслабление рук. • Разминка и расслабление плеч. • Разминка и расслабление шеи. Пальчиковая гимнастика • «Пальчиковые ладушки и ходилки». • «Ножницы». • «Вертушки». Артикуляторная гимнастика • «Трусливый птенчик». • «Акула». • Покусывание и почесывание губ зубами. • Одновременное и попеременное надувание щек. • «Улыбка — хоботок». • «Заборчик — трубочка». 3. Психомоторные координации (глава 5, 1 неделя) Дыхание • «Воздушный шарик». • Дыхание с хлопками. Растяжки • Пассивные растяжки. • «Ходьба» на руках. Общий двигательный репертуар
• «Зоопарк». • «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст — «Пустыня». • «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст — «Царство животных». • «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст — «Царство птиц». Глазодвигательный репертуар • «Догонялки руками». • «Крестики». • Конвергенция.
Игры с мячом
4. Познавательные компетентности ( глава 6, этап I) Тактильно-кинестетическое восприятие и схема тела. • «Угадай часть тела и запомни ее название». • «Угадай часть тела и назови-2». • «Скульптор». • «Повтори позу». • «Обезьянки». • «Восприятие температуры». • Игры на восприятие вкуса. Кинетические процессы • Нанизывание бус. • Взрослый учит ребенка смешивать краски, получая новые цвета и оттенки. • «Разноцветные бусы». • Рисование на вертикальной поверхности. Зрительное восприятие и пространственные представления • Рассматривание и чтение книг серий «Расскажи сказку». • «Разрезные картинки». • «Чего не хватает». • «Выбор недостающего фрагмента изображения». • «Цветовое лото». • Узнавание контуров реальных предметов и животных. • «Слева-справа». • «Выше-ниже», «Спереди-сзади». • «Что находится слева? » • «Диспетчер и самолет». Слуховое восприятие • «Большие уши». • «Что за шум? ». • «Шумящие коробочки». • «Постучалки». • «Послушай, что за звук». • «Угадай, что за звук». Речевые процессы • «Катание мяча с называнием». • «Что делает? ». • «Кто что делает? ». • «Это что? Это какое? ». Интеллектуальные процессы • «Что вижу — о том пою». • «Прослушай и перескажи». • «Составление рассказа по картинке или серии картинок». • Завершающая игра (глава 4, этап I) • «Стоп-упражнение». • «Условный сигнал». 5. Обсуждение занятий и рисунок на память Лучше всего с самого первого занятия ввести традицию «рисунок на память». Это можно делать в процессе обсуждения занятий. Но лучше сначала попросить ребенка дома (или на других занятиях в ДОУ) нарисовать что-нибудь по поводу его пребывания в Волшебной стране. 6. Домашнее задание (глава 5) С первой недели и в течение месяца необходимо обязательно выполнять несколько упражнений дома. Они подготовят ребенка к дальнейшей групповой работе. Особенно важно это в ситуации, когда занятия проводятся в ДОУ с большими (больше 8 человек) группами детей. В этом случае ведущие не имеют возможности подойти к каждому ребенку, показать и рассказать ему, что надо делать. Потому ряд упражнений окажется просто недоступным ребенку.
В начале цикла важно поддержать контакта ребенка и взрослых, прежде всего — матери. Для этого предназначены известные психотехники, которые многое вам расскажут о ваших взаимоотношениях и обладает мощным терапевтическим эффектом. • «Мама». • «Бабочка из кокона». • «Вернемся к моменту рождения». • Дыхательные упражнения. • «Догонялки руками». • «Крестики». • Конвергенция. • Массаж, самомассаж. «Здоровые глаза». • Игры с мячом. • «На руках».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|