Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

§ 2. Организация модуля нейропсихологических занятий на неделю




§ 2. Организация модуля нейропсихологических занятий на неделю

Итак, модуль нейропсихологических занятий на неделю составляется из трех разделов: «Разминка», «Психомоторные координации» и «Познава­тельные компетентности». Приведем для примера конспекты двух первых недель занятий. Надеемся, что вас не смутят некоторые прямые повторы, поскольку данные примеры — «калька» из соответствующих разделов книги. В скобках везде указаны разделы, где описаны соответствующие блоки упражнений.

 1 неделя занятий

1. Ритуал приветствия и знакомство. Мы пришли в Волшебную страну

В первую неделю мы занимаемся в свободном режиме, давая ребенку воз­можность привыкнуть к упражнениям. Он все делает, «как может». Но общий план занятий уже жестко зафиксирован. Итак, вы освежили в памяти основные правила формирования произвольной саморегуляции (глава 2, §1). Они долж­ны стать фоном нейропсихологических занятий и повседневной жизни в ДОУ и дома. Теперь приступаем к нейропсихологическим упражнениям.

• «Сказка про левую руку». Когда-то давно люди никак не могли понять друг друга. И была страшная путаница. Тогда они договорились называть одну руку левой (показываем), а другую правой (показываем). А чтобы ничего не забыть, они надели на левую руку браслет (тряпочку, часы и т. п. ). И сразу все всем стало понятно. Охотники могли теперь договориться, что несколько человек обойдут зверя слева, а другие справа. Все стали читать книжки и рассматривать картинки слева направо (показываем) и т. д.

Воспользуйтесь богатым арсеналом внешних опор, маркеров («сено- солома»), которые заставили бы ребенка буквально убедиться в том, что существует правая и левая сторона, верх и низ, и это неизбежно и неизменно. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью тряпочки, часов, браслетика, значка у сердца и т. п. Но ведь есть еще верх (голова, бант, солнце) и низ (ноги, пол, ботинки, трава). Таким образом, вы даете пре­красную опору для дальнейших манипуляций с внешним пространством, — ведь представление о нем строится вначале от собственного тела, а уже потом превращается в абстрактные пространственные представления. Теперь ребенок знает, что «слева» — это «там, где красная тряпочка». А «вверху» — это там, где потолок и голова. На это знание можно нанизывать обширный репертуар сведений о внешнем мире. Такие маркеры, особенно на первых этапах, должны присутствовать на нем постоянно.

Важно, чтобы ребенок осознал свои двигательные возможности в разных зонах пространства: нижней, средней и верхней. Для того чтобы ему легче было это сделать, побольше показывайте ему передачи про различных животных. И обсуждайте их, максимально подробно рассказывая ему о том, что в природе и в нашей повседневной жизни происходит «вверху», «внизу», «под землей», «в небе и в космосе», «близко к земле» и т. п.

2. Разминка (глава 4, этап I)

Растяжки

• «Вверх».

• «Раскрылись».

• Перекаты.

• «Нога-рука».

• Разминка и расслабление рук.

• Разминка и расслабление плеч.

• Разминка и расслабление шеи.

Пальчиковая гимнастика

• «Пальчиковые ладушки и ходилки».

• «Ножницы».

• «Вертушки».

Артикуляторная гимнастика

• «Трусливый птенчик».

• «Акула».

• Покусывание и почесывание губ зубами.

• Одновременное и попеременное надувание щек.

• «Улыбка — хоботок».

• «Заборчик — трубочка».

3. Психомоторные координации (глава 5, 1 неделя)

Дыхание

• «Воздушный шарик».

• Дыхание с хлопками.

Растяжки

• Пассивные растяжки.

• «Ходьба» на руках.

Общий двигательный репертуар

• «Зоопарк».

• «Движения в нижней зоне». Сюжетный контекст — «Пустыня».

• «Движения в средней зоне». Сюжетный контекст — «Царство живот­ных».

• «Движения в верхней зоне». Сюжетный контекст — «Царство птиц».

Глазодвигательный репертуар

• «Догонялки руками».

• «Крестики».

• Конвергенция.

 

Игры с мячом

 

4. Познавательные компетентности ( глава 6, этап I)

Тактильно-кинестетическое восприятие и схема тела.

• «Угадай часть тела и запомни ее название».

• «Угадай часть тела и назови-2».

• «Скульптор».

• «Повтори позу».

• «Обезьянки».

• «Восприятие температуры».

• Игры на восприятие вкуса.

Кинетические процессы

• Нанизывание бус.

• Взрослый учит ребенка смешивать краски, получая новые цвета и оттенки.

• «Разноцветные бусы».

• Рисование на вертикальной поверхности.

Зрительное восприятие и пространственные представления

• Рассматривание и чтение книг серий «Расскажи сказку».

• «Разрезные картинки».

• «Чего не хватает».

• «Выбор недостающего фрагмента изображения».

• «Цветовое лото».

• Узнавание контуров реальных предметов и животных.

• «Слева-справа».

• «Выше-ниже», «Спереди-сзади».

• «Что находится слева? »

• «Диспетчер и самолет».

Слуховое восприятие

• «Большие уши».

• «Что за шум? ».

• «Шумящие коробочки».

• «Постучалки».

• «Послушай, что за звук».

• «Угадай, что за звук».

Речевые процессы

• «Катание мяча с называнием».

• «Что делает? ».

• «Кто что делает? ».

• «Это что? Это какое? ».

Интеллектуальные процессы

• «Что вижу — о том пою».

• «Прослушай и перескажи».

• «Составление рассказа по картинке или серии картинок».

• Завершающая игра (глава 4, этап I)

• «Стоп-упражнение».

• «Условный сигнал».

5. Обсуждение занятий и рисунок на память

Лучше всего с самого первого занятия ввести традицию «рисунок на память». Это можно делать в процессе обсуждения занятий. Но лучше снача­ла попросить ребенка дома (или на других занятиях в ДОУ) нарисовать что-нибудь по поводу его пребывания в Волшебной стране.

6. Домашнее задание (глава 5)

С первой недели и в течение месяца необходимо обязательно выполнять несколько упражнений дома. Они подготовят ребенка к дальнейшей группо­вой работе. Особенно важно это в ситуации, когда занятия проводятся в ДОУ с большими (больше 8 человек) группами детей. В этом случае ведущие не имеют возможности подойти к каждому ребенку, показать и рассказать ему, что надо делать. Потому ряд упражнений окажется просто недоступным ребенку.

В начале цикла важно поддержать контакта ребенка и взрослых, прежде всего — матери. Для этого предназначены известные психотехники, которые многое вам расскажут о ваших взаимоотношениях и обладает мощным тера­певтическим эффектом.

• «Мама».

• «Бабочка из кокона».

• «Вернемся к моменту рождения».

• Дыхательные упражнения.

• «Догонялки руками».

• «Крестики».

• Конвергенция.

• Массаж, самомассаж. «Здоровые глаза».

• Игры с мячом.

• «На руках».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...